МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Октября 2023 года
День Реформации
Иоанна 2:13-17
13. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим
14. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
15. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
16. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли.
17. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня».
Историю, которой я сейчас хочу с Вами поделиться, рассказал мне один мой знакомый христианин протестантского исповедания. В его жизни был период, когда он с раннего утра до позднего вечера работал в центре города, поэтому времени на домашнюю молитву у него, к несчастью, не было. Он выходил из положения следующим образом: когда во время работы в центре у него находилась пара свободных часов, он заходил в ближайший православный храм, тихо вставал где- нибудь в уголке и молился там.
И вот однажды весной он как обычно зашёл в один из православных храмов для дневной молитвы. На его беду это была по юлианскому календарю Страстная неделя: время перед самой Пасхой. От того, что наш герой там увидел и услышал, ему стало несколько не по себе.
Народа в храме было битком, однако заняты люди были не участием в богослужении и не общей молитвой. Они со всех сторон осаждали церковную лавку, к которой выстроилась огромная очередь, занимавшая почти половину храма. Люди покупали (или как сейчас говорят, "безвозмездно получали в дар за добровольное пожертвование") свечи, иконки, какую-то ещё освященную утварь, передавали записки, с кем-то договаривались о предстоящем освящении праздничного угощения, продавцы громко жаловались на отсутствие мелких денег для сдачи... И вокруг церковной лавки стоял такой шум и гам, что по атмосфере это больше напоминало Восточный базар, нежели пространство молитвы и поклонения. Словом, в этот день моему протестантскому знакомому пришлось искать другое место для молитвы.
К чему я рассказал такую историю?
К тому, что вероятно описанная в этой истории атмосфера очень похожа на то, что происходило в Иерусалимском Храме, когда Господь Иисус вошёл туда: "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег" (Иоанна 2:13-17).
Описываемые Евангелистом Иоанном события происходили в т.н. "Дворе язычников". Это был первый из дворов Иерусалимского храма, находившийся за основной стеной. Язычники и осквернившиеся иудеи дальше на территорию Храма зайти не могли.
И вот именно в этом дворе под покровительством иудейских первосвященников постепенно образовался самый настоящий рынок. Сидевшие там меновщики денег меняли "нечистые" языческие монеты на иудейские сикли (т.к. сиклями и только сиклями могла быть уплачена храмовая подать!) и брали за это немалую комссию. Там же располагались торговцы жертвенными животными, которые были в своего рода сговоре с храмовыми священниками: священники принимали для жертв только животных, купленных на этом храмовом рынке (которых умели отличать). Если паломник приносил или приводил собственное животное - вероятнее всего, священники это животное забраковали бы и не допустили до жертвенного всесожжения. А значит, нечистоплотные торговцы цену на жертвенных животных могли завышать в несколько раз.
Одним словом, и рынок и сам храмовый комплекс был доходным местом, приносившим большие деньги - прежде всего первосвященнику и его семье. Это было место, где священническая верхушка беспощадно эксплуатировала религиозное благочестие иудеев. А язычник, возможно, делающий первые робкие шаги к Единому Богу и пришедший для этого в Иерусалимский храм, видел вокруг себя не благоговение и не молитвенное благочестие - он видел базар, на котором процветали торгашество и обман. Не случайно евангелист Лука передаёт нам слова Христа, сказанные им при изгнании торговцев из Иерусалимского храма, которые в современном переводе звучат так: "В Писании сказано: «Мой храм будет домом молитвы, а вы превратили его в разбойничий притон!»" (Луки 19:46).
Именно поэтому Господь Христос решает положить этому конец, причём весьма радикальным способом: "И, сделав бич из верёвок, (Иисус) выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сём ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня»" (Иоанна 2:15-17).
Почему Господь так поступает? Только ли потому, что местные торговцы и менялы были мошенниками, которые наживались на благочестивых религиозных настроениях народа? И только ли потому, что атмосфера на этом импровизированном рынке скорее отпугивала язычников, чем привлекала их к Единому Истинному Богу?
Думаю, дело не только в этом. Посмотрите, Иисус говорит: "Дома Отца Моего не делайте домом торговли". Что же получается, господь говорит, что торговля - призренное занятие, несовместимое с истинной верой? Однако, торговцы и предприниматели играют огромную роль в обеспечении нашего общества всем необходимым - без них нам бы приходилось самостоятельно выращивать и производить всё, что мы потребляем, а это занятие не из лёгких.
