МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Февраля 2012 года

Sexagesimae


Евр.4, 12-13

Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт

Некоторое время назад мне довелось общаться с одной дамой, которая считает себя христианкой, хотя не бывает на богослужениях, не исповедуется, имеет самое смутное представление о Символе веры, а познания о Таинствах и являющейся через них благодати Божией вообще пребывают в зачаточном состоянии. Зато она много и с увлечением рассуждает о «боге в душе» и о своей праведной жизни. Надо сказать, что сия дама отнюдь не уникальна. Таких, как она, в наше время достаточно много. Почему такое становится возможным? Об этом сказано в Притчах: «Начало мудрости - страх Господень; глупцы презирают мудрость и наставление». Где мудрость, где наставление? – в Слове Божием. Но люди, подобные вышеуказанной даме, не только не знают его, но и не хотят знать. Да и зачем, собственно, его знать, когда без него не в пример удобнее и проще. Не надо ничего осмыслять, не надо думать. Можно сконструировать своё собственное представление о Боге, о христианстве и жить в соответствии с ним, полагая себя кладезем добродетели и чувствуя полную гармонию с «богом в душе». Нет ничего проще, чем пребывать в полной гармонии с «богом в душе», потому что таковой является плодом индивидуального творчества: каждый сочиняет его по своему усмотрению, наделяя удобными для себя свойствами. А что будет, если открыть Писание и начать читать его не как литературный памятник, а как Откровение Истинного Бога? Не будет ничего хорошего, потому что Слово Божие в первую очередь обличает, причём не кого-то далёкого, а тебя самого. Представьте, насколько «приятно» будет обнаружить, что почитавшееся тобою благополучной, пребывающей в гармонии с Богом жизнью, окажется греховной бездной, в которой вся отрадная твоему сердцу добродетель окажется ничем, а «бог в душе» - ложным идолом, которого ты сам создал! Человек воспринимает свои поступки, да и самого себя совсем не так, как окружающие. Слово Божие – это взгляд на самого себя со стороны. И что же являет человеку сей взгляд? Множество недостойных, а то и постыдных деяний, последствием которых является смерть. Разумеется, Священное Писание не исчерпывается обличениями. Там есть весть о милости Божией, о прощении грехов и о спасении. Но невозможно прощение без покаяния; а покаяние невозможно без осознания себя, как грешника, как существа неправедного, нечистого, осквернённого и, соответственно, обречённого. Чтение Слова Божия может быть очень неприятным процессом, лучше обойтись без него. И обходятся. Зачем читать неприятные вещи про самого себя, когда жизнь может быть очень хорошей, в сиянии огней и всяческих удовольствиях, среди которых наипервейшее место занимает глубокое удовлетворение от собственной «хорошести». Однако, жизнь быстротечна. Не далее как в прошлом месяце я встречался со своими бывшими одноклассниками – мы отмечали 30-летие окончания школы. Где они, это 30 лет? Прошли, как один день! Жизнь быстротечна, очень быстротечна. Не успеешь опомниться, как придёт момент, когда Господь призовёт тебя на Свой Суд. И тогда настанет время для ужасного открытия: то самое неудобное, обличающее, обнаруживающее человеческую мерзостность, отвергнутое тобою Слово будет критерием, которым будем измеряться итог земного бытия. «И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт».

Для современного язычника, верующего в «бога в душе», Писание всегда будет чрезвычайно неудобно. Верующий в Триединого Истинного Бога воспринимает Слово Господа совершенно иначе.

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные». Слово Божие говорит о самых сокровенных глубинах души, раскрывает истинные причины наших побуждений и действий. В каком ином источнике можно почерпнуть так много знаний о себе самом? Поэтому верующий не в языческих идолов, не в «богов в душе», а в Триединого Истинного Бога, причём верующий не на словах, а на деле, не ужасается обличений Слова Господня, но напротив - благодарит Небесного Отца за возможность познания самого себя в свете Его воли, за возможность сопоставления с этой волей своих намерений, помышлений и действий. Верующий знает, что Бог обличает не для того, чтобы унизить, смешать с грязью, но для того, чтобы спасти. Поэтому для христианина Слово Божие есть путь к спасению, руководство к действию, к изменению себя. Однако, возможно ли только лишь своими силами успешно противостоять самому себе? Нет. Это весьма прискорбно, но Писание возвещает нам поистине благую весть: Бог не оставляет тех, кто пожелал быть верным Ему. Он помогает, Он посылает Св.Духа, который действует в человеке, преображая его, если человек даёт Ему возможность действовать. Поэтому путь веры, т.е. путь доверия Богу и возрастания во Св.Духе становится путём постепенного преображения, посредством которого человек из гражданина видимого мира становится гражданином Царства Божия. Поэтому Слово Божие с его обличениями, с его проникновением в глубины человеческой души есть великое благо, великий дар и надо быть глупцом, чтобы не воспользоваться им, ибо этот дар ведёт от смерти к жизни.

Когда человек болен, и ему требуется операция, таковая причиняет больше боли, чем сама болезнь. Но сия боль кратковременна, и она несёт с собою исцеление. Если же этой боли не будет, положение будет ухудшаться и закончится гибелью. Я знал женщину, которая, убоявшись ампутации ноги, отказалась от операции. Меньше чем через год она скончалась, хотя могла бы жить ещё много лет. Так что не надо бояться посредством Слова Божия причинять неудобство ни себе, ни своим ближним. Развеивание приятных иллюзий может быть очень болезненным и мучительным процессом, но, распростившись с оными, человек получает возможность пойти путём истины, а не своих превратных представлений о таковой; возможность пребывать в общении с Истинным Богом, а не с «богом в душе», которым вполне может оказаться диавол.

Безграмотному, незнающему и не желающему знать, намного проще жить. Потребности элементарны, удовлетворить их несложно – живи и радуйся. Но таким человеком намного проще управлять. Именно поэтому наши нынешние правители сделали так много для оболванивания народа, стремясь превратить его в быдло, которым смогут комфортно распоряжаться немногие избранные. По той же самой причине диавол делал и делает так много для того, чтобы отвратить людей от Слова Божия. Каждый, не ведающий воли Истинного Бога – лёгкая добыча диавола, который крайне редко является в устрашающем обличье. Намного чаще он успешно притворяется Ангелом, преподнося зло под вывеской блага, свободы, прав человека, толерантности и всего прочего в том же роде. И лишь тот, кто верует; тот, кто исполнен Святого Духа Божия, может распознать под красивой вывеской дьявольское искушение.

Мы имеем призвание и поручение Бога нести людям Его Слово – великий дар, позволяющий познать Бога и самого себя. «И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчёт». И поистине, лучше дать этот отчёт сейчас, нежели чем на Страшном Суде. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 12.02.12




Другие проповеди по этому же поводу:

04 Февраля 2024 - Sexagesima (Пастор  Е. Романенко)
16 Февраля 2020 - 8-е воскресенье до Пасхи (Sexagesima) (Пастор  Е. Романенко)
24 Февраля 2019 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
04 Февраля 2018 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
19 Февраля 2017 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
31 Января 2016 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
08 Февраля 2015 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2014 - Плоды Слова Божьего – дорога к Иисусу (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
03 Февраля 2013 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
11 Февраля 2010 - В четверг на неделе Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae – второе воскресенье перед Великим постом (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2010 - Sexagesimae (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
15 Февраля 2009 - Sexagesimae (Пастор  Д. Лотов)