МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Октября 2024 года

21-е Воскресенье после Троицы


Римлянам 5:1-5
1. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
2. через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
4. от терпения опытность, от опытности надежда,
5. а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Сегодня, в 21-е воскресенье после Троицы, мы с Вами во время чтения из послания Св. Павла к Римлянам услышали слова, которые для нас с Вами, современных людей, могут прозвучать весьма необычно. Апостол говорит: "(мы) хвалимся (нашими) скорбями", т.е. фактически: "мы гордимся нашими страданиями". Что Апостол имеет в виду? И как можно "гордиться" страданиями? Как можно вообще приписывать страданиям какую-либо положительную роль в жизни человека?

В современном мире тема страданий - тема в некотором роде табуированная, т.е. запретная. О страданиях и об испытаниях в своей жизни люди стараются не говорить. А уж в социальных сетях так вообще стараются демонстрировать всему миру свою "идеальную" жизнь, в которой нет места разочарованиям.

И вот, прежде чем внимательнее рассмотреть на текст, который мы с Вами услышали сегодня, я хотел бы рассказать Вам о человеке, на долю которого этих самых страданий выпало немало.

Возможно, многие из Вас слышали такое имя: Виктор Франкл. Это был австрийский психолог, психиатр и невролог еврейского происхождения, который в 1942 г. был арестован германскими нацистскими властями. Практически до самого конца Второй мировой Франкл был заключённым в концентрационных лагерях - сначала в Терезиенштадте, потом в Аушвице.

Явив большую стойкость и волю, Франкл нашёл в себе силы не просто выжить в страшных условиях лагерей, но даже помогать другим заключённым. Свой страшный опыт заключения он описал уже после войны в своей книге, которая называется: "...Несмотря ни на что сказать жизни „Да!“: Опыт психолога в концентрационном лагере" ("...trotzdem Ja zum Leben sagen. Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager").

И вот, в своей книге Франкл отмечает: самую большую стойкость и силу воли в нечеловеческих условиях лагерей демонстрировали те из заключённых, кто имел чёткую жизненную цель и знал смысл своей жизни.

Франкл пишет: "Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: "У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"... И наоборот: горе тому, кто больше не видит жизненной цели, чья душа опустошена, кто утратил смысл жизни, а вместе с ним — смысл сопротивляться. Такой человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается" (Франкл, В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере. М.: Альпина нон-фикшн, 2009). Другими словами Франкл говорит: среди неимоверных страданий лагерной жизни выжили те из заключённых, которые знали, для чего они живут.

Вы можете спросить, дорогие братья и сёстры: для чего я сегодня в начале наших рассуждений привёл такой, мягко говоря, "невесёлый" пример? На мой взгляд, опыт Франкла и его товарищей по несчастью созвучен тому, о чём говорит Св. Павел в своём послании Римской христианской общине: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Римлянам 5:1-5).

Как я уже сказал, современному человеку, привыкшему к спокойствию и бытовому комфорту, слова Апостола немного режут слух. "(Мы) хвалимся ... (нашими) скорбями", т.е. фактически: "хвалимся в наших страданиях", "гордимся в наших страданиями". Современная культура, как я уже сказал, рассматривает страдания как то, чего всеми силами нужно избегать. А вот гордиться страданиями - это, согласитесь, для современного мира весьма необычно. Итак, почему же Апостол учит христиан из Римской общины "хвалиться" своими страданиями?

Давайте посмотрим, какой ответ даёт на это Апостол: "...(Мы) хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда". Дело - говорит Апостол - не в самих жизненных испытаниях, но в том эффекте, который они оказывают на нас и на нашу духовную жизнь, на наш жизненный путь во Христе. "От скорби - говорит Апостол - происходит терпение, от терпения опытность".

Здесь нужно сделать несколько переводческих замечаний. Слово, переведённое как "терпение" можно перевести и так: "стойкость", "постоянство". А слово "опытность" можно перевести и так: "твёрдость", "характер". Итак - говорит Апостол - страдания закаляют человека, в страданиях рождается стойкость, а из стойкости происходит характер, духовная сила.

Важно подчеркнуть: говоря о "скорбях", т.е. о страданиях, апостол ведёт речь идёт не о "пассивном" страдании. Апостол говорит не о депрессии, во время которой человек просто утопает в своём горе и отказывается что-либо предпринимать, становится полностью безволен. Павел говорит о борьбе в том числе и о духовной борьбе. Он говорит об активном преодолении жизненных препятствий и невзгод. Подобно тому, как Виктор Франкл и многие из его товарищей по несчастью, даже оказавшись в нечеловеческих условиях концлагерей, отказались "сдаться, лечь и умереть". Они не просто проявляли стойкость, но и по мере сил помогали тем из заключённых, кто отчаялся или потерял волю к сопротивлению.

Итак, говорит Апостол: "...из страданий рождается стойкость" (Римлянам 5:3, перевод РБО). То есть суть в том, что именно через преодоление препятствий, через борьбу человек обретает уверенность и силу. А христианин обретает духовную уверенность и духовную силу, ведь испытаний в нашем падшем и поражённом грехом мире христианина будет ждать немало.