Я полагаю, дело не только в том, что торговцы и менялы на территории храма вели нечестную торговлю. И даже не только в том, что они вообще вели торговлю на территории священного пространства, которое должно быть отведено для молитвы ("Мой храм будет домом молитвы"). Дело скорее в том, какого рода отношения с Богом культивировала такая храмовая торговля.
Потому что появление во дворе язычников такого импровизированного рынка - следствие того, что религия стала для первосвященнического клана доходным делом. Религия стала бизнесом. А когда религия становится таким доходным делом, это весьма опасно.
Почему же это опасно? Прежде всего потому, что деловые отношения, торговые отношения это не то же, что личные отношения, отношения любви и доверия. И Ветхий и Новый Завет говорят нам о том, что цель жизни верующего - стремление к Богу, любовь к Богу и ближнему: "...Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матфея 22:37-40).
Однако, если мои отношения с кем бы то ни было сводятся к простым обменным операциям ("ты мне я тебе") - любовь, искренность, доверие, сердечное стремление в таких торговых отношениях совершенно не обязательны. Мне не обязательно любить продавца или кассира в магазине, чтобы они выдавали мне тот товар, который я хочу купить. Мне достаточно соблюсти условия сделки - выдать деньги. Мне не обязательно знать продавца, не обязательно стремится к нему всей душой. Товар в обмен на деньги - вот и все наши с ним отношения. Согласитесь, отношения с Богом не могут так выглядеть!
И такого рода бартерные отношения с Богом могут дойти до того, что человек будет пытаться манипулировать Богом, манипулировать Его милостью и прощением. В Ветхом Завете мы это хорошо видим на примере жертв и всесожжений, которые сначала предписываются в Пятикнижии, но затем осуждаются в книгах Пророков.
Ведь в чём был изначальный смысл любого жертвоприношения? В том, что человек, в знак благоговения перед Богом приносил Богу в дар часть своего имущества (напр. муки, оливкового масла, скота и т.д.). Можно сказать, человек "отрывал от сердца" то, что было дорого ему и то, что он мог бы использовать для своих личных нужд. Это был знак поклонения Богу, знак благоговения перед Ним - отказ от собственных нужд с тем, чтобы воздать честь Творцу Вселенной.
То же было и с жертвами за грех, предписанными в Пятикнижии: изначально их дидактический ("воспитательный") смысл был в том, что человек в знак признания совершенной им ошибки (греха, беззакония) приносил Богу такой дар в надежде делом показать свое раскаяние и исправить свои отношения с Творцом.
Однако, судя по всему, на определённом этапе древние иудеи стали злоупотреблять такими жертвами. Очевидно, они полагали, что можно либо жертвами "откупиться" от Бога и "компенсировать" свои грехи. Либо вообще начали считать, что ритуальная сторона религиозной жизни может уравновесить все беззакония и мерзости, которые человек совершает вне храма. Именно поэтому у пророка Исайи Господь говорит народу: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (...) Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! (...) И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Исаия 1:11-16)
Очевидно, что люди, злоупотреблявшие таким образом жертвами Господу полагали, что с Богом возможны именно такие бартерные отношения: "Ты мне - я Тебе". Что Богу можно просто "отдать должное". Они не приняли во внимание тот факт, что если Бог - действительно тот самый Всемогущий и Вечный Творец Неба и Земли, о котором говорит Пятикнижие, то такому Богу нельзя просто "отдать должное" - ему можно только всю свою жизнь без остатка.
Но там, где в религиозной жизни царствует "бартерный" подход к отношениям с Богом, там очень скоро доверие Богу и искренность отношений с Ним исчезают. А что остается? Остаётся ценник на те или иные ритуальные товары или услуги, а общение с Богом переходит в ведение особых каст или корпоративных групп. И вот здесь имеет смысл сказать несколько слов об ответственности священнической верхушки, организовавшей эту храмовую торговлю.
Всё дело в том, что торговать можно только тем, над чем у тебя есть власть, чем ты распоряжаешься и что ты можешь контролировать. Например: фермер, торгующий своим картофелем на деревенском рынке - может продать часть товара, а может продать и весь товар, могу повысить или понизить цену и т.д. Во всех этих случаях именно фермер имеет власть над своим картофелем, а не наоборот.
