МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Января 2022 года
Второе воскресенье после Рождества
Матфея 12:46-47
46. Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
47. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
Дорогие братья и сестры,
Со мной в Теологическом институте учился лютеранский пастор из Алматы, что в Казахстане. У него есть знакомые казахи, который обратились ко Христу (а казахи в массе своей мусульмане). И вот один такой казах как-то ему сказал: «Вам, русским, хорошо. Вы когда принимаете Христа — ничем особо не рискуете». Почему он сказал это? Дело в том, что если казах принимает Христа, все его родные и друзья сразу же рвут с ним все связи и прекращают с ним любое общение. И если не считать той христианской общины, в которой обретается этот новообращенный казах — человек оказывается как бы в социальном вакууме. Он остается в этой жизни совершенно один.
Примерно то же самое происходит с людьми, которые выходят из разного рода сект, в том числе тоталитарных сект — таких, например, как мормоны, сайентологи или запрещенные ныне в нашей стране Свидетели Иеговы. Руководство секты в таких случаях постановляет, что все родные и друзья такого человека (которые все еще остаются в секте) обязаны прервать с ним любое общение. Представьте, если бы кто-нибудь из нас оказался в такой ситуации: все родственники, включая самых близких — просто вычеркивают тебя из своей жизни. Была такая старая песня в исполнении, если не ошибаюсь, Льва Лещенко (думаю, люди старшего поколения ее хорошо знают) в ней есть строки:
«Родительский дом — начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал».
И вот, для человека, от которого отвернулась его собственная семья, такого «надежного причала» уже нет. Думаю, если бы нечто подобное случилось с кем-то из нас — для нас бы это был очень тяжелый опыт. А вот для иудеев I века н.э., к которым были обращены слова Христа, услышанные нами сегодня в Евангелии от Матфея, такой опыт — опыт разрыва с собственной семьей - был бы еще тяжелее. Потому что для людей того времени семья это не только родственные и дружеские отношения, не только атмосфера любви, доверия и принятия. Семья в те времена была прежде всего экономической единицей. А для многих людей — и условием выживания.
Дело в том, что в те времена люди жили в основном за счет физического труда и за счет того добра, которое они могли этим трудом нажить. Многодетность считалась благословением не столько потому, что люди любили детей, но прежде всего потому, что дети очень рано (в возрасте, кажется 4-5 лет, а может и раньше) включались в трудовую жизнь семьи и помогали родителям с хозяйством. Кроме того, наличие многочисленных потомков для семейной пары было гарантией того, что когда они будут уже стары и немощны и не смогут работать — будет кто-то, кто будет кормить их и о них заботиться. Ведь пенсионных фондов тогда не существовало (впрочем, и сейчас пенсионные фонды — вещь настолько нестабильная, что я бы не сильно на них уповал). Так вот, именно поэтому на бездетных родителей вообще и на бесплодных женщин в частности смотрели как на проклятых. Вспомним, что Елизавета, мать Иоанна Крестителя, когда узнает, что беременна, говорит: «Господь снял с меня позор среди людей» (Луки 1:25, перевод РБО).
Далее, наличие у человека потомков мужского пола означало наличие законных наследников, которым можно было передать нажитое имущество. Именно поэтому Авраам (в Быт 15:2-3) так переживает, что у него нет детей. Или вот, еще пример: в обществе преимущественно физического труда женщины были физически слабее, чем мужчины, поэтому не могли работать так же эффективно, а иногда и не могли постоять за себя в случае опасности. И вдовы, если у них не было родственников, находились в очень и очень уязвимом положении. Именно поэтому Руфь после смерти своего кормильца Елимелеха пытается найти себе именно нового мужа (Воаза), а не устраивать свою жизнь самостоятельно. И, кстати, именно поэтому в древней Церкви было особое служение помощи вдовам (1 Тим 3:16).
Таких примеров можно привести еще очень и очень много. И все они показывают, что в те времена семья была для человека больше чем «надежным причалом» и местом, где можно отдохнуть душой с любимыми тобой людьми. Во многих случаях семья была еще и условием выживания. Как бы там ни было, семья для человека того времени была очень и очень важна. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, потому что брак и семья это в сущности Божьи установления. В конце концов, заповедь «Чти отца и мать» была и есть в Законе Моисея и ее никто не отменял.
