МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Июня 2009 года
2 воскресенье после Дня Св.Троицы
1 Ин.3, 13-18
Человеческое сознание определяется двумя направляющими: логикой и эмоциями (чувствами). Наверное, хотелось бы, чтобы жизнь строилась больше в соответствии с логикой, дающей возможность выстраивать причинно-следственные связи, и вести себя в соответствии с продуманной и чётко обозначенной линией. Однако, реальность показывает, что чувства, эмоции, имеют над душой большую власть, нежели логика. Это видно из того, что под влиянием чувств человек способен напрочь забыть о логике и может совершить действия, которые не принесут ни ему, ни окружающим ничего кроме вреда. Спектр человеческих чувств обширен. Одни актуальны в большей степени, другие в меньшей. Самыми сильными и самыми главными являются два: любовь и ненависть. Причём трудно сказать, которое из этих чувств играет большую роль в повседневности и которое из них сильнее. Мы говорим о позитивности любви, ибо она является сущностью Творца. Следовательно, там, где она присутствует, действует сила Божия. Любовь пробуждает стремление к созиданию, к служению, причём бескорыстному, она возвышает, она делает чище и лучше. И в то же время любить не просто, ибо истинная любовь всегда жертвенна. Истинная любовь не столько принимает, сколько отдаёт, причём не рассчитывая на возврат и не ища выгод для себя. С ненавистью всё намного проще. Ненавидящему не надо сдерживаться, не надо думать о других. Ненависть всегда предельно эгоистична и не считается ни с кем. Ненависть высвобождает стремление к разрушению, а разрушить всегда намного проще, чем построить. Поэтому ненавидеть намного проще, чем любить – хотя бы в силу того, что очень многое как внутри нас самих, так и в окружающем мире и обществе подталкивает не к любви, а именно к ненависти.
Мы живём в мире, который, с одной стороны, исторически является творением Бога, но с другой это не тот мир, что вышел из рук Творца к Седьмому дню. Грехопадение сделало его иным. Изначальная гармония творения искажена - искажена грехом, и с того самого дня, когда Адам избрал подсказанный змеем путь к богоподобию, мы живём в падшем мире и являемся падшими существами. Путь Бога прям. Падшесть уводит от него в сторону, и эта кривизна неминуемо приводит к искажённости жизни, наполняя её всевозможными столкновениями и конфликтами. Я бы даже сказал, что эта искажённость, где бы она ни проявлялась, является фактором, постоянно провоцирующим на конфликты. Окружающее общество провоцирует своей неустроенностью, безразличием, беззаконием. Конкретные личности провоцируют своим хамством, тупостью и непристойным поведением. И, наконец, собственная гордыня также не стоит в стороне. Любовь приходит медленно, ненависть вспыхивает мгновенно. Она приходит и провоцирует человека, причём может довести его до преступления. Как свидетельствует статистика, значительная часть убийств происходит на почве самых примитивных бытовых ссор. Ненавидеть проще, чем любить. Любовь требует прощения, угашения негативных чувств в отношении согрешившего против тебя, сдерживания себя. Ненависть даёт возможность ответить, ничем не стесняясь, причём именно она поддерживает чувство примитивной справедливости «ты - мне, я – тебе». Именно поэтому установления Ветхого Завета, провозглашающие принцип «око за око, зуб за зуб», даже для современного человека намного проще для восприятия и принятия, нежели заповеди Христа.
Христианство не ищет лёгких путей. Оно не потакает человеческим грехам, а как раз наоборот, противостоит им. К христианам вполне приложимы слова пророка Исайи, вовсе не случайно повторенные Иоанном Крестителем: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Это означает, что жизнь должна выравниваться по Божественной мерке, кривизна, искажённость должны устраняться. Однако просто сказать «должны» – недостаточно. Все мы прекрасно знаем, что мы должны. Вопрос в том, как именно достичь такого результата?
