МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Марта 2022 года
Invocavit
Лк.3, 7-9
7. Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
8. Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.
9. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.
Людям нравится слушать то, что лично для них звучит приятно; то, что создаёт или усилиивает душевный комфорт. И всегда нравилось. Именно поэтому в древнем Израиле лжепророки зачастую пользовались куда большей популярностью, нежели пророки истинные. Писание доносит до нас ситуации, при которых лжепророки были обласканы царём, в то время как истинные пророки, например Илия, Михей или Иеремия, подвергались глумлениям и тюремному заключению. Сегодня в этом отношении мало что изменилось. Именно поэтому большой популярностью пользуются объединения, в которых не говорят о греховности, о Божьем гневе и тому подобных, нарушающих душевный комфорт сущностях. Господь всех любит, Господь всех спасёт, всё замечательно, беспокоиться не о чем. Такой подход можно обозначить только одним словом – лжесвидетельство. Лжесвидетельство, потому что в Церкви Слово Божие должно возвещаться без причёсывания и приглаживания – если Господь повелел о чём-то сказать, то сие должно быть сказано. Вне зависимости от того, нравится это кому-то или нет. В силу сего истинные служители достаточно часто говорит то, что слушать неприятно. Так было ещё во времена Ветхого Завета, начиная с древности и вплоть до последних ветхозаветных лет, когда Господь поставил на служение Предтечу Христа, глас вопиющего в пустыне – Иоанна Крестителя.
Человек, занимающийся обустройством своего положения, ищет каких-то гарантий, что у него всё будет хорошо и стабильно. Отношения с Богом здесь не исключение. Даже язычники стремились заручиться поддержкой вышних сил. Стремились к этому и иудеи. Причём не столько стремились, сколько полагали, что уже достигли желаемого. Каким образом? Ну, например, в силу происхождения от Авраама, потомству которого были обещаны всяческие благословения. А ещё был данный через Моисея Закон, который они худо- бедно соблюдали. И ещё Храм, бывший реальным местом соприкосновения земного и небесного, видимого и невидимого. Т.е. Бог действительно находился среди Своего народа и оберегал его. Сей факт был в их глазах гарантией того, что они будут в милости вне зависимости от того, что они будут делать и какими они будут. Подчёркиваю: в их глазах. На самом деле всё было иначе. Но они охотно верили в то, что давало им чувство самоуспокоенности. Однако, сия самоуспокоенность вполне естественным образом вела к распущенности, к ощущению вседозволенности. Ну а почему нет? У нас же гарантии! Мы же дети Авраама! О том, какие на этом основании расцвели извращения, в Писании сказано немало. Но вот, в эту идиллию врывается голос Иоанна Крестителя: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния, и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо, говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму; уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Вот уж поистине шок. Не случайно приходившие к Иоанну люди самых разных профессий и занятий спрашивали его, что же им делать? А как же не спросить, когда выясняется, что происхождение ничего не значит, что никаких гарантий нет, и что каждый понесёт личную ответственность за свои мерзости. Избранность народа как такового не освобождает людей, составляющих этот народ, от ответственности. Иоанн – особый пророк. Его задача – возвещение скорого прихода Мессии, но Мессия – это суд, это разделение на деревья плодоносные и бесплодные, причём участь последних ужасна: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Поэтому вопрос «что же нам делать?» вполне естественен. Быть срубленным и брошенным в огонь не хочется никому.
