МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
16 Октября 2016 года
21 воскресенье после Дня Св.Троицы
Римл.5, 1-8
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками.
Положение христиан в этом мире никогда не было благоприятным – как ранее на них воздвигались гонения, так воздвигаются и сегодня. Такое постоянство наблюдается по причине того, что как ранее, так и сегодня Христовы верные остаются непонятными чужаками, исповедующими взгляды и ценности, весьма далёкие от взглядов и ценностей окружающего общества. Речь идёт, разумеется, не о верноподданных членах государственной Церкви. Эти как раз очень хорошо вписываются в общую картину мира, порою совершая деяния, вполне естественные для безбожника, но для христианина немыслимые. Достаточно вспомнить, погромы и убийства, совершавшиеся в начале ХХ столетия под руководством так наз. обществ хоругвеносцев и «Союза Михаила-Архангела», которые, в свою очередь, действовали при одобрении церковных властей. Но речь идёт не о них, а о настоящих христианах, действительно старающихся жить в единстве с Богом. Таковым приходится нелегко, ибо, пребывая в видимом мире, они не принадлежат ему, представляя собою в лучшем случае нечто вроде дипперсонала, а в худшем нечто вроде нелегальных мигрантов. Облегчить положение, улучшить бытие очень просто. Для этого надо пойти на компромисс с миром. Всего лишь. Однако, истинные верные не стремятся ни к каким компромиссам. И, хотя им приходится нелегко, не унывают. По какой причине? Что даёт им силу к пребыванию в верности Христу и к преодолению уныния? Надежда, великая надежда – надежда, как говорит ап.Павел, славы Божией, т.е. участие в Его славе по Его возвращении, при наступлении Его Царства. А что такое участие в славе Господа? Это жизнь в вечности, это участие в новом творении, в котором Бог есть всё во всём. Если эта перспектива ощущается и переживается не как далёкая и не совсем понятная абстракция, а как реальность, пусть даже и не очень скоро грядущая, то тогда в жизни появляется источник великой силы – силы одушевляющей, дающей возможность не только стойко переносить тяготы бытия, но и не унывать, и идти к цели с поднятой головой, с ощущением внутренней свободы. Мир, т.е. сообщество вне Христа, может сходить с ума, может коснеть во грехе, может делать всё что угодно – у христианина нет оснований подлаживаться под него, потому что, как уже было сказано, христианин, хотя и живёт в мире, но не принадлежит ему. Христианин принадлежит совершенно иной реальности, которая уже присутствует здесь, хотя пока и не в полноте, а только лишь в виде отблеска грядущего. Но даже этот отблеск обладает силой рассеять мрак бессмыслицы мира. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Что ж, это понятно, этим действительно можно хвалиться. Однако, апостол Павел говорит, что христианин хвалится и скорбями. А вот это уже непонятно. Как можно хвалиться скорбями – ведь в скорби нет ничего хорошего.
До известной степени это так. Ведь скорбь от приятных причин не происходит, а когда не нравится причина, то и последствие понравится не может. Поэтому люди мира действительно не любят скорбеть. Современной Европе после долгих усилий удалось создать так наз. «общество потребления», в котором акцентируются всевозможные жизненные блага, которое стремится обеспечить стабильность и изобилие. Данное общество считается вершиной цивилизации. Однако, это заблуждение, потому что, как показывает реальность, общество потребления ни к чему не способно – оно неспособно даже защитить себя. Что неудивительно, ибо зажравшийся человек не способен видеть дальше своей кормушки – он способен только радоваться тому, что эта кормушка есть и что она стабильно полная. Не случайно Папа Франциск назвал Европу бесплодной женщиной, не способной родить. Что касается скорбей, то они разрушают это сытое одурение, давая возможность увидеть истину. А истина достаточно неприятна, ибо являет непрочность мира, непрочность людей, непрочность тебя самого. Она показывает, что человек на самом деле не более, чем сухой лист, который порыв ветра в любой момент может унести неведомо куда. От такого видения возникает чувство сильнейшего дискомфорта. Как же христианин может радоваться скорбям и даже хвалиться ими? Может, потому что осознание истины позволяет распроститься с ложными идеалами и уповать не на себя, а на Бога, ощутить себя всецело в Его руках и, соответственно, полностью довериться Ему. Именно поэтому и пишет нам Апостол: «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает».
Но если я в руках Бога, то на что я могу рассчитывать? На что мне надеяться, если я не более чем грешник, каждодневно оскорбляющий своими недостоинствами Божие величие? Я могу рассчитывать на милость Божию. На Его милость, на Его любовь, явившуюся в смерти Христа. Как говорит Павел, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками». Чем люди заслужили, чтобы Христос взошёл за них на Голгофу? Ничем. И, тем не менее, это произошло. Наша надежда в том, что сия жертва по-прежнему актуальна, что она по-прежнему действенна. И точно так же, как и во времена Апостолов, сегодня я могу спастись от смерти и наследовать жизнь, если принимаю жертву Голгофы, как принесенную за меня лично. «Ибо Христос, когда ещё мы были немощны, в определённое время умер за нечестивых». За нечестивых, т.е. и за меня тоже. Но это актуально для обращающихся от безверия к вере, к воцерковляющимся. А как быть с теми, кто уже обратился и пришёл? Насколько сие актуально для них?
Актуально, потому что принятие Христа совершается в каждый день бытия, ибо каждый день ставит нас перед выбором: поступить в соответствии с волей Господа или в противоречии с нею. Если ты стал христианином, это не значит, что ты перестал быть грешником. Свидетельство о крещении не есть охранная грамота, позволяющая делать всё что угодно и радоваться полной вседозволенности, возможности делать что хочешь, потому что Христос-де искупил все мои грехи и, таким образом, вне зависимости от моих деяний, блестящая будущность мне обеспечена и гарантирована. Но это не так. Христос умер за нас, явил чудо воскресения и дал нам надежду для того, чтобы мы поняли волю Бога относительно нас, поняли Божий замысел о человеке и стали Его служителями, стали участниками Его плана, исполнителями Его замысла. Не любой человек обретает Царство Божие и не каждый крещёный может войти в это царство. Сам Иисус говорил, что вечность обретёт не только случающий слово, но и исполняющий его. Т.е. милость Господа даётся для того, чтобы, познав её, мы оставили нечестие и пошли путём праведности, а это не легко и не просто, потому что сразу ничего не удаётся. От того, что человек воцерковился, он не перестаёт быть грешником и продолжает делать недолжное. Но, в отличие от неверующего, осознаёт сие недолжное не как норму бытия, а именно как недолжное и посему становится способным противостоять злу, обращаться к праведности и жить в единстве с Богом. Именно такая жизнь и является той жизнью, о которой пишет нам ап.Павел: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
20 Октября 2024 - 21-е Воскресенье после Троицы (Пастор Е. Романенко)
24 Октября 2021 - 21-е воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор Е. Романенко)
21 Октября 2018 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Октября 2015 - "Щит веры" мы имеем от Иисуса Христа! Проповедь на 21 воскресение после Троицы (Пастор Г. Азиков)
20 Октября 2013 - ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ - 21 воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
24 Октября 2010 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
12 Октября 2008 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)