В буддизме высшим состоянием считается так называемая нирвана, т.е. полное растворение личности человека в божестве. Одно из условий для достижения этого состояния заключается в подавлении в себе всех страстей, в отказе от эмоций. Наверное, таким образом действительно можно было бы угасить в себе ненависть, но подавление всех страстей приведёт к отстранению не только от ненависти, но и от всех чувств вообще, в том числе и от любви. Между тем Бог, призывающий нас к уподоблению Себе, есть любовь. Следовательно, отстранение от любви есть отстранение от Бога. Соответственно, такой путь является искажением Божьего замысла о человеке, поэтому не может быть принят в качестве возможного варианта. Христианство предлагает нам действовать иначе. Оно, как уже было сказано, говорит об уподоблении Богу. Посредством чего происходит сие уподобление? Посредством возрастания во Святом Духе и наполнения души Господней благодатью. Что происходит в этом случае? По мере преисполнения благодатью, ненависть постепенно вытесняется любовью. Не уничтожается, а именно вытесняется, так что с каждым шагом для неё остаётся всё меньше места. И совершаемые нами деяния в этом случае будут всё больше и больше определяются именно любовью. Даже наказание провинившегося, которое возможно, а в некоторых случаях даже необходимо. Наказание, кстати, хороший пример того, как одно и то же действие может осуществляться с совершенно разными целями. Наказание с ненавистью стремится растоптать или по крайней мере унизить. Наказание с любовью имеет целью спасти, уберечь от проблем куда больших. Собственно говоря, именно способность к нелицемерной любви и вытесненность этой любовью ненависти и определяет христианина, о чём и говорит нам св.Иоанн: «мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти». Христос никогда не требует от человека того, чего тот не может совершить. И если устами Апостола Он призывает нас к чему-либо, то значит, это возможно. «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев … Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною.» Что это значит?
Отсутствие ненависти, её вытесненность любовью должны выражаться в действии. И прежде всего в недопущении до втягивания себя в ситуации, могущие спровоцировать конфликт. Более того. Если чувствуем, что гордыня собственного сердца или чья-то иная воля влекут нас в неправильном направлении, надлежит осознанно противостоять этому. Зло должно пресекаться, ему нельзя давать свободы, но, пресекая его, мы не должны уподобляться пребывающим во зле – мы не можем позволить себе ненависти. Если же всё-таки произошло что-то недолжное, то надо не пассивно влечься на волнах собственного гнева, но суметь остановиться, обуздать себя. Не надо снимать вину с того, кто спровоцировал тебя, но всегда нужно разобраться в том, насколько прав ты сам. И знаете, здесь можно сделать немало неожиданных открытий. Бывают случаи, когда пересмотр своей позиции позволяет пересмотреть отношение к человеку, с которым ты конфликтуешь. Пересмотреть с тем, чтобы увидеть в нём не просто идеологического противника, но душу, за которую умер Христос. Ведь если Господь умер ради кого-то, то мы, Его ученики, уже не можем просто отмахнуться от этого человека. Мы – падшие существа, и наши пути не отличаются прямотой. Поэтому нам очень трудно договориться, найти компромисс. Путь Христа прям, поэтому подлинное воссоединение возможно только в Нём и через Него. Только через Него мы можем воспринять других людей не как посторонних, но как братьев и сестёр. Именно поэтому и пишет нам Апостол: «А кто имея достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, - как пребывает в том любовь Божия?». Обратите внимание, не постороннего мы видим в нужде, но брата! А если это действительно брат, то и отношение должно быть соответствующим.
Христианство не просто. Оно никогда не было простым, ибо никогда не шло по пути наименьшего сопротивления. Как раз наоборот, оно требует от человека значительных усилий. Но люди не любят напрягаться сверх необходимого – да и необходимость ещё надо осознать. Именно поэтому христианство всегда было, есть и будет узким путём, идти по которому будут немногие. Но сколь бы сей путь ни был узок и неудобен, только он ведёт к единству со Христом, а соответственно и к вечности. Следовательно, иного пути у нас нет. Если конечно мы действительно хотим спастись. А потому, как говорит нам Апостол, «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною.». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Июня 2024 - 2 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2021 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Июня 2020 - 2 воскресенье после Дня Cв.Троицы (Пастор Д. Лотов)
30 Июня 2019 - День Свв. Апостолов Петра и Павла (Пастор Е. Романенко)
10 Июня 2018 - Придите ко Мне... (Пастор Г. Азиков)
25 Июня 2017 - День Аугсбургского Исповедания (2 вс после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
05 Июня 2016 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
14 Июня 2015 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
29 Июня 2014 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы. День свв.Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
09 Июня 2013 - 2-е воскресенье после Троицы - «Великое Приглашение - Die große Einladung» (Пастор Г. Азиков)
03 Июля 2011 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2010 - 2 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Июня 2010 - Проповедь во 2-е воскресенье после Торжества пресвятой Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
01 Июня 2008 - Второе воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)