МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Сентября 2017 года
12 воскресенье после Дня Св.Троицы
2 Кор.3, 3-9
3. вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.
4. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5. не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8. то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9. Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
В своё время король Пруссии Фридрих II спросил своего советника: «Для чего нужны евреи?». Советник ответил: «Государь, они – свидетели». И действительно, если учесть, сколько мытарств обрушилось на евреев за последние 2000 лет, а тем паче ранее, то не было бы ничего удивительного, если бы они, подобно многим другим народам, исчезли с лица земли. Но они не исчезли, ибо Господь сохраняет старый избранный народ ради его особого назначения – быть наглядным свидетельством исполнения Божиих обетований. Подобным же образом имеет особое назначение и новый избранный народ, т.е. Церковь, к которой принадлежим и все мы. Каково же наше назначение? Быть живым свидетельством Божиим, ибо мы есть живое послание Бога миру. Именно об этом говорит св.Павел в услышанном сегодня чтении из 2-го Послания к Коринфянам: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца». В этих словах апостол формулирует разницу между свидетельством Ветхого и Нового Заветов, подчёркивая её и дальше: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». Таким образом, мы получаем предупреждение относительно подстерегающего нас на пути подводного камня. Дело в том, что Церквам Реформации, в т.ч. и нашей, свойственна тенденция к абсолютизации Писания. Что ж, Писание несомненно и воистину является источником подлинного Божественного Откровения, но нельзя забывать, что оно не существует само по себе. Главной ошибкой иудеев было разделение личности Бога и данного Им закона. В результате закон стал самодовлеющим началом, приверженцы которого поклонялись уже не столько живому Богу, сколько мёртвой букве. И что получилось в результате? Позволю себе такую аналогию. Идёт судебный процесс. Для квалификации вины подсудимого судья пользуется подходящими статьями и параграфами Уголовного кодекса. И вот, (в особенности если дело ведёт нерадивый судья) получается так, что за этими статьями совершенно скрывается личность подсудимого, побуждения которого не имеют ни малейшего значения. Главное – подобрать нужную статью. А в результате, например, бывали случаи, когда за убийство при самообороне осуждали так же, как за убийство с заранее обдуманным намерением. То же самое случилось и с иудеями. За буквой закона Бог стал невидим, а в результате Мессия, которого так долго и с таким нетерпением ждали, оказался не узнанным, ненавидимым и, в конце концов, распятым. Так было с иудеями, со старым избранным народом. А что с новым? С новым получилась презанятная история. Христос пришёл, дабы освободить людей от рабства закона и даровать им свободу в духе и истине. И что же? – едва успев её получить, добрые христиане немедленно соорудили себе новый закон, нарушение статей которого было чревато серьёзными неприятностями, исходившими, впрочем, не от Бога, а от людей. Причём, что самое интересное, чем больше та или иная группа вопила о свободе, тем из больших законников она состояла. Особенно преуспели радикальные протестанты – за нарушение заповедей они карали смертью, а несогласных с их воззрениями изгоняли или сжигали. Достаточно вспомнить костры в кальвинистской Женеве, зверства армии Кромвеля или порядки в пуританских колониях Америки. Так было и так будет всегда, когда в основу, во главу угла, поставляется буква. Но если так, то чем тогда христиане лучше иудеев, и каким образом должно исполняться наше предназначение?
Да, мы читаем и проповедуем Слово Божие, но объединяемся в единое целое всё-таки не словом, но Духом, Святым Духом, без Которого писаное Слово осталось бы только набором символов. «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». Не стоит забывать, что наряду с принципом Sola Scriptura «Только Писание», Реформация провозглашает принципы sola fide, solus Christus (только вера, только Христос). На чём основывается вера, что порождает её? Не буква, но личная встреча со Христом. Можно получить веру по наследству, как часть семейной или народной традиции, можно самому «сконструировать» её, но такая вера никогда не будет крепкой. При действительно серьёзном испытании, сомнении, она может рухнуть или серьёзно поколебаться. Но если человек пережил личную встречу с Богом, если ощутил присутствие Спасителя, то это останется с ним навсегда, и такую веру невозможно сломить уже ничем. Далее. Мы, христиане, призваны быть служителями Божьими. Кто подвигает нас на сие служение? Всё тот же Св.Дух, Который животворит букву и превращает её в орудие Божьего промысла. Именно поэтому св.Павел пишет: «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца».
Итак, мы – письмо Христа. О чём же мир должен узнать через нас? Благую Весть. По объёму она намного меньше, чем Новый Завет, не говоря уже о Библии в целом. Она удивительно проста: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное». Мы не возвещаем хитросплетений Закона. Мы говорим об очевидных и однозначных сущностях: Голгофа, жертва Христа, оправдание, прощение грехов и, самое главное, воссоединение с Богом-Отцом через посредство Сына и Святого Духа. Кроме того, мы возвещаем миру величайшее, сокровеннейшее чувство, которое не укладывается ни в какой кодекс – милость Бога и Его любовь. А для того, чтобы наше свидетельство благодати было успешным, мы сами должны быть зримым примером действия таковой. Существует писаная Библия, и существуем мы – живые письма Христа. А это значит, что люди, далёкие от Библии, должны познавать сущность христианского благовествования, взирая на нас. Быть письмом Христа означает умение донести Благую Весть даже при отсутствии писаной Библии. Именно созерцание живых свидетелей должно пробудить в человеке желание к чтению Писания. Читают не все, но все видят и слышат. Именно такое служение апостол и называет «служением оправдания».
Итак, сосредоточимся на Духе Христовом, духе любви и не будем пытаться превратить Новый Завет в новый закон. Таковая опасность будет актуальной и Новый Завет никогда не займёт правильного места в нашей жизни, если не проникаться Духом Божиим, Духом живого Христа.
Мир, в котором мы пребываем, преисполнен злом, и лишь немногие ростки добра пробиваются сквозь него. Дух Христов даёт нам возможность стать ростками добра и самой своей личностью утверждать иные принципы бытия, несущие с собою оправдание и бессмертие. Мы имеем Писание, слово Божие, но если не будет животворящего Духа, буква не поможет, ибо вне Духа теряет смысл. «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способным были помыслить что от себя, но способность наша от Бога; Он дал нам способсность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит». Посему будем молить Небесного Отца о постоянном пребывании в общении Св.Духа, дабы во все дни наши мы могли быть живым посланием Христовым, пробуждающим сердца людей для нового бытия, для жизни вечной. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
04 Сентября 2022 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Августа 2021 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
30 Августа 2020 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
08 Сентября 2019 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
19 Августа 2018 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Августа 2016 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
23 Августа 2015 - Большое исцеление. Проповедь на 12-е воскресенье после праздника Св. Троицы (Пастор Г. Азиков)
07 Сентября 2014 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Августа 2012 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
11 Сентября 2011 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Августа 2010 - 12-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
10 Августа 2008 - 12 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)