МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
07 Февраля 2010 года
Sexagesimae
Чтение из Послания св. Апостола Павла евреям. Братья! Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
Дорогие братья и сестры!
Вы сегодня уже поговорили с Богом, поблагодарили Его за чудесный свет этого прекрасного дня? А ближним своим Вы пожелали уже доброго утра? Вы рассказали им, как здорово быть христианином? Наша беседа с Богом именуется молитвой. Нам, людям, она очень нужна. Потребность в разговоре с Богом у нас обостряется если нам плохо и – к сожалению реже – если хорошо, если мы хотим поблагодарить Творца. Но беседа с Богом никогда не превращается в монолог человека. Бог тоже говорит с нами. Он даровал Церкви Своей Святой, нам всем, Свое Слово. Поэтому на нашем алтаре и лежит как одно из величайших сокровищ эта красивая большая Библия. Но недостаточно, чтобы она только лежала там. Богу угодно, чтобы мы слышали Его Слово и сохраняли его в наших сердцах, как это делала Богородица Дева Мария «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.» (Лк.2,19). На свете много хороших книг, некоторые из них довольно толстые. Но есть нечто, отличающее книгу, лежащую на нашем алтаре от всех прочих книг. И вот св. Апостол Павел говорит нам о том, какое оно – Слово Божие живо и действенно. Оно животворит и оно «энергично». Уже при сотворении: Бог сказал и стало так! Так же и при новом творении, при нашем возрождении мы – «...возрожденные...от слова Божия» (1 Пет.1,23). Слово это исправляет и поддерживает творение, куда бы Бог не послал Его – никогда не возращается безплодным (слово Мое...не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. В этом его коренное отличие от слова человеческого. Пример: Фраза «Я люблю тебя» заключает в себе не просто информацию. Я не могу просто принять ее к сведению. Она меняет меня. Но если бы наше слово обладало такой же силой, как Слово Божие, то на свете не было бы «несчастной» или «неразделенной» любви. Слово Божие обитает в Сыне, Слово и личность Иисуса Христа неразделимы. Он – воплощенное Слово Божие. В Слове Божием действует среди нас Живой, Воскресший Христос. Это Слово мы слышим и это энергичное, действенное Слово действует в нас, движет нами. Но мы можем совершенно от него закрыться, не пустить его в свое сердце. Тогда оно не попадет туда. Если мы не слышим Слова Божия, то в нашем сердце преумножается неверие воскресение станет для нас воскресением осуждения.
Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов в греческом тексте стоит слово «проникающего до отделения». Столь велика власть Слова Божия, что оно может проникать человека и разделять его. Здесь еще раз подтверждается библейское учение о том, что он состоит из тела и души (Мф.10,28). Но если в нем действует Слово Божие, о-ДУХОТВОРЯЯ его, то человек оказывается неким триединством – духа, души и тела. Как бы мы не подразделяли составляющие человека, возможности схорониться, скрыться от Слова Божия у него нет: (Пс.138,2-3)
Образ Слова Божия как обоюдоострого меча встречается в Библии довольно часто. Бог соделал уста раба Своего «...как острый меч» (Ис.49,2), а в последней книге Библии говорится об «Имеющем острый с обеих сторон меч:» (Откр.2,12). К вооружению христианина принадлежит «меч духа» (Еф.6,17). Апостол Павел подчеркивает, что Слово Божие острее, чем меч обоюдоострый, ибо все может сотвориить Господь своим животворящим, энергичным Словом.
Обоюдоостр он потому, что вершит и суд, и спасение. Меч убивает и побеждает. Слово Божие побеждает. Если мы позволяем ему свободно действовать в нас, оно несет нам победу. Победу над грехом, над ветхим челоеком в нас, победу как плод в служении Богу. Не мы побеждаем, но Слово. Оно завоевывает сердца человеческие для Иисуса, преображая мою жизнь в последовании Христу. Оно проникает в сердце и отделяет от него все нечистое – своеволие, гордость, корысть. Оно отделяет меня от прежних компромиссов, в которых мы так часто и охотно застреваем. Но Слово-меч еще и вершит суд. Оно осуждает во мне самодовольство, разбивает вдребезги мои желания и ожидания. Иногда это очень больно – открыться Слову, это убивает ветхого человека. Павел говорит о себе «Я каждый день умираю» (1 Кор.15,31). История народа израильского в пустыне иллюстрирует это представление о Слове, как о мече. Когда израильтяне – несмотря на клятву Господню – намеревались захватить землю обетованную во владение, то пали от меча амаликитян и хананеев, потому что отступили от Господа и не было Его с ними (Ср.Числ.14,43)
Наконец, о Слове Божием говорится, что оно судит помышления и намерения сердечные. Слово в самом деле имеет буквально критическую функцию, ибо звучит по гречески критикос. Благодаря тому, что сокровенные сердечные намерения открываются в свете Слова Божия, человек задумывается о своей жизни. (Пс.93,11; Ин.3,19; 1 Кор.4,5) Любые виды самообмана, в котором зачастую плутает человек, вскрываются Словом Божиим. Перед ним я оказываюсь нагим – дословно с открытой шеей и запрокинутой назад головой как у жертвенного животного перед жертвоприношением. Мои мысли, самые сокровенные, внутренние мотивы – все открыто для него. Слово делает меня беззащитным перед Богом. Это чудо Божие: Бог предлагает мне защиту в Сыне. Он не обращает Слово Свое против меня, но напротив – оно оказывается той преобразующей меня до самого дна силой, которая совершает во мне обращение, делает меня поистине чадом Божиим – если я слышу и принимаю Слово. Апостолы единодушно свидетельствуют о грядущем суде (Рим.14,12; 1 Пет.4,5;) Наступит день, когда мы будем давать отчет Господу о нашей жизни и отношению к Его откровению. И в этом положение Церкви гораздо более серьезно, чем ветхозаветного народа Божия, потому что Церкви было уже возвещено окончательное Слово во Иисусе Христе (ср.2,2; 10,28, 12,25). Именно поэтому Иисус сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12,30) А с кем мы, дорогие братья и сестры?
Другие проповеди по этому же поводу:
04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор Е. Романенко)
16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
12 Февраля 2012 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор Д. Лотов)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор Д. Лотов)