МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Октября 2021 года
21-е воскресенье после Дня Пресвятой Троицы
Филиппийцам 4:10-13
10. Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11. Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем: насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
13. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
Священное Писание как Слово Божие является для нас - лютеран - абсолютной нормой, как говорили в былые времена, “правилом веры”. Но проблема в том, что Священное Писание не существует, так сказать, в вакууме. Оно всегда читается и изучается конкретным читателем, конкретным человеком к которому Божье Слово обращено. А следовательно, для того чтобы правильно применить то, что сказано в Священном Писании к вопросам веры и благочестия, Писание нужно правильно истолковать.
Есть множество правил истолкования того или иного текста. Но, наверное, одно из самых главных правил звучит так: тот или иной отрывок нужно рассматривать в его контексте, нельзя вырывать из контекста те или иные слова. А что такое контекст? Контекст это тот текст, который окружает конкретную фразу или предложение. И если эту фразу или предложение вырвать из их окружения - смысл их может сильно измениться, вплоть до ровно противоположного.
На эту тему есть старый анекдот. Некий человек решил на основании Библии попробовать узнать, что именно Бог от него хочет. И использовал он такой сомнительный способ: помолиться, затем закрыть глаза, открыть Библию не глядя и ткнуть пальцем в произвольный стих. И вот, после молитвы он так делает, открывает глаза и читает: “... и он вышел, пошёл и удавился” (то есть “повесился”, Мф 27:5). Человек этот начал сомневаться, мол: “Господи, действительно ли ты именно этого от меня хочешь?”. Снова помолился, снова ткнул в произвольный стих, открыл глаза и прочитал: “иди, и ты поступай так же” (Лк 10:37).
Надеюсь, теперь Вам понятно, что такое вырывание из контекста и в чем была ошибка этого толкователя. Потому что в первом случае (“пошел и удавился”) если прочитать не один вырванный стих, а всю главу, мы увидим, что речь идет о самоубийстве Иуды Искариота. И это не призыв Бога и не повеление кому бы то ни было повеситься, но описание вполне реальных событий. А во втором случае - “иди и поступай так же” - это призыв Христа к иудейскому законнику после притчи о Добром Самарянине. И Христос призывает нас в этой притче не идти и вешаться, а поступать так же, как самарянин поступил по отношению к израненному иудею. Вот на этом примере мы можем видеть как работает вырывание того или иного библейского стиха из контекста: изъяв этот стих из его текстового окружения можно полностью извратить его смысл.
К чему я это рассказал? К тому что сегодня перед нами очень известный текст из послания Павла к Филипийцам. А известен этот текст как раз потому, что в нем есть стих (ст.13), который знаменит именно потому, что его очень часто вырывают из контекста и цитируют все кому не лень: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” (Филипп 4:13). Иными словами, именно этим отрывком люди чаще всего злоупотребляют, потому что берут только вот эти слова – "все могу" – и совершенно игнорирую при этом весь окружающий их текст.
Кто только этот стих не цитирует. Какой-нибудь профессиональный спортсмен может перед выходом на арену может говорить себе: “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”. Или какой-нибудь проповедник т.н. “теологии процветания” может использовать этот стих чтобы доказать своим адептам: если они будут достаточно усердно молиться и уверенно объявлять Богу о своих намерениях - они получат все, что захотят (например, новый автомобиль). Ведь они же “все могут!”. У богословов и знатоков Священного Писания есть даже на эту тему такая шутка: “Все могу в укрепляющем меня библейском стихе, вырванном из контекста”.
Так вот, чтобы не совершать такую ошибку истолкования, чтобы извлечь истинный смысл из этого текста - давайте посмотрим и на сам этот стих и на его контекст. Что же нам пытается сказать Апостол?
В начале этого отрывка Павел благодарит Филипийскую общину за то, что филипийцы начали “заботиться о нем” - “приняли участие в его скорби” (Филипп 4:10). То есть проще говоря, филипийцы помогли ему, собрав небольшую сумму денег и отправив апостолу через посыльных. И Павел отвечает филипийцам не просто словами глубокой благодарности, а даже говорит о радости, которую он испытал: “Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства” (Филипп 4:10).