Однако, Иоанн проповедует ДО того, как Мессия явился миру. Поэтому вполне уместно спросить: насколько слово, сказанное перед приходом Мессии, актуально сегодня, когда Мессия уже давно пришёл? Абсолютно актуально. Актуально потому, что христиане, уподобившись иудеям в статусе избранного народа, уподобились им и в непонимании того, что означает быть Божьим избранником. И потому, как и в давние времена, возникла приятная самоуспокоенность. Я крещён, а это означает, что билет первого класса в Царствие Божие у меня есть. Христос искупил мои грехи? Так это уже билет класса люкс. Отличные гарантии! Поэтому у меня полная уверенность в спасении! Ах, как приятно. Можно ни о чём не беспокоиться, можно расслабиться. И вот, начинается полнейшее непотребство, при котором люди называют себя христианами, а ведут себя хуже язычников. На заповеди можно не обращать внимания, любви к Богу и к ближнему не видать и в полевой бинокль, равно как не видать и служения, потому что в центре всего мои собственные нужды. Я служу себе и во имя себя. Главное, чтобы мне было хорошо и приятно, а если из-за этого страдают ближние, то это их проблемы. Христос такого не одобрит? Так позвольте, Он УЖЕ искупил мои грехи, уже заплатил за них. Так что одной ногой я УЖЕ стою в Божьем Царстве и вполне уверен в своём полном спасении! Судя по всему, так думают многие – их деяния свидетельствуют об этом. Однако, не всё так просто. Христос Второго Пришествия – это Божий суд. Причём сей суд начнётся вовсе не в некоем отдалённом будущем. Он уже начался. И не в какой-то потусторонней реальности, а здесь и сейчас. Богу нет необходимости судить людей – они справляются с этим самостоятельно. Посмотрите кругом и увидите, как с достойным лучшего применения упорством они сами себя подставляют под Божий гнев, ибо не считают нужным приносить добрые плоды. Между тем, Богу не нужны пустоцветы. Ни во времена Иоанна, ни сейчас. Но люди не понимают этого и не хотят понимать, поэтому не стремятся ни к покаянию, ни к сотворению плодов такового, т.е к исправлению жития. И потому по- прежнему актуально звучит голос Иоанна: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?». Сладкий самообман уверенности в спасении ведёт к гибели. Но неужели гибель может быть хоть чем-то привлекательна? Почему Христос пришёл в мир? Почему потребовалось спасение, исходящее от Бога? Потому что люди – погибшие создания. Не погибающие, а погибшие. И спасти себя сами они не в состоянии. Вот эту невозможность самостоятельного избавления от гибели нужно очень хорошо прочувствовать. Прочувствовать, чтобы понять, сколько драгоценна для нас жертва Христа, сколь драгоценно Его Евангелие. Без принятия Евангелия, без принятия Христа никакого спасения нет. Но принятие Христа и Евангелия – не словесное заявление, а внутреннее преображение, следствием которого является изменение образа жизни. Мы не совершаем некие деяния, чтобы заработать себе спасение, мы совершаем эти деяния, потому что не можем не совершать их. Но увы, человек не может стать Богом. Порочная закваска в нас очень сильна, она постоянно сбивает нас с Божьего пути, препятствует единству с Богом. Каждый грех отдаляет от Него, воздвигает преграду между Ним и нами. Сию преграду нужно разрушать. А разрушить её можно только одним образом – покаянием. Покаяние есть средство, помогающее вернуться на правильный путь. И нет такого дня, когда мы в этом средстве ни нуждались. Но не надо думать, что покаяние – не более, чем исповедная молитва. Иоанн говорит ясно: «Сотворите же достойные плоды покаяния». Слова должны быть выражением внутреннего чувства, побуждающего вернуться к Богу, быть в единстве с Ним. Если же нет внутреннего побуждения, то слова не значат ничего. Господь пришёл, чтобы спасти нас. Он открыл перед нами возможность войти в Его Царство, открыл путь, ведущий к нему, но по этому пути надо идти. Причём именно в сторону Царства, а не в какую-то другую. Отклонение, грех, пробуждает стыд и побуждает к покаянию. А грех – это не только некое великое злодейство. Постыдные, недолжные, идущие против воли Господа деяния совершаются прежде всего как раз в малом, и вот таких малостей в жизни каждого из нас предостаточно. Чтобы понять это, следует посмотреться в 10 Заповедей, как в зеркало – все наши мерзости там прекрасно отражаются. Сие смотрение донельзя неприятно, но необходимо, потому что помогает понять правду о себе, своевременно убояться, устыдиться и посредством покаяния вернуться на правильную дорогу, дабы принести добрый плод в жизнь вечную. Помните, что сказал Иоанн: «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
21 Февраля 2021 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
01 Марта 2020 - Invoсavit (Пастор Д. Лотов)
10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
05 Марта 2017 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)