МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Ноября 2018 года
Последнее воскресенье Церковного года - День поминовения
Сегодня мы совершаем поминовение ближних, предваривших нас в вечности. Сие поминовение побуждает нас вспомнить как их жизнь, так и кончину. И вот вопрос: чем страшна смерть ближнего? Тем, что когда она свершается, вокруг тебя ничего не меняется, ничего не происходит. Она страшна тем, что окружающий мир, за исключением узкого круга самых близких, абсолютно безразличен к совершающемуся. Поистине, если бы в этот момент случился какой-нибудь катаклизм вроде «Последнего дня Помпеи», было бы проще. Но ужас именно в том, что вокруг тебя не происходит ничего: и солнце светит так же, и ветер дует так же, и люди всё так же спешат по своим делам. Словом, всё по-прежнему за исключением того, что твой ближний ушёл, а на твоей душе появилась кровоточащая рана, которой не дано зажить до конца, сколько бы лет ни было впереди.
Воспоминания жгут и не дают успокоиться. Причём это не воспоминания о каких-то великих деяниях, совершённых ближним, вовсе нет. Вспоминаются мелкие детали: какие-то характерные выражения, жесты, пристрастия – словом все те кирпичики, из которых складывается повседневное общение. И сознание того, что ничего этого больше нет, и уже никогда не будет, наполняет душу не просто скорбью, но ужасом, от которого хочется выть в полный голос. Горечь усиливается от того, что сущности, которые в сознании были неразрывно связаны с ближним – его книги, предметы обихода - теперь утрачивают своё значение, лишаются смысла и становятся ненужными. Это очень хорошо выразил Андерсен в своей истории о старом доме. У хозяина этого дома, одинокого старика, был портрет девушки, которую он любил в молодости. Когда старик умер, портрет отправился в антикварную лавку - уже никто не мог сказать, кто на нём изображён, да и дела до этого не было никому. Итак, наши ближние покидают нас, миру нет до этого никакого дела, а нам остаются только тени прошлого, которые не несут с собою ничего кроме беспредельной тоски. Что же с этим делать? Постараться не вспоминать, выкинуть из головы, позабыть? Для мирского человека это наверное самый наилучший путь, потому что зачем дополнительно отягощать своё бытие, которое и без того не просто? Надо являть побольше оптимизма, а растирать сопли совсем ни к чему. Что ж, им поневоле приходится думать об оптимизме, потому что для них со смертью кончается всё. Но у нас, учеников Христа, просвещённых Господним Откровением, иной путь.
Слово Божие возвещает нам, что смерть не конец. Оно говорит, что жизнь не отнимается, но только лишь изменяется и с разрушением земной хижины на небесах готовится вечная обитель. Оно говорит нам о воскресении усопших и жизни будущего века, об удивительном бытии верных в Царстве Христа, где «отрёт Бог слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезней уже не будет, ибо прежнее прошло». Таким образом, мы живём не в предчувствии конца, но в предвкушении нового начала, начала новой реальности, в которой мы станем иными и то, что столь сильно мучало и отягощало здесь, уже не будет существовать. Поэтому воспоминания о предваривших нас в вечности ближних при всей их горести есть благо.
Почему? Потому что они побуждают нас смотреть не столько назад, сколько вперёд, помышлять не столько о смерти, сколько о воскресении и жаждать встречи, которая восполнит утраченное и исцелит раненое, воссоединив нас не только с ближними, но и с нашим Господом и Спасителем.
По слову Христа мы веруем, что когда Его избранные собираются во имя Его, Он Сам незримо но реально присутствует среди них. Тем более Он пребывает среди нас в Таинстве Евхаристии. Однако, в собрании верных мы воссоединяемся не только с Иисусом, но и со всеми нашими ближними, ибо в собрании верных, а наипаче в Таинстве Евхаристии соприкасаются небо и земля, видимое и невидимое. Церковь не исчерпывается земной общностью учеников, потому что вера в Господа Иисуса Христа и упование на Него не прекращаются с кончиной человека. Христос сошёл в царство смерти, или, как называет это место св.ап.Пётр, в темницу, ради того, чтобы приобщить почивших к Откровению о Своём Царстве, грядущему в силе и славе! Поэтому Церковь – это не только мы, но и все почившие верные, предварившие нас на пути к вечности и ожидающие нас у её врат. Бог не есть Бог мёртвых – Он есть Бог живых. И смерти нет. Поэтому не прекращается бытие, не прекращается вера, не прекращается любовь. Мы вспоминаем тех, кто перешёл в иную грань бытия, в настоящий момент недоступную и непостижимую, но от этого не становящуюся менее реальной. Наше поминовение совершается в предчувствии грядущей встречи. И мы называем имена наших ближних в знак того, что не забыли их, но продолжаем помнить и любить, ожидая дня, в который слёзы горечи расставания сменятся слезами радости встречи под новыми небесами, на новой земле, которым не будет конца. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
20 Ноября 2022 - Ewigkeitssonntag (Пастор Д. Лотов)
22 Ноября 2020 - День поминовения усопших (Пастор Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор Д. Лотов)
20 Ноября 2016 - День поминовения усопших (Пастор Д. Лотов)
23 Ноября 2014 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор Д. Лотов)
24 Ноября 2013 - День поминовения усопших (Пастор Д. Лотов)
20 Ноября 2011 - День поминовения усопших (Пастор Д. Лотов)
23 Ноября 2008 - День поминовения усопших (Пастор Д. Лотов)