МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Января 2016 года
2 воскресенье после Рождества
Евр.2, 11-15
И освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твоё братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя. И ещё: Я буду уповать на Него. И ещё: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.
Во время оно люди полагали, что Земля составляет всю видимую часть Божьего творения. Сверх этой видимой части не было ничего. Небесный свод был твёрдым, а звёзды представляли собою нечто вроде обойных гвоздиков, которыми этот свод укреплялся. С течением времени стало выясняться, что и сама Земля, и окружающее её пространство намного больше, чем считалось ранее. И чем дальше, тем сильнее это пространство раздвигалось. Исследования же последних ста лет расширили его до невообразимых пределов. Совершенно невообразимых. Расстояния в космосе таковы, что о них можно говорить, но представить их себе невозможно, потому что в нашей реальности для них нет никаких аналогов. Причём, точно так же, как видимое нами земное пространство, пространство Вселенной не хаотично, а упорядочено.
Даже тогда, когда познание человека было ограничено исключительно земной поверхностью, даже тогда люди поражались величию Бога, создавшего ту красоту, которую мы можем видеть. Причём сие относится не только к ландшафтам, но и к невообразимому многообразию живых существ. Теперь, когда границы познаваемого столь существенно расширились, мы можем поражаться величию Творца ещё больше. Ибо мы видим Его уже не только как Создателя нашей планеты – этой крошечной песчинки, но как Владыку всего не поддающегося осмыслению пространства Вселенной. Причём, хотя при помощи сверхмощных телескопов и иных технических приспособлений, взгляд человека может проникнуть очень далеко, но всё же есть пределы, которых он в настоящее время перейти не может. А Вселенная существует и за этими пределами. И если мы не в состоянии познать и осмыслить полном объёме даже творение, то что же тогда сказать о Творце? Поистине, можно только вострепетать перед Его величием, преклониться и сказать: Господи, на всё воля Твоя.
Божье творение грандиозно. Бог ещё более грандиозен. Он сотворил множество удивительного. Но самое удивительное из Его деяний – это то, о чём прочитали мы сегодня в Послании к Евреям: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные». В Псалме 8 говорится: «Что есть человек, что Ты помнишь его?». И в самом деле – что есть человек? Мы мним о себе очень много, но кто мы хотя бы даже по сравнению с творением? Наша планета, которая представляется нам такой большой, в объёме мирового пространства неразличимая песчинка. А кто есть мы? Абсолютное ничто, невидимые частицы. И вот, Бог совершает величайшее из чудес: Он воплощается, умаляется до образа творения, становится одной из этих неразличимых ничтожных частиц. Ради чего? Ради того, чтобы говорить с нами лицом к лицу; ради того, чтобы открыть нам нечто чрезвычайно важное. Прежде всего то, что мы – Его дети, которых Он любит, вопреки всем их недостаткам; далее – что смерти нет, что перед нами лежит вечность, новое творение и Его Царство. И, наконец, что делать и как жить, чтобы войти в это Царство, стать его участниками. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».
Спрашивается: а что, собственно, от этого меняется? Раньше люди обо всём этом не знали, потом узнали – и что с того? Повседневность какая была, такая и осталась. Зло успешно сражается с добром, у руля государств одни проходимцы сменяют других, а грехи человеческие остаются всё те же, что и 2000 лет назад. Так что изменилось? Очень многое. Ведь вопрос не в просто в том, какая повседневность, а в том, кем мы себя в этой повседневности осознаём. Сознание формирует отношение. Если ты один против всех, если жизнь коротка и за ней нет ничего, если никто и ничего не принесёт на блюдечке, а кругом сплошные враги, то надо рвать, топтать, хватать как можно больше. Неважно, что будет с другими. Важно, чтобы тебе было хорошо. Как говаривал боцман Израэль Хендс из стивенсоновского «Острова сокровищ», «мёртвые не кусаются и прав тот, кто ударит первый». Но если мы – дети Бога и впереди вечность, то всё выглядит иначе. Ты не один, потому что с тобой Бог. Вокруг тебя не враги, а твои братья и сёстры во Христе. Жизнь не коротка, а не имеет пределов. И живёшь ты не для того, чтобы хапать, а для возрастания во Св.Духе, для совершенствования, которое уже потом – в Царстве Небесном – поможет в решении тех задач, которые Господь на тебя возложит. Кстати, о Царствии небесном. О нём много говорят, хотя никто не знает, на что именно оно будет похожим, поэтому всем этим разговорам не стоит придавать излишнего значения, но, тем не менее, решительно не представляю, чтобы такой великий труженик, как Господь, создал Небесное Царство для того, чтобы там все бездельничали. Однако, вернёмся к нашей теме – к изменению восприятия видимой реальности после принятия Благой Вести о Боговоплощении. Так вот, если мы – дети Божии и впереди вечность, то зачем нам хапать, если предстоит новое бытие, в котором ничего из нахапанного всё равно не пригодится? Если мы - дети Бога и впереди вечность, то зачем нам кого-то или чего-то бояться? Ведь, хотя у нас можно многое отнять, но Царствия Божия и жизни вечной не в состоянии отнять никто. Вот почему мы радуемся Тайне Воплощения, радуемся Рождеству Христову. Благодаря этому мы узнали нечто чрезвычайно важное, о чём раньше и помыслить не могли. И сие познанное побуждает нас смотреть на реальность совершенно иначе, чем неверующие. Смотреть иначе, воспринимать иначе и, соответственно, вести себя также иначе.
Свершилась радостная тайна воплощения, свершилось Рождество Христово. Оно совершилось, и Благая Весть возвещена. Теперь самое важное для нас – не терять её из виду, что в принципе очень возможно, причём даже для воцерковлённых людей. Ведь то и дело можно видеть считающих себя христианами, но живущих так, как будто о Рождестве Христовом они и не слышали. Но христианство – это не исполнение обрядов. Вопрос не в том, исполняешь ли ты обряды, а в том, доверяешь ли ты Богу? Доверяешься ли Ему? Видишь ли в ближних братьев и сестёр, служишь ли им, возрастаешь ли во Св.Духе? Если ничего этого нет, то и обряды ни к чему. Помните, что все наши церемонии и ритуалы Богу не нужны в принципе – они нужны только нам самим, но их исполнение приносит пользу только в том случае, если за ними стоит реальное внутреннее содержание. В противном случае они не более чем пустоцвет – очень красивый, но не приносящий плода. Поэтому так важно помнить о том, что мы – дети Божьи; что чудо воплощения совершилось ради нас, что нам возвещена Благая Весть – помнить, соответствующим образом смотреть на мир и жить так, чтобы Вифлеемская звезда, возвестившая рождение Христа, озаряла и наш путь, ведущий со Христом и через Христа в дом Отца – в Царство Божие. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
08 Января 2023 - Крещение Господне (Пастор Е. Романенко)
02 Января 2022 - Второе воскресенье после Рождества (Пастор Е. Романенко)
03 Января 2021 - 2 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)