МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Сентября 2024 года

День Св.Архангела Михаила


Сегодня мы празднуем День св.Архангела Михаила, который также называется днём св.Архангела Михаила и всех сил бесплотных.

Сегодня мы празднуем День св.Архангела Михаила, который также называется днём св.Архангела Михаила и всех сил бесплотных. Это очень важный день, ибо напоминает то, о чём можно легко забыть в сутолоке повседневности. Что такое повседневность? Это беспрерывный круговорот дел, заниматься которыми приходится постоянно. Сие настолько затягивает, что становится единственной реальностью, за пределами которой как будто ничего не существует. Точно также неискушённый человек, видящий айсберг, думает, что открывающаяся перед ним ледяная гора очень солидных размеров и есть айсберг как таковой. Но человек знающий прекрасно понимает, что видимое им есть только малая часть айсберга. Существует также невидимая часть, которая в разы больше. Её не видно, но от этого она не перестаёт быть реальной. Точно также обстоят дела и с миром в целом. То, что мы видим, лишь часть целого – часть полноты мироздания, в котором есть не только видимое, но и невидимое. В этой невидимой части обретаются и действуют силы, по сравнению с которыми все наши достижения не более чем муравейник с точки зрения слона. Невидимая часть творения сокрыта от нас. Правда, иногда она приоткрывается, однако не настолько, чтобы о ней можно было получить обширные сведения. Но человек не любит пробелов в картине мира. Именно поэтому про невидимую часть творения сказано и написано великое множество глупостей и пустых, ни на чём не основанных домыслов. Во избежание ошибок, нам следует руководствоваться единственным источником – Св.Писанием. Подчёркиваю, что таковое не является ни энциклопедией, ни путеводителем по невидимой части творения, но некоторые моменты оно нам сообщает. В том числе, оно говорит нам о существовании Ангелов, которые время от времени являются людям. Кто они? Могущественные существа, нимало не подобные нам; существа, обладающие совершенно иной природой. Именно вследствие этой мощи и инаковости ангелы всегда пробуждали страх у тех, кому являлись. Даже в том случае, если возвещаемая ими весть была доброй. Впрочем, любое рассуждение об их сущности будет бесплодным умствованием, поэтому сосредоточимся на куда более актуальной теме – какое отношение эти существа имеют к нам.