И вот, в свете всего, что было сказано выше, можно с определенностью сказать одно: крайне маловероятно, чтобы иудей I в. н.э. сам отказался от своей семьи, сам бы порвал все связи со своими родными. Поэтому слова Христа, которые мы с Вами услышали сегодня во время чтения Евангелия от Матфея для его слушателей звучали по меньшей мере странно: «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12:47-50).
Думаю, сторонний наблюдатель после таких слов задался бы вопросом: что это значит? Что такое несет этот проповедник? Вот, Его мать и братья — самые близкие для Него люди... А Он отвечает так, как будто ни во что их не ставит! Разве Он не чтит собственную мать? Неужели родичи для него совсем чужие? Ведь они — не только его родные люди, но также его помощь и опора в трудную минуту. «Надежный причал», если вспомнить слова той самой известной песни.
Однако, в то же время нельзя сказать, что здесь Иисус напрямую отрекается от своей семьи. Он не говорит: «Не мать она мне и не братья они мне». И это при том, что с начала Его земного служения отношения как минимум с некоторыми из его родных у Иисуса довольно сложные. Во всяком случае, о его братьях это можно сказать. Еще бы: они много лет наблюдали рядом с собой своего родича — на первый взгляд вполне обычного человека (подчеркиваю, на первый взгляд!). И вдруг этот на первый взгляд обычный человек уходит из дома и начинает проповедовать и даже творить чудеса. Причем учит не так, как обычные проповедники или раввины, а «как власть имеющий» (Мф 7:29), иногда даже шокируя благочестивых людей своим учением.
Чего-чего, а понимания эти необычные поступки у его братьев точно не встречали. Евангелист Марк свидетельствует, что однажды когда Иисус учил народ, «родственники Иисуса пришли забрать Его, потому что они говорили: Он не в Своем уме» (Марка 3:21). А евангелист Иоанн свидетельствует, что и братья Иисуса не верили в Него (Иоанна 7:5), то есть не признавали в Нем Мессию. И поэтому вполне справедливы слова Христа, сказанные им, правда, по-другому поводу: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у родственников в доме своём» (Марка 6:4). Так что, печальная ирония как раз в том, что Сын Человеческий, пришедший спасти всех, кто уверует в Него, наткнулся на вот эту холодную стену неверия именно со стороны многих из своей семьи — тех самых людей, с которыми его связывали ближайшие кровные узы.
И вот, принимая во внимание все эти факты — можно ли сказать, что Иисус в данном случае отрекается от своей земной семьи? Нет! В том-то и дело, что и этого сказать нельзя. Братья Иисуса действительно не верили в Него. Однако человеку, который принес Ему весть о том, что его мать и братья стоят снаружи, желая его видеть, Иисус не говорит: «Нет, не братья они мне, раз не уверовали в Меня». Нет, ответ Иисуса весьма необычен: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Что означает этот Его ответ? Прежде всего то, что кровное родство — это еще не все. Кровное родство — это, конечно, важно. Но есть и нечто более важное — родство духовное. Родство, основанное на общности веры, общности жизненных целей. И, наконец, забегая немного вперед — родство, основанное на общности Спасения и Искупления. Основанное на общении Святого Духа. То самое родство, о котором Господь говорит: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». Вдумайтесь, это удивительные слова! Получается, что если я христианин, если я член Христовой Церкви, круг моих родственников — существенно шире, чем моя «физическая», земная семья. Это значит, что я могу найти родных мне людей везде — от Скандинавии до Южной Африки, от Индокитая до Латинской Америки и т.д. — везде, где я встречу своих единоверцев, искупленных вместе со мной Крестной Жертвой Христа. Что при этом это не отменяет того факта, что у меня есть моя вполне конкретная земная семья.
