МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
17 Августа 2008 года
13 воскресенье после Дня Св.Троицы
Деян.6, 1-7
В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды своей семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу; а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. И Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Только что услышанное нами слово из Книги Деяний Апостольских повествует об обстоятельствах, при которых в Церкви были поставлены первые диаконы. Создание диаконата безусловно очень важная веха в Церковной истории, однако какое отношение к нашей нынешней повседневности имеет это событие, совершившееся двадцать столетий назад? Зачем в календарь чтений включён текст, не связанный напрямую с нашим бытием? Он включён потому, что на самом деле связан сегодняшним днём самым непосредственным образом и актуален отнюдь не только как свидетель первых дней христианства.
Начнём с того, что обстоятельства, вызвавшие необходимость введения диаконата, представляют собою любопытный штрих к истории Церкви апостольского времени. Человек любит идеализировать прошлое. Таковое то и дело противопоставляется настоящему, причём сравнение оказывается не в пользу современности. Как известно, солнце в прежние дни светило ярче, а трава была зеленее. Сие отношение проецируется и на Церковь. Древняя Церковь, а в особенности Церковь апостольского времени преподносится как идеал, на который надо ориентироваться во всех отношениях. Не случайно одним из лозунгов Реформациии стало выражение «ad fontes», т.е. «к источникам». Однако, глубоко ошибочно полагать раннюю Церковь чем-то идеально-непогрешимым. Апостольские послания и Книга Деяний напоминают нам о том, что проблемы в Церкви существовали уже во времена Апостолов. Эти проблемы исходили они не извне, не со стороны тех, кто ненавидел Христа и гнал Его учеников при всякой возможности. Они исходили изнутри самой Церкви, они рождались в её общинах, причём порою носили весьма фундаментальный характер, и о них невозможно говорить, как о несущественных. Следовательно, у нас нет никаких оснований для того, чтобы унижать современность и превозносить Церковь первых веков. Таков первый момент, связанный с сегодняшним чтением. Однако, он далеко не главный.
«В эти дни, когда умножились ученики, произошёл у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.». Обстоятельства, приведшие к поставлению диаконов, стали первым испытанием практической действенности христианства. Слово, проповедь, благовествование – это прекрасно, но каким образом всё сие претворяется в жизнь и претворяется ли вообще? Вопрос не праздный, ибо что толку говорить о благодати, если никто не пребывает в благодати? Что толку говорить о любви, если никто не любит? И какой смысл учить, что все христиане – братья и сёстры, если чьи-то интересы поддерживаются, а кем-то пренебрегают? Это прекрасно понимали Апостолы, и потому их реакция была мгновенной: «Итак, братия, выберите из среды своей семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу…». О какой службе шла речь? Раз в неделю, по пятницам, производился сбор пожертвований и продуктов среди членов общины. Посредством собранного обеспечивались нуждающиеся, особенно пребывавшие в крайней бедности и получавшие каждодневное пропитание от общины. Именно для этих сборов и раздаяния собранного нуждавшимся и были поставлены первые диаконы. Книга Деяний повествует нам о них, как о ярких благовестниках, причём один из семи – Стефан – за своё свидетельство о Христе был побит камнями, став первым христианским мучеником. Тем не менее, при всей своей яркости, благовестническая сторона деятельности диаконов вторична. Как служители, они были поставлены в первую очередь не для благовествования, а для решения сугубо практических нужд. И решение этих нужд было ничем иным, как реализацией христианства в качестве образа жизни. Если в проповеди ведётся речь о любви Бога, явившейся нам во Христе, то сия Божественная любовь не прекращает является с Его Вознесением. Она должна являться и далее уже нашим посредством - являться в современной повседневности точно так же, как в своё время она являлась через Христа. Если проповедь призывает людей к подражанию Христу, к возрастанию в Духе Святом, к стяжанию Царствия Небесного, то место для этого подражания всегда должно находиться. Тем более, что таковое совершенно не обязательно должно являться в виде поражающих воображение героических деяний. В жизни всегда есть место подвигу, но жизнь не требует от нас каждодневных подвигов. Героические деяния в обычном понимании этого выражения слишком редки для того, чтобы быть эталоном повседневности. Вокруг них поднимают много шума, но жизнь в целом строится из будней, и подражание Христу является в первую очередь через каждодневное и незаметное служение ближним, о котором не пишут в газетах и не снимают телерепортажей. Я позволю себе обратиться в качестве аналогии к зданию нашего собора. В нём есть такая деталь, как венчающий башню шпиль. Эта деталь (а в настоящее время её отсутствие) бросается в глаза, о ней много говорят, но её наличие или отсутствие никак не отражается на жизни общины. Система отопления скрыта под полом, она невидима, никто не восхищается её красотой, но, если она не будет работать, то посещение богослужений в зимнее время превратится в тест на выживание.
Подвиги мучеников, отдавших жизнь за Христа, достойны трепетного восхищения, но сегодня людей в Церковь привлекают не они. Церковь основывается не на мучениках, а на личности Христа, на общении с Ним. Люди приходят не туда, где когда-то кто-то пострадал, а туда, где сегодня и сейчас можно ощутить дыхание Божественной любви, ибо во все времена человек больше всего нуждался в том, чтобы его любили. Там, где нет любви, там тщетны все блага мира. Мне доводилось беседовать с людьми, попавшими в плен к различным сектам, и я спрашивал у них, что они нашли там, что привлекло их? И ответ был всегда один и тот же – атмосфера тепла и участия, дающая ощущение того, что ты действительно нужен Богу, что ты действительно нужен общине, что ты вообще кому-то нужен, что в тебе хоть кто-то заинтересован. Наличие такого отношения в сектантских объединениях является упрёком традиционным общинам, которые, увы, зачастую отличаются холодностью и безразличием, а то и агрессивностью.
Когда в Иерусалимской общине возникла проблема, связанная с тем, что кем-то пренебрегли, Апостолы немедленно приняли меры к тому, чтобы исправить положение, чтобы каждый член общины чувствовал на себе заботу и внимание. Если мы хотим действовать в духе Апостолов, то должны стремиться к тому же самому. Собственно говоря, если мы хотим, чтобы Церковь были именно Церковью, то действовать иначе, чем в духе Апостолов и невозможно. Именно поэтому так важны инициативы, позволяющие прихожанам сблизиться. В том числе развиваемое сейчас в нашем приходе служение посещений. Это поистине доброе начало, часть того, что должно быть в общине, если она хочет быть живою Церковью Иисуса Христа, а не памятником истории и культуры. И если сие действительно будет, то и результат будет тот самый, о котом мы прочитали сегодня в Книге Деяний: «И Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось…». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
03 Сентября 2023 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
29 Августа 2021 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Сентября 2020 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
15 Сентября 2019 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
26 Августа 2018 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
10 Сентября 2017 - 13-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
21 Августа 2016 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Августа 2015 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Сентября 2014 - Кто мой ближний? Проповедь на 13 Воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
18 Сентября 2011 - 13 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Августа 2010 - 13-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)