МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Июля 2020 года
4 воскресенье после Дня Св.Троицы
Лк.6, 36-42
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоём глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Существующий в сегодняшней России режим любит порассуждать о духовности, о неких «скрепах», наследии предков и т.д. Очевидно, именно ради повышения духовности взялись за активное строительство церквей. Только в моём районе их появилось три. Но вот вопрос: возрастёт ли от этого духовность? Если руководствоваться Св.Писанием, то будет очевидно, что духовность, пребывание в Духе Святом, возрастает не там, где построено то или иное сооружение, а там, где исполняется воля Бога – там, где Ему доверяют, благоговеют перед именем Его и стараются пребывать в единстве с Ним. Т.е. первичным, главным, является состояние души. Внешние же действия, сколь бы благочестивыми они ни казались, всегда вторичны. Итак, доверие Богу, благоговение перед именем Его и стремление к пребыванию в единстве с Ним. Благодаря такому состоянию души становится возможным приближение к Богу, проникновение Его сущностью и действия в Его Духе, т.е. к проявлению в человеке каких-то свойств Бога, об одном из которых Иисус сказал: «36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Милосердие. Сущность, которая всегда была в дефиците: как раньше, так и теперь, как на индивидуальном, так и на общегосударственном уровне. А в результате насилие, преступления, агрессия, войны – всё то, что уродует жизнь, порою делая её непереносимо тяжкой. Откуда берётся вся эта мерзость, какова причина её появления? Отсутствие смирения.
Причиной многих бед в этой жизни является слишком высокое мнение о себе. Я всё правильно делаю, кругом меня сплошные болваны, не могущие в должной мере оценить моей правоты и гениальности. А раз они такие болваны, то надо их учить, причём не столько словом, сколько кулаком. К сожалению, в Церкви можно наблюдать то же самое. В миру несогласных могут закатать тюрьму. Когда у Церкви была такая возможность, она ей активно пользовалась, но теперь её нет, так что дело ограничивается обвинениями в ереси, проклятиями, запрещением в служении, отлучением. Но вот вопрос: а с чего ты взял, что непременно прав? Это тебе сейчас так кажется, а потом может выясниться, что никакой правоты не было. Потому и говорит Господь: «41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоём глазе?». Так вот, когда в душе есть смирение, тогда ты изначально понимаешь, что можешь быть и неправ. А если так, то хочется уже не стучать кулаком, а более внимательно отнестись к своей позиции – так ли уж она правильна, как кажется? Соответственно, уже нет желания считать болваном высказывающего иную точку зрения. Возможно, человек и ошибается, а возможно в его идее есть некое рациональное зерно, которое может послужить на пользу. Но, даже если он в корне не прав, то это не значит, что на него надо спускать собак, потому что это не поможет ни доказать свою правоту, ни переубедить. А теперь подумайте, насколько лучше был бы мир, если бы в людях имелось смирение, побуждающее быть требовательнее к себе и терпеливее к другим. В отношении терпеливости у нас есть хороший пример для подражания. Это Господь Бог, Который не только терпит нас со всей нашей глупостью и мерзостью, но и посылает нам всевозможные блага, несмотря на все наши грехи и беззакония. А если ОН так поступает, то мы, как Его народ, Его избранные, должны делать то же самое. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». Когда во время одной из бесед Иисус употребил понятие «ближний», Его немедленно спросили: «А кто мой ближний?». Вот и тут можно спросить: а что это означает - быть милосердным? Очевидно, предвидя такого рода вопросы, Господь поясняет: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Итак, не судить, не осуждать, прощать и не столько требовать, сколько давать – вот что хочет Господь. Право же, если бы мы жили именно так, мир был бы совсем другим. И даже если не весь мир, а только Церковь жила так, то её свидетельствующая сила была бы колоссальной. Но, поразительным образом, у атеистов милосердия порою бывает куда больше, чем у христиан. Что лишь свидетельствует о том, насколько многие христиане далеки от Христа. А Он хочет, чтобы мы были близко. «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его». Мы не можем превзойти Господа – это очевидно, но приблизиться к Нему, уподобиться Ему можем вполне. Но вот только вопрос – а надо ли?
Есть такая пословица: «С волками жить – по волчьи выть». Мир судит, мир осуждает, мир не прощает. Нам предлагается делать обратное. Но зачем идти против течения? Ведь это создаст множество проблем и навлечёт массу неприятностей. Тем более, что и греховная наша натура побуждает следовать общепринятому: судить, осуждать, не прощать, брать не отдавая. Но мы не абы кто. Мы – ученики Иисуса Христа, а потому у нас нет права жить так, как живут отвергающие Его. Мы призваны благовествовать, а благовестие – это не только слово. Это ещё и дело. Я бы даже сказал, что в первую очередь именно дело, т.е. жизнь во Христе, в единстве с Ним, действие в Его воле. Для чего это нужно? Ради достижения цели благовестия – преображения душ, преображения мира. Мы призваны являть людям альтернативный путь, путь доверия Христу, путь милосердия. Мы призваны являть, что этот путь намного лучше того, что предлагает дьявол в союзе с человеческой порочностью. Мы призваны сеять, памятуя о том, что такие семена никогда не пропадают даром, они приносят плод. А мы к тому и призваны – идти путём Христа и приносить плод в жизнь вечную . «40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».
И ещё один момент. Мы призваны к милосердию, но это не значит, что Господь в духе Льва Толстого призывает нас к непротивлению злу насилием. Силы зла повсюду и т.к. им ненавистно исходящее от Бога, они всегда будут атаковать желающих идти путём Господа. И когда такое происходит, христианин не должен смиряться с происходящим, он должен защищаться. Христианин не может быть орудием агрессии, но давать отпор агрессии он может и должен. И вот вам пример, хотя и не церковный. Вы знаете, что сейчас происходит в Америке, а заодно и в Европе – бунт негров и примкнувших к ним. А бунт – это не мирная демонстрация – это агрессия, насилие, погромы и т.д. Так вот, жители одного небольшого американского городка устроили бунтовщикам достойную встречу. Они вооружились, вышли на улицы и сделали нечто вроде коридора. Ни оскорблений, ни угроз, никакого насилия. Но они ясно дали понять, что будет с бунтовщиками, если те позволят себе хоть что-нибудь. И знаете, бунтовщики всё прекрасно поняли: тихо прошли через городок и больше их там никто не видел.
Мы призваны к милосердию. «37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; 38 давайте, и дастся вам … ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Именно таким образом мы должны жить, свидетельствуя о Христе, но при этом не попуская кому бы то ни было попыток уничтожить нас самих и наше дело. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Июля 2022 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
27 Июня 2021 - День свв.Апостолов Петра и Павла (Пастор Д. Лотов)
14 Июля 2019 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Июля 2017 - Праведность и милость (Община грешников). Проповедь на 4-е Воскресенье после Троицы (Пастор Г. Азиков)
19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Июня 2015 - День свв.Петра и Павла (4 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)