Павел радуется еще и потому, что эта помощь, оказанная ему Филипийцами говорит о том, что его благовествование в этом городе не было напрасным. Что на примере этой помощи виден один из добрых плодов веры филипийцев - помощь нуждающимся. Потому что помощь нуждающимся церковным общинам или отдельным христианам показывает, что филипийцев заботят нужды их братьев и сестер не меньше, чем их собственные. А это значит, что они осознают себя с другими общинами Единым Телом во Христе.
Однако, далее, поблагодарив филипийцев за эту помощь, Апостол продолжает свою мысль следующим образом: “Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке” (Филип 4:11-12) .
И вот это очень интересные слова. Фактически Павел говорит: хоть я и с благодарностью принимаю вашу помощь, я сам научился быть довольным тем, что у меня есть. Я умею – говорит Павел – жить в бедности. Умею довольствоваться малым. Причем, дорогие братья и сестры, я берусь утверждать, что эта скудость (то есть бедность) о которой говорит Апостол не имеет ничего общего с т.н. “добровольной” бедностью с целью самоограничения или аскетических упражнений. Такой обет добровольной бедности впоследствие часто давали монашествующие. Так вот, здесь речь не идет о какой-то аскетике с целью получения “особой благодати” или мистического опыта. Я берусь утверждать, что здесь Апостол пытается сказать вот что: если того требуют обстоятельства, я умею жить в бедности, в стесненных условиях.
Что дает мне основания так утверждать? То что чуть дальше в этом же стихе Апостол говорит: “умею жить и в изобилии”. Вот это странная фраза, правда? “Умею жить в изобилии…”. Это все равно что сказать: “Умею жить в просторном доме,… Умею хорошо питаться,… Умею пить хорошее вино...”. Казалось бы, чего тут уметь?
Но нет, Апостол говорит, что он умеет жить в изобилии. И вот дальше в тексте начинаются противопоставления: "Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился (...), насыщаться и терпеть голод, (научился) быть и в обилии и в недостатке..." (Филипп 4:12). О чем эти противопоставления нам говорят? А говорят они вот о чем: фактически Павел, используя такие противопоставления, говорит: “Я научился жить и быть довольным тем, что посылает мне Бог. Я научился использовать те ресурсы, которые Бог дает мне. Да - говорит Апостол - иногда Бог дает больше, иногда меньше”. Но Бог всегда дает то Апостолу то, что необходимо ему для осуществления его служения, главного дела его жизни.
А что было главным делом жизни Апостола? Ответ: Благовестие. Павел посвятил свою жизнь проповеди Евангелия Иисуса Христа. Встреча со Христом по дороге в Дамаск изменила его жизнь. И уже после этой встречи Господь Христос в видении Анании так говорит о Павле: “он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Моё перед народами и царями и сынами Израилевыми” (Деян 9:15).
И вот, именно в этом Павел и видел свою задачу: чтобы как можно больше людей из всех народов, языков и племен услышали Спасительную весть об Иисусе Христе, который взошел на Крест Голгофы и принял на Себя грехи мира - грехи каждого из нас - так что каждый, кто уверует в Него не погибнет, но будет иметь вечную жизнь. Поэтому именно о Христе Павел и говорит в следующем стихе – в том самом стихе, о котором мы размышляем сегодня: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". Греческий глагол, переданный в Синодальном переводе как "могу" в оригинале означает "имею силу". Однако, Апостол имеет силу именно во Христе, который его укрепляет. И Христос укрепляет Павла именно для того, чтобы Павел делал то дело, на которое он Христом поставлен. То есть: Христос дает Павлу поручение, но Он же дает дает ему силы и средства осуществить это поручение.
