МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Ноября 2011 года

День поминовения усопших


Ин.5, 24-29

Истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе; и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.

Во Христе возлюбленные! Сегодняшняя месса совершается в грустный день – день поминовения усопших. Сегодня мы вспоминаем тех, кого любили, с кем когда-то расстались, с кем лишены возможности общения на протяжении уже многих лет. Сколь долго тянутся эти годы… Я вспоминаю, насколько мучительной была разлука с моими домашними, когда меня забрали в армию. Два года – это очень долгий срок и, с учётом всей непредсказуемости бытия, никто не мог дать гарантию, что по прошествии оных лет мы непременно встретимся вновь. Ожидание казалось бесконечным. Оно было тягостным, мучительным настолько, что об оставшихся дома было предпочтительнее забыть. Поистине, проще жить с сознанием, что у тебя никого нет, чем вспоминать о прошлой жизни в аду текущего бытия. А если ожидание тянется годами и даже десятилетиями? Ожидание мучительно вне зависимости от того, длится оно два года или десять лет, потому что любовь не зависит ни от расстояния, ни от времени. Более того, она не зависит и от смерти. Мы продолжаем любить наших почивших ближних, причём любим их даже больше, нежели чем когда они были живы. Время стирает неприятные воспоминания, оставляя нашим достоянием лишь то, что было по-настоящему хорошо… Как страшно, когда в этой разлучённости нет веры, нет доверия Христу и упования на Него! Ведь для неверующего смерть означает, что всё кончено. И рассуждения о продолжении жизни в потомках являются не более чем неуклюжей попыткой хоть как-то нейтрализовать ужас небытия, который превращает любовь в источник мучительных страданий… Поэтому блаженны верующие и уповающие! Блаженны, потому что Господь, заповедовавший Своим верным любовь, сделал всё для того, чтобы она не стала причиной мучительных переживаний. В неизреченной благости Своей Он дал чёткое и однозначное обетование: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения». Бытие не прекращается. Ничего не кончено, всё только начинается. Поэтому мы вспоминаем наших ближних не в отчаянии безнадёжности, но в предчувствии грядущего воскресения.

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий Слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Господь возвещает нам великую весть о воскресении верных Божиих, которая является источником нашей силы и надежды. Но что будет с теми, кто не веровал? Увы, десятилетия большевизма не прошли бесследно. Среди наших соотечественников, среди ближних немало тех, кто не познал Христа. Между тем, от этого наша любовь к ним не становится меньше. И именно сия любовь побуждает нас страшиться за их будущее. Да и за своё тоже. Оплакивая умершего, мы плачем о себе – о том, чего лишились вместе с его отшествием. А если это разлука навсегда, потому что ближний не будет в Царстве Божием? Но, когда речь идёт об уповании на Христа, в душе не должно быть страха. Мы уповаем не на самодурствующего хозяина, безжалостно наказывающего за любую провинность, но на Того, Кто умер за грешников; на Того, Кто будучи непорочным, был причтён к злодеям; на Того, Кто сказал раскаявшемуся разбойнику: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю». Господь знает каждого из нас, знает намного лучше, чем мы сами, и потому Его суд всегда праведен. Соответственно, нам стоит думать не о том, где окажутся почившие ближние, а о том, где окажемся мы. Если люди были лишены Слова Божия, можно ли осудить их за то, что они не знали его? Но мы то знаем… «Слушающий Слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Слушаем ли мы Слово Божие, доверяем ли Богу, творим ли волю Его? Вот что существенно. Воскресение усопших, Царство Божие и вечная жизнь не являются предположением. Это однозначный факт. И поистине, будет до чрезвычайности обидно не разделить радость со своими ближними радость пребывания у Господнего престола. Но не по причине того, что там не будет их, а по причине того, что там не будет нас. Господь справедлив. Он никогда не спросит за незнание с тех, кто не имел возможности знать. Но с того, кто знал, спрос будет иным. Что же мешает претворить своё знание в жизнь? Разве что небрежение и леность. Если сознаём, что обладаем сими свойствами, то поспешим изменить бытие, ибо имеем возможность действия только в пределах видимого мира. Смерть, не являясь прекращением бытия, подводит итог земному деланию. А так как никто из нас не знает, когда Господь призовёт его, надо торопиться действовать. Имея ясное слово Господа, не стоит медлить, ибо наше будущее напрямую зависит от настоящего.

Сегодня особый день – день поминовения усопших. Кого же мы вспоминаем перед лицом Господа? – мёртвых? Нет, не мёртвых, потому что смерти нет, и у Бога все живы. Мы вспоминаем тех, кто перешёл в иную грань бытия, в настоящий момент недоступную и непостижимую, но от этого не становящуюся менее реальной. Наше поминовение совершается в предчувствии грядущей встречи. И мы называем имена наших ближних в знак того, что не забыли их, но продолжаем помнить и любить, ожидая дня, в который слёзы горечи расставания сменятся слезами радости встречи под новыми небесами, на новой земле, которым не будет конца. Так говорит Господь: «Слушающий Слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 20.11.11




Другие проповеди по этому же поводу:

20 Ноября 2022 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2020 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
25 Ноября 2018 - Последнее воскресенье Церковного года - День поминовения (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2016 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2014 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2013 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2008 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)