Жизнь Павла и его миссионерские путешествия как раз были примером такого рода стойкости в испытаниях. Вот как он описывает свой жизненный путь в своём 2-м Послании Коринфянам: "...(Я) изнурял себя трудами, (...) был в тюрьмах, бит без счета, не раз смотрел смерти в глаза. Пять раз получал по тридцать девять ударов плетью от иудеев; трижды меня били палками римляне; однажды побит камнями; трижды терпел кораблекрушение и сутки провел в открытом море. Я постоянно в пути, постоянно в опасности: от разлива рек, от разбойников, от соплеменников, от язычников. В опасности в городах, в безлюдных местах, в море, от лжебратьев..." (2 Коринфянам 11:23-26, перевод РБО, 2017)

Мы видим, что Апостол пережил в своей жизни немало трудностей, в его жизни было немало борьбы. Не знаю, можно ли сравнивать то, что пережил Апостол с тем, что переживали Франкл и его товарищи в концлагере Аушвиц. Но, согласитесь, чтобы пережить то, что пережил Павел, тоже нужна недюжинная сила духа.

Однако, вот вопрос, дорогие братья и сёстры: только ли в силе духа здесь дело? Только ли собственная стойкость Павла помогла ему вынести всё эти испытания?

Ответ на этот вопрос мы найдём чуть далее по тексту всё того же послания к Римлянам: "...от опытности (происходит) надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам" (Римлянам 5:5). Вот это очень важно. На все эти миссионерские путешествия и труды, на преодоление огромного множества испытаний на его пути Павла сподвигла вера: вера в Иисуса Христа как Спасителя мира.

Павел знал, зачем он живёт и действует в этом мире: чтобы возвещать этому падшему миру Спасение во Христе, чтобы нести этому миру весть о Божьей Любви, явленной в Крестной Жертве Христа: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).

И вот об этой любви Бога к нашему миру, явленной в Крестной Жертве Христа Павел просто не мог не проповедовать. Именно для того, чтобы нести нашему падшему мире весть об этой Божьей Любви - Павел и был готов ехать за тридевять земель и переносить все испытания. Если вспомнить слова Ницше, процитированные Франклом, можно сказать, что у Павла было то самое глобальное "Зачем" - та самая высшая цель, которая определяла строение его жизни, придавала его жизни смысл.

Вернёмся на секунду к примеру Франкла и его товарищей по несчастью, других узников нацистских концлагерей. С одной стороны пример Франкла - это пример стойкости человеческого духа, способного подняться даже над страшными обстоятельствами. Однако, с другой стороны, можно сказать и так: Франклу, как и многим из его лагерных товарищей, удалось выжить, потому что они нашли в этой жизни что-то, что превосходило по масштабам их самих и их жизни. Каждый из них нашёл некую высшую цель, ради которой и преодолевал все невзгоды.

Замечу попутно, что у Франкла такая цель была: вместе со своими коллегами-психологами они организовали в лагере своего рода подпольный центр неотложной психологической помощи, помогали вновь прибывавшим заключенным выжить и адаптироваться. Вот для всех нас хороший пример того, как, с позволения сказать, "выйдя за пределы себя", помогая своим ближним человек способен подняться даже над самыми страшными жизненными обстоятельствами.

Однако, если вернуться к Павлу и к тому, что Павел говорит о стойкости, терпении и надежде имеет смысл поговорить о том, что слова Апостола означают для нас с Вами, дорогие братья и сёстры.

Думаю, не нужно лишний раз напоминать, что мы живём в эпоху испытаний, в эпоху больших потрясений. Правда, пока что, насколько я могу судить, в наших с Вами жизнях нет даже малой толики тех испытаний, которые пережил Павел в своих миссионерских путешествиях или того, что пережили Франкл и его товарищи в нацистских концлагерях.

Однако, как уже было сказано выше, слова Апостола говорят нам о том, что испытания в нашей жизни не бессмысленны: они способствуют выработке характера у Божьих детей, росту наших духовных сил ("из страданий рождается стойкость").

Поэтому первый вывод, который, я полагаю, нам следует вынести из слов Апостола: жизнь Божьих детей в нашем падшем и грешном мире не будет легкой и безоблачной. И поэтому если в нашу жизнь приходят испытания - мы как минимум не должны этому удивляться. Напротив, мы должны благодарить Творца за возможность преодолеть очередное препятствие и через это укрепить наши духовные силы.

Однако, одной лишь собственной силой человек вряд ли способен пережить все несчастья и испытания в этом мире. Павел говорит о том, что главная надежда христиан в этом мире - надежда на Бога. Павел говорит, что основание нашей надежды - Божья Любовь ("...любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам"). Если Бог любит нас и хочет нас спасти - причём любит Он нас настолько, что отдал за нас своего Единородного Сына - то даже среди испытаний этого мира мы не имеем права отчаиваться.

И второй важный вывод, который нам следует вынести из текста Послания к Римлянам, дорогие братья и сёстры: отчаиваться нам нельзя в том числе и потому, что у нас с Вами в этом мире есть своя цель и своя миссия. Помните, Франкл вслед за Ницше говорил: для того, чтобы выжить, человеку нужен смысл жизни, нужно некое фундаментальное "зачем". Так вот, у нас с Вами, дорогие братья и сёстры, есть такое "зачем": мы призваны свидетельствовать этому миру о Божьей любви, явленной в Крестной Жертве Христа.

И, самое главное - мы призваны делом являть этому миру, что мы - ученики Христа. То есть мы призваны действовать в этом мире так, как действовал Христос: свидетельствовать о Нём не только словами, но и делами любви, милости и милосердия, даже в самых страшных и стеснённых обстоятельствах. Возможность делом послужить благу наших ближних, это возможность стать выше даже самых страшных жизненных обстоятельств. Этому учат нас примеры и Св. Павла и Виктора Франкла.

"... (Мы) хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Октября 2021 - 21-е воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
21 Октября 2018 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Октября 2016 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2015 - "Щит веры" мы имеем от Иисуса Христа! Проповедь на 21 воскресение после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Октября 2013 - ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ - 21 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
24 Октября 2010 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2008 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)