И вот очевидно, священники, организовавшие эту храмовую торговлю, торговлю, возомнили, что у них есть власть если не над Богом, то как минимум над тем, что с Богом связано. Возомнили, что у них есть власть открыть или закрыть для того или иного человека доступ к Богу - например, забраковав приведённое им жертвенное животное. А это уже самая настоящая узурпация Божественной Власти, которая не принадлежит никому кроме Всевышнего.
Именно поэтому Господь Иисус считает нужным положить этому беззаконию и этой узурпации конец: "И, сделав бич из верёвок, (Иисус) выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сём ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня»" (Иоанна 2:15-17).
И дело не только в том, что для Нового Завета отношения с Богом через принесение жертв животных больше не актуальны, ведь Христос - как говорит Послание к Евреям - принёс за всех нас Единую и Совершенную жертву на все времена (Евреям 9:11-14). Дело в том, что отношения с Живым Богом не могут быть сведены к торгово-обменным операциям. И дело в том, что никто и ничто не может по настоящему закрыть человеку доступ к Богу. Тем более, что для нас, народа Нового Завета этот доступ (как свидетельствует всё то же Послание к Евреям) открыт через веру в Иисуса Христа.
И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение этот эпизод имеет для нас с Вами и какое отношение он имеет к празднику, который мы отмечаем сегодня - к Дню Реформации.
Всё дело в том, что, к сожалению, и в наше время есть люди, которые полагают, что отношения с Богом могут быть сведены к своего рода торговым, бартерным отношениям. История, с базаром в православном храме, с которой я начал - хороший тому пример.
Можно сказать, что Церковь как сообщество верующих - своего рода представительство Бога на земле. И задача Церкви в том, чтобы создать условия для встречи человека с Богом. Сделать так, чтобы приходящие в Церковь люди стремились к Богу, к познанию Бога, к общению с Ним. Чтобы люди стремились к Спасению в Иисусе Христе.
Но там, где на место этого Богообщения приходят товарно- денежные отношения, там Церковь становится своего рода поставщиком ритуально-магических товаров и услуг. Сердечные отношения с Богом, стремление к Богу больше ничего не значат, главное - в нужный момент совершить правильные ритуальные действия или иметь правильные ритуальные предметы: освященные иконы или статуэтки, свечи, снедь, утварь и т.д.
И не нужно думать, что такая проблема может существовать только в православной церкви - такие "потребители ритуальных услуг" могут существовать в любой церковной организации. Мне, например, в этой связи вспоминается сцена из фильма "Крестный Отец"(реж. Ф.Ф. Коппола, 1972), в которой итало- американский мафиози присутствует в качестве крёстного отца на крещении ребенка своих родственников. И он чинно выполняет все необходимые ритуалы, в то самое время как посланные им же подручные жестоко расправляются с его врагами.
Так вот, в условиях такого "ритуального потребления" Бог отходит куда-то на второй план, а на первый план выходят именно предметные и деловые отношения. На первый план выходят потребности и капризы людей, а не Христос, который есть Путь, Истина и Жизнь (Иоанна 14:6). И вот, Господень храм снова превращается в Восточный базар. А если не базар - то как минимум контору по оказанию ритуально-магических услуг. А с такой конторой можно, например, договориться, чтобы она "освятила" то, что тебе нужно: от нажитой неправедным путём собственности до оружия массового поражения.
Примерно то же самое происходило в Европе накануне Реформации. Как очень метко выразился в одной из своих лекций наш университетский преподаватель философии В.А. Куренной: "В средние века католическая церковь стала главным страхователем загробной жизни человека". Для индивидуальных клиентов у этого "страхователя" были товары и услуги вроде индульгенций или частных заупокойных месс, за счёт которых можно было "погасить" часть грехов умершего человека. А корпоративным клиентам (напр. князьям или вольным городам) можно было предложить товары или услуги посерьезнее: напр. освящение больших соборов или коллекции реликвий, которые периодически собирали те или иные князья чтобы сделать свой замок или город "святее", "освящённее". Все это предполагало скорее магические отношения с Богом. Потому что магу не обязательно любить те силы, которые он призывает себе на помощь, ему важно знать технологии, при помощи которых он заставляет эти силы делать то, что он от них хочет.
