МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
23 Ноября 2008 года

День поминовения усопших


Евр.4, 9-11а

Для народа Божия ещё остаётся субботство. Ибо кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный…

Во Христе возлюбленные,

Сегодняшнее воскресение завершает Церковный год и, в соответствии с нашей традицией, мы посвящаем его поминовению наших ближних, предваривших нас в вечности. В просторечии умершие люди именуются «покойниками». Сие слово очень точно отражает сущность положения, в котором пребывают усопшие. Сегодня мы вспоминаем наших ближних, обретших покой – тот самый покой, о котором говорит нам только что услышанное чтение из Послания к Евреям.

«…кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Эти слова побуждают нас вспомнить завершивший творение день седьмой, о котором сказано в Книге Бытия: «и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих…». Божественный покой седьмого дня… Активный процесс творения завершён – настало время отрешения от всех дел. Трудно вообразить, как это выглядело в реальности, ибо практически невозможно представить Бога не делающим ничего (особенно если учесть, что всё творение поддерживается Им и обратится в ничто, если Он отступится). Однако слово Писания говорит однозначно «от всех дел». Апостол уподобляет состояние умерших состоянию Бога в седьмой день, и это тоже очень трудно себе представить, потому что человек также постоянно чем-нибудь занят. И даже отдых насыщен всевозможными делами. Я бы сказал, что, пребывая на отдыхе, люди проявляют куда большую активность, нежели в остальное время. И даже тогда, когда человек находится в больнице в тяжёлом состоянии, так что вынужден лежать (если, конечно, он не пребывает в коме) – даже тогда с ним что-нибудь да происходит. Состояние, в котором находятся умершие, принципиально иное, ибо оно представляет собою отрешение от всех дел. Именно поэтому столь ошибочными являются представления о том, что умершие (в том числе и те, кого именуют святыми) могут что-то сделать для нас. Они уже ничего не могут. Время делания прошло, настало время покоя.

В соответствии с сегодняшней традицией, между территориями двух государств всегда существует так называемая «ничейная полоса», которая не относится ни к одной, ни к другой державе. Состояние человека после физической смерти очень похоже на эту полосу. Старое окончилось, новое ещё не началось. Наступило своего рода «время безвременья» - состояние, подобное застывшей в неподвижности куколке, из которой в определённый момент выйдет бабочка, ничем не напоминающая неуклюжую гусеницу, которой в своё время была. В нашем нынешнем состоянии мы похожи на означенную гусеницу, ибо до чрезвычайности ограничены как во времени, так и в пространстве. И, несмотря на все попытки летать, продолжаем ползать. Однако, приходит время покоя, которое является ничем иным, как паузой, преддверием нового бытия. Нового бытия, по сравнению с нынешним намного более яркого, в котором мы обретём такую свободу, что по сравнению с ней наше теперешнее состояние покажется унылой тюрьмой. Мы живём надеждой на это блистательное будущее. Именно оно придаёт нашему земному бытию высшую цель и смысл. Именно поэтому мы призваны смотреть и оценивать сегодняшний день не только с позиций настоящего, но и с позиций будущего, причём будущему следует отдавать предпочтение.

Сегодня мы вспоминаем тех, кто уже перешёл грань видимого и невидимого, т.е. наших почивших ближних. Мы не должны забывать их и тем более не должны переставать их любить. Сейчас они пребывают в разлуке с нами, они отрешились от всех дел, но их жизнь не прекратилась, а только лишь изменилась, ибо у Бога все живы. Мы в разлуке - надолго, но не навсегда. Настанет день встречи, в который мы узрим всех, с кем когда-то расстались здесь. И в ожидании этого дня мы не забываем, но помним, любим, и ждём.

Однако, памятуя о наших почивших ближних, мы не должны забывать и о себе. Ибо рано или поздно каждому из нас предстоит отрешиться от всех своих дел и войти в состояние покоя. С чем придём к этому дню? Вход в покой Господень подводит окончательный итог земному бытию – каким же он будет? Об этом следует думать сейчас и только сейчас, потому что состояние покоя – это отрешение от всех дел. Это состояние, в котором уже ничего нельзя будет ни исправить, ни изменить. «…кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих». Поэтому торопитесь к воссоединению со Христом, к пребыванию с Ним и в Нём, ибо только тот, кто был с Ним на земле, пребудет с Ним и в небесах.

Жизненный путь долог и труден, исполнен забот и волнений. Он не похож на путь среди роз – скорее на путь среди терниев, которые наносят кровоточащие раны. На земле нет мира. Нет его и в душах человеческих. Каждому из нас приходится вести борьбу как с внешними обстоятельствами, так и с самим собой – с теми искушениями, посредством которых Диавол старается отторгнуть нас от Бога, лишить нас участия в вечности. Для тех, кто честно трудился и устал; для тех, кто боролся и изнемог в этой борьбе, покой отрешения от всех дел - великая милость, ибо оценить покой может лишь по-настоящему уставший человек. И потому да поможет нам Господь жить так, чтобы грядущий покой стал именно милостью и благословением для каждого из нас. Аминь.