МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Июня 2013 года

Проповедь на 4-е воскресенье после Троицы - "Община грешников"


Благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Духа Святого да пребудут со всеми вами. Аминь.

Братья и Сестры,

Часто ли можем признаться самим себе, что поступаем подобно «ищущему сучок в глазе» наших близких и, при этом, забываем о «брёвнах в своих глазах»? Ведь так приятно видеть себя лучше и «выше» других, сияющим и блистающим «чистотой своих одежд» и души среди грязи и суеты нашего мира! И, при этом, мы забываем то, что сказал Апостол Иоанн: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем сами себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1,8). О том же предупреждал и Апостол Павел: «все согрешили и лишены славы Божьей (Рим. 3,23). Грех начался не сегодня и не вчера: «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так смерть перешла на всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5,12). Смерть – это состояние неестественное для человека. Творец не предусматривал её при сотворении нашего мира и человека. Смерть – прямое следствие греха (Быт. 2,17)! В немецком языке слово «Грех» (Sünde - Sund) дословно означает «пролив, разделяющий две страны». Так и грех, подобно проливу, отделяет нас от Бога. Мы, христиане лютеранского вероисповедания, которые живём в «сообществе святых», хорошо также знаем и о том, что «святые», т.е. верующие , – это отнюдь не безгрешные люди. Мы осознаём, что мы грешим перед Богом. Но, если Бог так милосердно обращается с нами, грешниками, то и мы можем и должны милосердно обращаться с другими. Господь Иисус САМ назвал главное условие обещанного нам Царства Небесного: Любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя (Мф. 19,19; Мк. 12,31; Лк. 10,27; Иак. 2,8; Рим. 13,9).

Это – главный Закон, который дал нам Иисус! Благодаря милосердию Бога, нам не страшны волны бушующего пролива, нам уже виден «противоположный берег». Мы движемся, по милости Божьей, навстречу Его Царству!

Послушаем Слово Божие, записанное в Евангелии от Иоанна 8,3-11: Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди, сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: ТЫ что скажешь?6. Говорили же это, искушаю Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первым брось на неё камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и, не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Пусть в ваших сердцах раскроется и укрепится смысл этого Слова. Аминь.

Дорогие Братья и Сестры!

Как много скрывается за каждой, казалось бы, простой и ясной строчкой, за каждым словом библейского текста! Ведь каждое из них, имеющих какое-то определённое значение само по себе, в контексте, обретают новый смысл и весомость. Посмотрите: книжники и фарисеи привели в Храм женщину, уличённую в прелюбодеянии. Они следуют заповеди, данной самим Богом: «Не прелюбодействуй» (Исх.20,14; Втор. 5,18)! Закон Моисея также говорит: должны быть «преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Лев. 20,10). Значит – они действуют по закону! Тут же, в Храме, находится Иисус, Который учит народ. А народ-то «весь …шёл к Нему»! Обратились к Нему и эти книжники и фарисеи со своим вопросом: закон говорит «таких грешниц - надо побивать камнями, а Ты что скажешь»? Казалось бы – ну что же тут такого? Но за этим, ожидаемым и вроде бы ясным, предполагающим один единственный для каждого истинного иудея, ответом, кроется совсем иное. Ведь первосвященники и фарисеи искали повод очернить Иисуса в глазах, уверовавших в Него, людей! А для этого, надо было найти причину, чтобы очернить, схватить и предать Господа смерти. Вот почему с таким нетерпением они ждут, что Он скажет. И если бы Иисус призвал их побить обвиняемую камнями, то Он нарушил бы римский Закон. Закон, по которому на территориях, захваченных римлянами, решение о предании смерти могли вынести только они сами. А если бы призвал отпустить женщину, то показался бы людям нарушителем закона Моисея о наказании за прелюбодеяние. Но давайте вспомним, что говорилось в том Законе « о наказании, путём побивания камнями»? Так вот, в этом законе, по отношению к женщине, такая мера применялась только в том случае, когда виновной оказывалась ТОЛЬКО «обручённая девица, которая в момент совершения преступления находилась в людном месте и не поднимала крик, взывая о помощи»! Кроме того, во всех случаях прелюбодеяния должен был понести наказание и мужчина (Втор. 22,23-24). Так что же, значит, обвинители и сами не досконально соблюдали Закон? К тому же они требовали ответа от Того, Кого сами не признавали ни Учителем, ни законником, ни Судьёй, ни Священником! Поэтому и вызов, брошенный Иисусом коварным обвинителям несчастной женщины, ясно показал, что заботятся они не о соблюдении закона Моисея, а о том, чтобы заманить Его в ловушку. Однако эти «козни» рассыпаются в прах. Как выясняется, никто из них не был без греха, чтобы иметь право первым бросить в несчастную камень и тем дать пример жестокости другим людям из толпы. Зато позже, уже после вознесения Иисуса, первосвященники, книжники и фарисеи, без укора совести, забили камнями насмерть Стефана, который, на самом деле, был абсолютно безвинен (Деян. 7,58-59).

Дорогие Братья и Сестры.

О чём же учил и к чему призывал Господь Иисус Христос? К состраданию, справедливости, милосердию. «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден, - читали мы сегодня в Евангелии. «Не судите и не судимы будете, не осуждайте и не будете осуждены, прощайте и прощены будете» (Лк.6,36-37). Но является ли «милосердие» такой же чертой человеческого характера, как, например, чистоплотность или пунктуальность? НЕТ. Милосердию мы можем научиться только от Бога. Мы видим, как Он милосерден в лице отца, радушно встречающего блудного сына (Лк. 15, 20-24.32), как милосерден в лице самарянина, подобравшего умирающего иудея (Лк.10, 30-37). Бог милосерден ко всем грешным людям, воскресив Иисуса Христа из мёртвых. Бог милосерден и к нам, грешникам, прощая наши многочисленные грехи (1 Петр 1,3; 1 Ин. 3,1).

