МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Марта 2017 года
Invocavit
Римл.2, 1-8.11
Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев. Ибо нет лицеприятия у Бога.
Совсем недавно Господь отозвал от земной жизни нашу сестру Инну Павловну Вербу. Вы помните, как внезапно, как неожиданно это произошло. Поистине, бывают известия, которые падают на твою голову подобно дубине, обмотанной тряпьём: мягко, но оглушающе. Так что перестаёшь что-либо понимать, а в голове вертится только один вопрос: «как же так?». Это скорбное событие напомнило нам о человеческой тленности и преходящести. И стоя там, в траурном зале, я вспоминал слова Писания: «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его?». И в самом деле – что есть человек? В суетной жизни мира мы можем считаться чем-то значимым, быть обладателями премий и наград, но какие бы высоты ни были достигнуты, мы не более чем прах, пена на поверхности воды, которая сейчас есть, а в следующий момент исчезнет. И когда уйдёт последний, знавший нас лично, то случится то, о чём говорит Экклезиаст: «и память о нём будет предана забвению». «Господи, что есть человек, что Ты помнишь его?».
О человеческой тленности Церковь напоминает верным в Пепельную среду, знаменующую начало Великого Поста, возвещая: «Помни, что прах ты и в прах возвратишься». Спрашивается, зачем нам нужно сие напоминание? Неужели у нас мало проблем и неприятностей. И того и другого хватает, но напоминание о тленности всё же нужно, потому что побуждает вспомнить ту часть истины о себе, о которой стараются не вспоминать. А вспомнить стоит, потому что без знания истины о себе невозможна правильная оценка себя и своих возможностей. Именно поэтому большинство людей ведёт себя так, как будто цветущая пора их жизни продлится до бесконечности. И вместо того, чтобы собирать сокровища на небесах, они предпочитают собирать их на земле, стремясь вознестись как можно выше, предаваясь попиранию ближних, самолюбованию, беспредельному самомнению, измерению всех и вся по своей мерке, в которой они сами являются эталоном. Между тем они вовсе не эталон, а подсудимые на грядущем Божьем суде. Апостол Павел вопрошает: «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия»? А ведь и вправду думают. Ощущение своей праведности, правильности, столь велико, что о возможности осуждения даже и помыслить не могут. Суд вроде бы как и есть, но он не для нас. Нет, мои дорогие, для вас. И возможность быть осуждённым отнюдь не относится к области фантастики. Чем, больше человек уверен в своей правильности, тем больше вероятность его осуждения. Поэтому не надо быть столь уверенным в своей замечательности, не надо судить и осуждать ближних. Вот и Павел пишет: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела». То есть, осуждая другого, ты тем самым осуждаешь себя самого. Во-первых, в силу самого факта осуждения, ибо сказано: «Суд без милости не оказавшему милости», да и молитва Господня ясно указывает, что если ты не простишь ближнему, то Господь не простит тебе. Во-вторых, осуждая ближнего за то или иное, ты и сам либо делаешь то же самое, либо желаешь сделать. Но, как это чаще всего бывает, щепка в глазу брата видна намного лучше, чем бревно в своём собственном. Между тем, терпение Бога хотя и долго, но не бесконечно, и самая большая ошибка, какую может сделать человек – это принять Божье долготерпение за одобрение и согласие. О чём говорит Павел: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?». Если Господь долготерпит, то не потому, что одобряет тебя, а потому, что даёт тебе возможность для осознания своей неправоты, своего ничтожества перед Ним и, соответственно, для покаяния. Но что такое покаяние? Формальное перечисление своих согрешений? Никоим образом. Покаяние – это прежде всего осознание недостойных деяний именно как недостойных, это стыд от совершённого и отстранение от недостойного, изменение жития в соответствии с изменением сознания. Господь хочет от нас именно такого покания – покаяния, в результате которого жизнь реально изменяется к лучшему. Формальности же Ему не требуются.
Начался Великий Пост – время созерцания крестной жертвы Спасителя. Созерцания, при котором надлежит осознать, что Христос умер не абстрактно, а лично за тебя. Это осознание помогает понять истинный смысл своих деяний – в т.ч. и то, что своими грехами ты оплёвываешь Господень крест. Во время революционного лихолетья большевики пришли в небольшой монастырь, насельники которого особой праведностью не отличались. Далее было следующее. Из церкви вынесли иконы и разбросали по земле, после чего командир отряда сказал, что те из монахов, которые потопчут иконы ногами, будут отпущены, а те, кто это не сделает, будут расстреляны. Настоятель сказал братии: «Братья, мы жили как свиньи, давайте хоть умрём христианами». Никто из монахов не исполнил требуемое, и все они были убиты. Я не думаю, что кто-нибудь из нас дерзнёт топтать иконы или плевать на алтарный крест. Даже и подумать о таком страшно. Но ведь бывает так, что своими деяниями, не имеющими ничего общего с волей Господа, мы фактически именно это и совершаем. И вроде бы всё в порядке, но на самом деле происходит как раз то самое, о чём говорит нам Павел: «по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев».
Хочет ли Господь смерти грешника? Нет. Если бы хотел, то Голгофы бы не было. Однако Он не желает и автоматического всеобщего оправдания. Именно поэтому совершилась жертва Христа, даровав возможность выбора между жизнью и смертью. А далее каждый выбирает то, что считает нужным. Каждый из живущих может выбрать жизнь. Выбрать и следовать избранным путём, держась за Христа, опираясь на Него, как можно больше смотря на свои деяния и как можно меньше на деяния ближних. И ещё нужно помнить о собственной тленности, равно как и о том, что человек не просто смертен, но внезапно смертен. И в силу этого не затягивать с покаянием, но всерьёз осмыслить своё бытие и не коснеть в противостоянии Богу и Его истине, но, как говорит апостол, постоянством в добром деле искать славы, чести и бессмертия. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
06 Марта 2022 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
21 Февраля 2021 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
01 Марта 2020 - Invoсavit (Пастор Д. Лотов)
10 Марта 2019 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
18 Февраля 2018 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
14 Февраля 2016 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
22 Февраля 2015 - Invocavit (Пастор Д. Лотов)
09 Марта 2014 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)
17 Февраля 2013 - 1 воскресенье Великого поста – Invocavit (Пастор Д. Лотов)
26 Февраля 2012 - Invocavit – 1 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
21 Февраля 2010 - Invocavit – 1 воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)
01 Марта 2009 - Invocavit - первое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)