Вот здесь мы и подходим к истинному смыслу этой фразы "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". Тот самый контекст - то есть текстовое окружение этой простой фразы - позволяет нам увидеть, что в этой фразе Апостола нет какого-то бахвальства или самонадеянности, нет какого-то подчеркивания собственного могущества. Это не гордое “Я все могу”, а спокойное и смиренное: “Все, что я могу - я могу во Христе. И следовательно, без Христа я не могу ничего. Без Христа я никто”. И я считаю, что для Христовых верных - для тех, кто верует во Христа как своего Бога, Господа и Спасителя - в такой фразе нет ничего унизительного или оскорбительного. “Пребудьте во Мне, - говорит Христос - и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне” (Ин 15:4). Если для какой-то ветви оскорбителен тот факт, что ее питает лоза - боюсь, тем хуже для ветви. Но то, что ветвь (христианин) питается от лозы (Христа) и что без этой лозы ветви не выжить - это факт, от которого никуда не деться.
Вот именно об этом и говорит тот самый стих - "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" – тот самый, который так часто вырывают из контекста. Меж тем, если посмотреть на этот стих в контексте, то мы видим, что Апостол подчеркивает не свою силу и не свое могущество, но, напротив, свою немощь, свою зависимость от Христа.
Ну что же, дорогие братья и сестры, какое отношение это имеет к нам с Вами? На самом деле, это напрямую относится ко всем нам. Потому что и у каждого из нас есть дало нашей жизни - есть наше Призвание во Христе. Каждый из нас может так или иначе вносить свой вклад: будь то служение в Церкви; будь то благовествование, свидетельство о Христе; будь то помощь нуждающимся; будь то вообще - как выразился однажды Лютер - любое честное призвание, то есть любая работа на благо наших ближних (добросовестно выполняя которую мы служим Богу через служение нашим ближним). Так вот, это Христос дает нам для этого силы. Христос дает нам наши жизненные ресурсы. Но эти силы и ресурсы – как показывает нам пример Павла – нужно направить не на удовлетворение наших собственных желаний или амбиций (в духе "я все могу!" или "я могу все, что захочу!") - их следует направить на служение Христу - на то дело, которым мы служим Богу, в том числе и через служение людям.
Итак, дорогие братья и сестры, завершая наше размышление, какие мы можем сделать выводы? Чтобы не совершить ошибки в истолковании, любой стих или отрывок из Священного Писания нужно рассматривать в его контексте - то есть учитывать то текстовое окружение, в котором этот отрывок находится. И к очень известному стиху - “Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе” - который мы с Вами рассматривали сегодня, это относится в полной мере. Если не учитывать контекст этого стиха, может показаться, что здесь Апостол здесь говорит: “Христос даст мне силу сделать все что угодно, все что пожелает моя дуща - хоть заработать на новый автомобиль, хоть покорить Эверест”. В действительности же Павел говорит здесь о другом: Христос, отправив Апостола нести Благую Весть всем народам, дает апостолу и силы, и средства, ресурсы для этого служения. Иногда Господь дает Апостолу эти ресурсы с избытком, иногда - меньше. Но именно благодаря этому Павел научился жить и в богатстве и в бедности, то есть мудро пользоваться всем, что у него есть. И самое главное - он научился быть благодарным за все, что Господь ему дает.
И таким образом для Апостола, а равно и для нас - этот стих - "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" – в действительности подчеркивает не наше собственное могущество, но, наоборот, нашу немощь, нашу зависимость от Христа. Подчеркивает, что, как и Апостол, без Христа мы не можем ничего. Как не может ничего - если использовать образ из 14-й главы Иоанна - виноградная ветвь, которая не питается от лозы.
У каждого из нас есть свое служение, свое христианское призвание в этой жизни. И как раз этот стих напоминает нам о том, что Христос дает нам и силы и средства для осуществления этого служения. И самое главное, этот стих напоминает нам о том, как важно быть благодарными за все, что нам дает Господь: "... ибо я - говорит Апостол - научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
20 Октября 2024 - 21-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
21 Октября 2018 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
16 Октября 2016 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Октября 2015 - "Щит веры" мы имеем от Иисуса Христа! Проповедь на 21 воскресение после Троицы (Пастор Г. Азиков)
20 Октября 2013 - ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ - 21 воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
24 Октября 2010 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Октября 2008 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)