МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Января 2021 года
2 воскресенье после Рождества
Евр.3, 1-6
1 Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
2 Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всём доме Его.
3 Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,
4 ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
5 И Моисей верен во всём доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца.
Авторы апостольских Посланий, входящих в новозаветный канон, не знали, что пишут часть Нового Завета. Они решали совершенно иную задачу - донести важнейшие моменты христианского учения до конкретных людей или показать, каким образом в свете новозаветной истины решить возникающие в повседневности проблемы. Послание к Еверям не составляет исключения. Его автор, писавший, по всей видимости, общине, состоявшей из иудеев, раскрывал смысл Пришествия Иисуса; раскрывал смысл сказанного и совершённого Им, смысл всего произошедшего с Ним. Но, учитывая специфику своих адресатов, делал это через постоянное соотнесение служения Господа с Ветхим Заветом. Благодаря такому подходу уверовавшие иудеи могли вполне удостовериться в том, что Иисус из Назарета - воистину Христос. Они могли удостовериться в том, что в Нём не только исполнились Ветхозаветные пророчества, но, кроме того, многие события Ветхого Завета были прообразами тех или иных моментов Его служения. Благодаря разъяснениям автора Послания, иудеи должны были осознать всю уникальность Господа – понять, что все пророки Ветхого Завета и даже такой гигант, как Моисей, несравнимы с Иисусом. Все они намного меньше Его, ибо все они – только люди, в то время как Иисус – истинный Сын Божий, единосущный Отцу. Поэтому никто и никогда не мог совершить того, что совершил Господь. В т.ч. никто кроме Него не мог открыть перед человечеством дорогу в Божье Царство, в наш истинный и вечный дом. Однако, мы не иудеи. Мы не нуждаемся в доказательствах того, что Иисус несоизмеримо выше Моисея – для нас это само собою разумеется. Чем же в таком случае для нас актуально сегодняшнее слово из Послания к Евреям?
«Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца». В этих словах выражена уникальность отношений Христа и Его верных. Мы – Его дом, т.е. Он обитает в нас. Собственно, именно в этом и заключается отличие Божьих верных от всех остальных: мы есть дом Бога и храм Его Св.Духа. Таким образом, если человек действительно христианин, т.е. христианин по сути, а не по названию, то он открыт для света Божьего Царства, наполнен им и потому уже сегодня живёт прежде всего его ценностями, ставит Бога превыше всего и творит Его волю, прозревая Его лик в ближних и служа Ему через них. Жизнь истинного христианина – это самоотверженное служение ближним – служение, посредством которого в мир транслируется Божия любовь. В этом сущность нашей святой веры. Она не может быть просто пассивным признанием Иисуса Христом – она всегда активна, являя себя в творении воли Господа. Именно доверие Богу, наполненность Его светом и дают дерзновение и надежду (упование), о которых говорит автор Послания. Но, важно помнить, что вера, т.е. доверие Богу и надежда на Него не есть некая неизменная данность, которая, будучи единожды обретённой, навсегда останется при нас. Ведь вера – состояние живой души, а таковая, как и всё в этом мире, постоянно меняется. Возраст, внешние обстоятельства, собственные настроения – всё играет свою роль. Вспомните свои отношения с людьми, в том числе с теми, кого считаете самыми близкими. Они никогда не бывают ровными. Есть место и сближению, и отдалению. Бывает даже и так, что отношения могут себя исчерпать и просто прекращаются. Не так давно говорил со своей родственницей, которая на протяжении 45 лет (!) поддерживала общение с подругой. 45 лет – большой срок. Но недавно она поняла, что это общение себя исчерпало и говорить в общем-то больше не о чем. Самая длинная свеча когда-нибудь выгорает до конца и гаснет. Намного более частый вариант – ссоры, причём даже самые близкие могут поссориться всерьёз и надолго. И верующие от этого не свободны. Вспомните Павла и Варнаву. На протяжении долгого времени они несли совместное служение, но однажды поругались из-за племянника Варнавы – будущего евангелиста Марка. Причём поругались так, что никогда более уже не ходили вместе. Точно также можно рассориться и с Богом. Правда, есть существенное отличие. В конфликте людей всегда виновны обе стороны. В случае же конфликта с Богом причина такового будет однозначно не в Боге, Который всегда и вовеки один и тот же - она в нас, ибо мы, увы, непостоянны. Разве в этом мире мало людей, которые были христианами, а потом, как говорил Господь, «заботами житейскими» отпали? Или вот был у меня знакомый, студент богословского института. По-моему уже в диаконы рукоположен. А потом у него умерла мать, и он из-за этого взбунтовался против Бога, сказал, что Бог, Который такое попустил, ему вообще не нужен. Искушения многолики и преодолеть их можно только доверием Богу и с Его помощью, потому что своих сил для этого никогда не будет достаточно. Но тут ведь вот как: если ты хочешь, чтобы Бог помог тебе, Его надо просить об этом, потому что Господь хочет отношений, основанных на свободном, осознанном выборе. Мы говорили о том, что истинный христианин должен быть домом Бога и храмом Его Святого Духа. Так вот, Господь не принуждает нас быть Его домом. Мы сами должны захотеть этого, просить об этом и стоять в своём выборе до конца. Вот почему, как говорит автор Послания, «дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца». Но что для этого нужно? Что для этого можно сделать? В каждый день бытия обновлять единство с Господом. Почему это необходимо? Потому что искушения, как и вирусы, постоянно обновляются. Каждый день приносит что-то новое, а, как уже было сказано, противостоять им своими силами невозможно. Именно поэтому наше единство с Господом нуждается в каждодневном обновлении через данные Им средства благодати.
Праздник Рождества миновал, а этим воскресеньем заканчивается и Рождественское время Церковного года. Но радость Рождества не прекращается, потому что благодаря постоянному обновлению единства с Богом мы вновь и вновь познаём, что Христос сошёл к нам, чтобы сделать нас Своим домом и обитать в нём до времени Второго Пришествия, в которое нынешний дом сменится новой землёй и новыми небесами Божьего Царства. Мы получили великое сокровище. Получили не как награду за заслуги, которых нет, но как дар Божьей любви. Ничего большего и лучшего нам не получить никогда. В послереволюционное время некая семья, получившая комнату в разгороженной квартире богача, при кипячении белья в большой кастрюле придавливала крышку найденными в чулане чугунными брусками. А однажды, совершенно случайно обнаружилось, что это не чугун, а покрашенное золото. Так вот, не будем уподобляться этим людям. Будем радоваться полученному от Бога дару, ценить его и в полной мере использовать, т.е. быть домом Христа, проникаться Его светом и через это переходить от смерти в жизнь. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
08 Января 2023 - Крещение Господне (Пастор Е. Романенко)
02 Января 2022 - Второе воскресенье после Рождества (Пастор Е. Романенко)
03 Января 2016 - 2 воскресенье после Рождества (Пастор Д. Лотов)