МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Сентября 2016 года

18 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Ин.2, 15-17
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

В Писании порою встречаются наставления, звучащие не только весьма радикально, но и достаточно странно. Вроде того, что мы сегодня услышали в 1-ом Послании Яна: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Услышишь такое – и не знаешь, как реагировать. Как же можно не любить мир? Ведь это удивительное и прекрасное творение Бога – причём особенно прекрасное там, где человек не успел его изгадить. Мир не только прекрасен, но и величественен, и его величие говорит нам о величии Творца. Не случайно Церковь говорит о так наз. «натуральном откровении», т.е. откровении, заключённом в природе. Как же можно всё сие не любить? На этом примере видно, насколько опасным может быть буквальное понимание Писания без знания языка священнописателей, исторического контекста и т.д.. Можно придти к совершенно ошибочным выводам, в т.ч. в данном случае предать анафеме мир, проклясть всё что в нём есть, и тем самым нанести самому себе сильнейший вред, потому что такое проклятие было бы бунтом против Бога. Ведь умаляющий творение умаляет и его творца. Разумеется, что для апостола умалить творца, т.е. Бога, было совершенно невозможно, и, говоря о нелюбви к миру, он имеет в виду отнюдь не природу, не мироздание. В его языке словом «мир» обозначается сообщество вне Христа. А вот такой мир любить действительно не стоит. Но собственно почему? Чем он так плох?

Сообщество вне Христа плохо тем, что ориентировано либо на лжеучения и ложных богов, либо вообще пребывает в безверии и ориентировано исключительно на видимую реальность и на абсолютизацию таковой. В самом деле, если Бога нет, то тогда нет и невидимой части творения, нет Божьего царства и вообще нет ничего, кроме того, что здесь и сейчас. Но это ещё не самое плохое. Намного хуже, что сообщество вне Христа лишено твёрдого основания. Не имея возможности опереться на Слово Бога живого, на Его подлинную волю, оно пребывает в хаосе человеческих мнений, к которым принадлежат и ложные религии, являющиеся плодом не Божественного Откровения, а больного воображения. Каждое из этих мнений стремится стать высшим авторитетом. Для чего, собственно, люди лезут во власть? В том числе и для того, чтобы навязывать свои идеи в качестве высшей истины. Вот, например, совсем недавно в Америке узаконили однополые браки, причём власть предержащие, принявшие это решение, пошли против большинства собственного народа, навязав обществу свои представления о правильном и неправильном. Хотя, что правильно и что неправильно? Отвергнувшие авторитет Христа лишили себя критерия, позволяющего определить правильность или неправильность того или иного мнения. Вот, например, те же самые однополые браки – если рассматривать их с чисто человеческой точки зрения, не учитывая мнения Бога, то что в них, собственно, дурного или неправильного? – уголовный кодекс не нарушается, не совершается никакого преступления, никакого насилия, никому не причиняется ущерба. Так что чисто с человеческой точки зрения всё нормально. Можно пойти ещё дальше. Например, почему бы не быть многожёнству или многомужеству? С чисто человеческой точки зрения в этом опять-таки нет ничего плохого. И так очень во многом. Если жить вне Христа, если устранить из повседневности Бога, то начинается вакханалия идей, коренящихся в человеческой падшести и греховности. И это то самое, о чём пишет нам апостол: «…всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Если авторитет Бога для людей недосягаемо высок, а Его Слово абсолютно, то все человеческие авторитеты относительны и находятся на одном уровне. Например, в античности одновременно сосуществовало несколько философских школ – стоики, циники, эпикурейцы. Каждая из этих школ отстаивала своё видение мира и, соответственно, предлагала свой подход к жизни. Спрашивается, кто из них был более прав? А никто. Потому что каждый имеет право на своё мнение. Какое тебе лично больше нравится, такое и будет для тебя истиной. Проблема лишь в том, что у других людей эта истина будет другой. И хорошо ещё, если эти люди не будут агрессивными и не захотят навязать свою позицию силой. Вспомним Советскую Россию времён Хрущёва или даже Брежнева. Кому тогда мешали верующие? Сидели тихо, их было не видно и не слышно, никому они не мешали. Однако шло массовое закрытие церквей, а верных гнобили как могли. Только за то, что ты веровал, тебя могли уволить, упрятать в психушку, а то и посадить. Таким путём безбожники, справедливо назвавшие себя воинствующими, утверждали свою идеологию. Агрессивное навязывание мнений происходит и в нынешней Европе – попробуйте быть активным христианином, и сразу это почувствуете. В Америке госслужащая христианка, отказавшаяся регистрировать однополые браки, оказалась за решёткой. Таково истинное лицо мира, и его так называемой демократии. Апостол прав: в этом мире, в сообществе вне Христа любить нечего. Но увы, мы вынуждены жить в нём, жить внутри сообщества, пребывающего вне Христа – и это в высшей степени непросто, т.к. мы пребываем во Христе или, по крайней мере, стремимся к такому пребыванию. Разумеется, всё изменилось бы, если бы мы смогли полюбить мир, т.е. согласиться с ним, но это невозможно, потому что было бы равносильно отречению от Господа.

Иисус честно предупредил учеников, что посылает их как овец в стадо волков. Следовательно, никакой лёгкой жизни для них не планировалось изначально, и если ты действительно ученик Спасителя, то должен быть готов к дискомфортной жизни, к непониманию, к неприятию, к отвержению и к гонениям. Так может всё-таки лучше хоть в чём-то согласиться с миром, хоть как-то полюбить его? Т.е. пойти хоть на какой-то компромисс? Ответ на этот вопрос даёт Ян: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». Мир не видит ничего кроме себя самого, мы видим намного больше и дальше. В перспективе мира нет ничего, в нашей перспективе – вечность и Божье Царство. Мир преходящ, Божье Царство пребывает вовек. Поэтому есть прямой смысл исполнять не волю мира, а волю Бога, смотря не пребывание в мире как на временное явление. Когда я находился в армии, то весьма страдал, однако знал, что в определённое время весь этот бред кончится, и я вернусь к нормальной жизни. И в этом сознании почерпал немалые силы. Вот такое же сознание должно укреплять нас всех среди тягот мира. Настанет день, когда «всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» кончится, и мы войдём в Божественное присутствие, в Его Царство, где не будет зла и греха, где жизнь вернётся к изначальной гармонии, бывшей до грехопадения. В этом наша надежда, в этом вера, в которой укрепляемся, в которой стоим, ибо так говорит нам св.ап.Ян: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 25.09.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

29 Сентября 2024 - День Св.Архангела Михаила (Пастор  Д. Лотов)
08 Октября 2023 - 18 воскресенье после Торжества Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Октября 2022 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Октября 2021 - Erntedankfest (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2020 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
20 Октября 2019 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Октября 2017 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
19 Октября 2014 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
29 Сентября 2013 - День св.Архангела Михаила и всех Ангелов (18 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
23 Октября 2011 - 18 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)