А кроме того, это связано и со второй причиной, о которой мы с Вами говорили: торговать можно только тем, над чем у тебя есть власть. В эпоху второго храма иудейские первосвященники полагали, что могут контролировать доступ человека к Богу - через принятие или непринятие тех или иных жертвенных животных. В эпоху предшествовавшую Реформации лидеры Римско-католической церкви, превратно толкуя слова Христа о связывании и разрешении того, что на земле и что на Небесах (Матфея 16:18-19) полагали, что могут, например, закрыть доступ к Богу тому или иному человеку, отлучив его от Церкви. Или, например, полагали, что они имеют власть над Божьей Благодатью - так что могут торговать небольшими частями этой благодати - так и возникла торговля индульгенциями.
И вот, огромная заслуга Лютера и реформаторов Церкви состоит в том, что они отвергли такой ритуально-магический подход. Лютер и его сподвижники вернулись к простой и понятной Истине, данной нам в Священном Писании: что в основе отношений человека с Богом должна лежать вера: "(Во Христе) открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет»" (Римлянам 1:16-17). Вера есть ни что иное, как доверие Богу и верность Его обетования. Такая вера предполагает любовь к Богу, предполагает искренние и доверительные отношения с Ним - такие отношения, в которых нет места ни лукавству, ни торгу.
Потому что - утверждали реформаторы - если человек верует, то никакие товары или ритуальные услуги ему уже не будут нужны. Ведь они никак не повлияют на его отношения с Богом: отношения доверия и любви. А если человек не верит в Бога или не верит Богу, не доверяет Богу, не стремится к искренним и сердечным отношениям с Ним и к исполнению в этом мире Божьей Воли - никакие "товары и услуги" ему уже не помогут: его ждёт "плач и скрежет зубов" во "внешней тьме" (Матфея 8:12).
То же самое с Божьей Благодатью. Если человек - утверждали реформаторы - верит во Христа и принимает Крестную Жертву Христа как принесённую за себя лично - то этот человек пребывает в Божьей Благодати. Ведь Благодать - ни что иное, как милость Бога, явленная падшему человечеству в Крестной Жертве Иисуса Христа. Если же нет, то как свидетельствует Евангелие от Матфея в день Воскресения Мертвых такой человек не услышит от Христа ничего кроме: "Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Матфея 7:23). И боюсь, никакие заупокойные мессы, никакие документы, никакие декреты никаких церковных инстанций не в силах будут этого изменить.
Что из этого следует для нас с Вами, дорогие братья и сёстры?
Из этого следует, что для нас, лютеран, лучший способ оказать должное почтение к наследию Реформации - хранить в сердце веру во Христа, распятого за наши грехи и воскресшего ради нашего оправдания (Римлянам 4:25). Нам нужно стремиться к живым и искренним отношениям со Христом, к доверию Богу. И нам ни в коем случае нельзя сводить отношения с Богом к некоему бартеру, к череде "взаимовыгодных сделок", в которых личные отношения с Богом отходят на второй план. Господь Христос изгнал из храма менял и торговцев в том числе и для того, чтобы показать, что отношения с Едиными и Истинным Богом не могут быть "товарно-денежными", не могут быть "бартерными", не могут быть подобны магическим манипуляциям.
И что самое главное, этим изгнанием торговцев из храма Христос показал, что никакой человек не может по своей прихоти закрыть для другого человека доступ к Богу. Потому что доступ к Богу открыт для всех через Крестную Жертву Иисуса Христа. Иерусалимский храм давно разрушен и во Двор язычников мы с вами уже не попадём. Но нам это и не нужно, потому что Послание к Евреям свидетельствует нам о том, что все священнические ритуалы старого храма уже не актуальны.
Потому что Христос - наш Первосвященник, со своей кровью вошедший для нас в Небесное Святилище и приобретший для нас вечное искупление (Евреям 9:11-12). Если мы с Вами этой поймём и осознаем, то потребность в каких бы то ни было "ритуальных товарах" или "услугах" отпадёт сама собой. Потому что Бог - не наш "поставщик", но наш Творец, Спаситель и Освятитель.
"Иисус сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сём ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоём снедает Меня»". Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
30 Октября 2022 - День Реформации (Пастор Д. Лотов)
31 Октября 2021 - День Реформации (Пастор Д. Лотов)
03 Ноября 2019 - День Реформации (Пастор Д. Лотов)
28 Октября 2018 - День Реформации (Пастор Д. Лотов)
05 Ноября 2017 - День Реформации (Пастор Д. Лотов)
30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Октября 2013 - День Реформации (Пастор Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)