Вот и Иисус не отрекается от своей земной семьи. Уже гораздо позже, умирая на кресте Голгофы, Он не бросает свою мать на произвол судьбы, но поручает ее заботе своего любимого ученика Иоанна (Ин 19:26-27). И уж тем более Иисус не собирается уничтожать институт семьи как таковой. В Новом Завете мы не находим того презрения к семье, браку и рождению детей, которые были так характерны для разного рода еретиков типа гностиков и манихеев. Не случайно, Апостольские послания полны в том числе и наставлений для семейных людей — о том, как следует относится мужу к жене, родителям к детям, к прочим домашним и т.д. (Ефес 5:22-6:4, 1 Тим 5:8). Поэтому эти слова Христа не отменяют наших кровных связей и наших обязательств по отношению к нашим семьям. И уж точно не отменяют семью как Божье установление, появившееся до грехопадения (Быт 2:23-24).
Здесь речь идет вот о чем: наша земная семья — это еще не все. Это не единственный наш «надежный причал», если вспомнить слова известной песни. У нас есть еще и духовная семья, семья во Христе. У нас есть общность людей, которых мы можем назвать себе родными — прежде всего родными по вере в Иисуса Христа. И эта семья веры намного шире, чем наша земная семья. И на самом деле именно эти слова Христа утешают нас и вселяют в нас надежду. А вот почему эти слова звучат утешительно? И при чем здесь надежда?
В Евангелии от Марка есть очень интересный эпизод. Петр говорит Христу: «вот, мы оставили всё и последовали за Тобою». Спаситель отвечает: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Марка 10:29-30).
Вот эти слова Христа и очень жизнеутверждающие и очень страшные одновременно. Думаю, для иудеев I в. они звучали даже еще более оптимистично, чем для нас. Как мы с Вами убедились чуть ранее, если в те времена если человек терял связь со своей семьей — его шансы выжить становились намного меньше — ведь семья была в том числе и основой экономического выживания. А без семьи шанс умереть с голоду для человека был намного выше. И вот, Христос, отвечая так Петру, говорит, что даже для христианина, у которого нет земной семьи и дома — не все потеряно. У него будет еще много родных и домов — ведь у него много духовных родственников во Христе. Круг тех, кто мог бы ему помочь и укрепить его и поддержать его не ограничивается просто его кровными родственниками. У христианина есть «надежный причал», который иногда даже еще надежнее, чем его земная семья.
Но с другой стороны, эти слова Христа звучат и очень жестко, потому что говорят о гонениях. Эти слова говорят о том, что христианская жизнь — это не всегда идиллическая картина беззаботной и спокойной жизни в атмосфере семейной и братской любви. Христианство — это еще и борьба, это испытания, к которым верующему нужно быть всегда готовым.
И если говорить об испытаниях, нередко случается так, что именно земная семья становится для христианина источником такого рода испытаний. Спаситель говорил: «Враги человеку домашние его» (Матфея 10:36). Это, однако, не означает, что все наши домашние автоматические становятся нашими врагами и мы должны относиться к как к врагам. Здесь речь идет вот о чем: если человек уверовал во Христа ему нужно быть как минимум готовым к тому, что его домашние его не примут. А может даже и начнут относиться к его вере враждебно. Не факт, конечно, что это обязательно произойдет или что это хорошо. Но к этому как минимум нужно быть готовым.
Христиане в древней церкви в полной мере испытали это на себе. Если иудей принимал Христа как Мессию и своего Спасителя — он рисковал тем, что все его родные могут от него отвернуться. Вычеркнут его из своей жизни, как делают сегодня те самые представители тоталитарных сект. Если греко-римский язычник принимал Христа и отказывался, например, участвовать в традиционных для этой семьи празднованиях в честь языческих или родовых богов — он как минимум вступал в конфликт со своей семьей. И тоже рисковал быть отверженным. Поэтому Евангелист Матфей передает нам даже еще более жесткие слова Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37). А для людей той эпохи они звучали даже еще жестче, потому что как я уже сказал, в те времена семья во многом была условием выживания. И получалось, что человек принявший Христа вопреки воле своих родных - ставил на карту не только отношения с любимыми ему людьми, но и свое материальное благополучие. Именно поэтому Спаситель далее говорит: «и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Фактически это означало: кто любит свою стабильную и комфортную благополучную жизнь больше, чем Христа — не достоин Христа.