Из Писания мы знаем, что Ангелы служат Богу и являются Его посланниками. Собственно, само слово «αγγελος» и означает «посланник, вестник, гонец, посыльный». Ангелы не являются человеку по собственной инициативе. Их явление совершается по повелению Божию для сообщения некоей вести или совершения действия, имеющих чрезвычайную важность. Например, когда ассирийское войско осадило Иерусалим, Ангел в течение одной ночи истребил несколько десятков тысяч воинов, после чего ассирийцы бежали. Когда трое отроков за верность Богу были брошены вавилонским царём в огненную печь, Ангел отвёл от них пламя, и они остались живы. Ангел возвестил Пресвятой Деве о том, что она зачнёт от Духа Святого. Ангелы возвестили жёнам-мироносицам весть о воскресении Христа. Ангел Божий вывел из темницы св.ап.Петра. Однако, хотя явления Ангелов и происходят, не так уж часто это случается. Поэтому начинают появляться вопросы. А почему Ангелы так редко являются? Почему апостола Петра вывели из темницы, а других верных, страдавших за Христа в узах, нет? И так далее. Что касается редкости, то ведь Ангел Божий – не судебный пристав, который будет каждодневно допекать вас всеми возможными способами. Такого рода явления совершаются в принципиально важные моменты. Вот, например, Благовещение. Весть, сообщённая Ангелом, была настолько невероятной, что воистину требовался авторитет Божественного посланца для того, чтобы Пресвятая Дева поверила и приняла волю Бога. Или события, связанные с Воскресением Господним. Если бы Ангелы не возвестили жёнам-мироносицам о воскресении Христа, то они решили бы, что тело украли. Между тем, апостолы на тот момент были совершенно деморализованы, ибо их вера в Иисуса, как во Христа, была разрушена. Именно свидетельство жён-мироносиц стало первым лучом в окружившем их мраке, первой ступенью на пути возвращения к вере. Изведение же Петра из темницы имело критически важное значение для развития благовестия. Вроде бы всё понятно. Но разве в истории мало кризисных моментов? Почему бы Богу, когда совершается что-то плохое, например, как сейчас, не послать Ангела, дабы тот наставил обезумевших людей на путь истины? Тут надо понимать, что Бог - не кукловод, дёргающий нас за ниточки. Он дал нам свободу, предполагающую ответственность за свои действия. Он дал нам возможность обустраивать жизнь в соответствии со своими взглядами. Поэтому Он не вмешивается в выборы, назначения и увольнения. Равным образом Он не вмешивается в человеческие конфликты. Таковые являются чисто нашими проблемами, имеющими к прощению грехов и к спасению лишь опосредованное отношение, ибо своим участием или неучастием человек являет делом, на каком пути он находится: на пути спасения или на пути погибели. Поэтому желающий соприкоснуться с Божественными тайнами, должен искать их там, где они присутствуют, т.е. в Церкви. Только не в административной организации, а в народе Божием, среди которого пребывает Господь. Это раз. Два. Бог дал людям всё, что нужно для нормальных отношений с Ним – всё, что нужно для участия в Его обетованиях. Для этого Он говорил с нами вначале через пророков, а затем через Иисуса Христа, давшего нам Новый Завет благодати, сущность которого выразил евангелист Иоанн: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Поэтому необходимости в частых явлениях Ангелов нет. Но это не значит, что они невозможны. Можно сказать так: если Ангелы и не являются нам явно, это не означает, что верные лишены их попечения. Вспомните начало хорала Von guten Mächten: «Средь добрых сил укрытые чудесно, готовых и утешить и спасти…». Эти силы действительно существуют. Их действие не явно, но оно есть. Они могут и предостеречь и удержать или наоборот, придать силы для движения. Но их воздействие никогда не бывает ультимативным – окончательный выбор всегда остаётся за человеком. Именно вследствие неявности действия посланцев Бога для того, чтобы воспринимать их сигналы, нужно иметь духовную чуткость, степень которой зависит от погружённости во Христа. Чем таковая сильнее, тем в большей мере человек способен воспринимать указания свыше. Позволю себе такую аналогию. Если вы не знаете ПДД, то дорожные знаки будут для вас или вообще непонятны, или будут прочитываться неправильно. Точно также и Божественное водительство – чем меньше в тебе единства со Христом, тем меньше ты будешь способен к восприятию сигналов тех самых добрых сил. Ну, а если уж кто-то всё-таки хочет встретиться с Ангелом видимым образом, то должен стать для Божьего народа столь же значимым, как, например, апостол Пётр. А жизнь Петра – это полное самоотречение ради благовестия. Тот, кто сможет пойти таким путём, несомненно, увидит много удивительного. Но зачем нужно видеть Ангела воочию? Чтобы нервы пощекотать? Помните, когда Пилат отослал Христа к Ироду, тот очень обрадовался, потому что, как сказано в Евангелии, давно слышал о Нём и хотел видеть от Него какое-нибудь чудо. Т.е. для Ирода чудо было средством развлечения – что-то вроде выступления фокусника. Но для верных чудеса были и остаются не развлечением, а ответом Бога на их насущные нужды. И с явлениями Ангелов то же самое. Это не средство пощекотать нервы, а средство получить от Бога особую весть, имеющую важнейшее значение.

Мир куда больше, чем кажется. В нём действуют Божественные посланцы, принадлежащие к невидимой части творения. Но для того, чтобы ощущать их присутствие и воспринимать их указания, нужно быть верным в полном смысле этого слова – верным по сути, а не по названию. Нужно быть погружённым во Христа и искать не мирских почестей и отличий, но Царства Божия и правды Его. Тот, кто действительно идёт путём Бога, увидит много удивительного, но не возгордится этим и не попытается превознестись над ближними, потому что понимает, что сам по себе слаб и ничтожен, немощен, и лишь с Божьей помощью, подаваемой посредством посланцев Всевышнего, сможет приблизиться к Божьему Царству, к спасению и к жизни будущего века. А.


Другие проповеди по этому же поводу:

08 Октября 2023 - 18 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Октября 2022 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Октября 2021 - Erntedankfest (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2020 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Сентября 2016 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)