Господь желает, чтобы и мы были милосердными:

  • в суждениях
  • в подаяниях
  • в делах.

Нередко, даже с самыми искренними намерениями сделать добро, мы начинаем говорить о людях близких и далёких, о тех, кого знаем хорошо или только «по-наслышке». Причём, такое наше суждение и обличение нередко бывает всеобъемлющим и безапелляционным! И тогда возможно получить совсем неожиданный результат. К сожалению, мы забываем, что слово может не только «окрылить», но и может нанести непоправимую рану и, даже, убить. Нашими пересудами мы создаём «общественное мнение». И такими нашими слабостями часто пользуются политики и нечистоплотные люди. Так, чужими устами и руками, они прокладывают путь себе. В ход идёт всё: подкуп и шантаж, лесть и лжесвидетельство, подлог и предательство, обвинение в порочных страстях и просто небылицы! Но то, что используют между собой люди, не применимо и недопустимо для Бога. Мимо Него не пройдёт ни одно наше прегрешение. То, что мы представляли себе незначительной соринкой, «щепкой», Он называет - «бревном»! И это должно научить нас, что СЕБЯ нам необходимо оценивать гораздо строже, чем мы судим о других. Поэтому мы не должны спешить с осуждением и негативной оценкой своих близких, но быть милостивыми к ним, помня, как Бог помиловал нас во Христе. При этом никто не предлагает нам лгать, идти против нашей совести, называть чёрное – белым, а белое – чёрным. Просто мы не должны приукрашать или уменьшать грех, но должны называть его своим именем. Однако, по отношению к самим грешникам мы должны быть милосердными, надеясь на их раскаяние и исправление.

Бог, обеспечивающий нас всем необходимым для жизни, призывает нас быть милосердными в наших даяниях. Мы не должны заранее считать: когда и сколько рублей или евро/долларов мы получим взамен той копейки, которую мы отдаём в виде сию минутной милостыни. Господь говорит: «Давайте и дастся вам: мерою доброю, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше, ибо какою мерою мерите и вам отмерено будет» (Лк. 6,38). Об этом говорит и апостол Иоанн: «Кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, как пребывает в том любовь Божья? Дети, будем любить не словами, но делом и истиной» (1 Ин. 3,17).

Давно замечено, что в годы страданий и потрясений сердца большинства людей становятся чувствительней к чужой беде и боли. Старшее поколение хорошо помнит, как в годы войны двери распахивались перед беженцами и переселенцами. Люди делились часто последним, уделяя часть из небольших припасов, оставшихся от «лучших времён»! Всё, что мы даём нашим «ближним» (в библейском понимании), Господь рассматривает, как даяние Ему. «Ибо то, что вы сделали ближнему своему, то сделали для Меня» (Мф. 25,40), говорит Господь.

Мы должны быть милосердны и в делах наших: приходить на помощь ослабевшим и усомнившимся. Организовав же кому-нибудь помощь, мы не должны подчёркивать свою особенную роль, но неустанно напоминать людям, что всё это совершается лишь по великому милосердию Бога, а мы только имеем возможность приходить к ним на помощь, делиться с другими Его добротой и милосердием. Кто забывает об этом, тот подобен слепому, пытающемуся вести других слепцов! Бог – велик и неповторим. Ведь никто из нас, людей, не способен совершить подобное великому деянию нашего милосердного Небесного Отца, Который послал к нам Своего Единородного Сына и затем допустил Его крестную смерть ради нас, недостойных грешников (1 Ин. 3,1)! Как же мы смеем возвышаться над нашими Братьями и Сестрами, которые являются такими же детьми Божьими? Будем же видеть их, хоть и оступающихся время от времени,не только глазами, но и своим милосердным сердцем. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7)!

Дорогие Братья и Сестры.

25 июня мы вспоминаем и отмечаем особый день в жизни нашей Лютеранской Церкви: 25 июня 1530 года в Аугсбурге, в присутствии кайзера Карла V, на заседании рейхстага была зачитана и передана в руки кайзера составленное Филиппом Меланхтоном вероисповедание лютеранских князей и городов. Это «Аугсбургское Вероисповедание» - стало основным вероисповеданием Лютеранской Церкви. В 28 статьях этого трактата говорится о том, ЧТО, согласно Священному Писанию, является истинной верой, а что – лжеучением. И эта великое определение также дано нам по милости Бога. Уже тогда, во времена Мартина Лютера, евангелических христиан назвали «протестантами» - людьми, у которых есть смелость исповедовать и стоять твёрдо в своей ВЕРЕ перед любыми земными властителями: императорами, кайзерами, царями, князями, диктаторами, президентами и премьер-министрами. Такую силу и мужество по милосердию Своему даёт Господь. И мы поздравляем с этим праздником не только лютеран, твёрдо придерживающихся и исполняющих положения Confessio Augustana, но и христиан других деноминаций протестантского направления.

«Наше вероисповедание и наше милосердие должно исходить из правдивого сердца, без фальши и притворства, не взирая на лица», как сказал в своё время Доктор Мартин Лютер. И тогда каждый из нас, вслед за Лютером, может сказать всем, кто считает себя судьями над нами: «Я весь тут перед вами. Я не могу иначе. Бог да поможет мне! На том стою и стоять буду. Аминь».


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Июня 2018 - Рождество св.Иоанна Крестителя (Пастор  Д. Лотов)
19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2009 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2008 - 4 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)