Однако, не только в те далекие времена положение вещей было таково, что человек, принимающий Христа ставил все на карту. Вспомним пример, с которого я начал: современный казах, уверовавший во Христа рискует очень сильно. Рискует, что вся семья и все его друзья от него откажутся и что он останется в социальном вакууме. А в Средней Азии, где очень и очень многое держится именно на родственных, родовых и клановых связях, такой человек вообще рискует остаться «за бортом жизни». Это как раз тот самый случай, когда домашние человека, увы, могут стать ему самыми настоящими врагами.
И вот для такого человека — котором стали врагами его домашние - есть ли для него надежда? Конечно же, есть. Потому что Господь говорит: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и мать». Потому что даже у христианина, от которого отвернулась его земная семья (если это действительно произошло), есть его духовная семья — семья во Христе.
И вот здесь, дорогие братья и сестры, нужно сказать вот о чем. Эти слова Спасителя налагают ответственность в том числе и на нас как на Христову Церковь, на христианскую общину. Они означают, что и мы, которые призваны исполнять волю нашего Небесного Отца, также должны быть братьями, сестрами, отцами, матерями и т.д. Мы призваны быть единой семьей во Христе. Я понимаю, что это очень непростая задача, однако, к этому следует стремиться.
В Новом Завете есть множество примеров того, как люди, уверовавшие во Христа становились друг другу гораздо больше, чем «друзьями во Христе» или «коллегами во Христе». Они становились именно семьей во Христе. Например, книга Деяний Апостольских свидетельствует о том, что в иерусалимской Общине в момент ее основания «все (...) верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян 2:44-45). В те времена такая общность имущества была характерна именно для семейных отношений. А Павел, да впрочем и другие апостолы, в своих послания называют тех, кому они пишут именно братьями. И, добавлю, переживают за них как за собственную родню, а не просто как за хороших друзей или «коллег по цеху».
Почему это так важно? Потому что, как я уже сказал, и в наше время бывают такие случаи, когда человеку приходится делать тяжелый выбор между Христом и своей семьей. Это очень тяжелый опыт. И вот, если в нашей церковной общине действительно появляется такой человек, наша задача — принять его и помочь ему, оказать ему всяческую поддержку. Как если бы мы были для него действительно родными. Вот слова Христа: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» - и мы должны постараться показать, что для нас эти слова — не пустой звук. Конечно, стать для такого человека новой полноценной семьей — это уж очень глобальная задача. Но нам нужно как минимум сделать все возможное, чтобы этот человек не оказался в социальном вакууме, не остался в этом мире совершенно один.
Итак, подведем итоги. В жизни слушателей Христа, к которым были обращены эти необычные слова, семья играла огромную роль. Семья в те времена была не просто общностью родных друг-другу людей, но прежде всего и экономической единицей общества — а значит, во многих случаях и условием выживания. Поэтому слова Христа звучали для его слушателей как минимум странно: неужели он призывает нас оказаться от семьи? Но Христос не призывает к уничтожению семьи. Он не отказывается от своих родных. Напротив, Его слова означают, что наша Семья во Христе — Христова Церковь - гораздо шире, чем наша «земная» семья. И это означает, что если земная семья христианина по той или иной причине от него отвернется — у него есть та самая Семья во Христе: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Однако, именно эти слова накладывают на нас также обязательства и ответственность. Потому что с одной стороны семья для человека это «надежный причал» - «тихая гавань» любви, доверия и поддержки. Но с другой стороны и человек имеет обязанности по отношению к членам своей семьи — в том числе и сам он должен поддержать родных ему людей в трудную минуту. И именно этот идеал Церкви мы и находим на страницах Нового Завета: идеал единого организма, а лучше — единой семьи, в которой все заботятся друг о друге и поддерживают друг друга. И эти слова тем актуальнее для нас, что и в наше время бывают такие случаи, когда человеку приходится выбирать между Христом и своей земной семьей. И наша задача в таком случае — принять такого человека, поддержать его и укрепить. И уж точно сделать все возможное, чтобы он не остался совершенно один в этом мире.
Так говорит Господь: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной». Аминь
Другие проповеди по этому же поводу:
08 Января 2023 - Крещение Господне (Пастор Е. Романенко)
03 Января 2021 - 2 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)
03 Января 2016 - 2 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)