МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Апреля 2010 года

Jubilate – третье воскресенье после Пасхи


Втор.18, 18-19

Я воздвигну им Пророка  из среды братьев  их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить моим именем, с того Я взыщу…

На страницах Библии упоминается немалое число пророков – людей имевших дар общения Св.Духа и в силу этого осуществлявших связь между Богом и Его народом. Они происходили из различных сословий; у каждого была своя история отношений как с Богом, так и с соплеменниками. Для одних служение было лишь кратким эпизодом; служение других длилось многие годы. Некоторые из них жили в уединении, некоторые странствовали, а некоторые состояли в постоянных отношениях с царями. Но в любом случае их служение оказывало реальное и весьма значительное воздействие на историю избранного народа. Однако, ни один из них не только не превзошёл, но даже не смог сравниться с Моисеем – самым великим из пророков Израиля, который был допущен в присутствие Божие, и с которым Бог говорил, как сказано в Писании, «лицом к лицу». Это соприкосновение было столь близким, что в результате лицо пророка стало светоносным. Завет заключён через Авраама – через Моисея же даётся Закон и обетования Завета начинают исполняться. Именно поэтому, рассказывая о кончине Моисея, священнописатель говорит: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу». В истории Израиля было немало пророков, в том числе и подлинно великих - таких как Илия, Елисей, Исайя. Но никто из них не мог сравниться с Моисеем.

Благо человеку, когда opus magnum, главное деяние своей жизни он совершает ближе к концу земного пути и тем самым достойно завершает его. Намного сложнее тому, кто таковое деяние совершил в раннем возрасте. Потому что непросто жить, осознавая, что главная вершина твоей жизни осталась позади, и, сколько бы лет тебе ни было отмеряно, ты уже никогда не сможешь подняться так высоко. Судьбы народов во многом похожи на судьбы людей. И для народа когда-то великого, а потом впавшего в ничтожество, воспоминания о прошлом величии являются горькими – хотя бы в силу сравнения прошлого положения с настоящим. Разумеется, нельзя сказать, что израильский народ хоть когда-то был великим. На общемировом фоне он всегда был незначителен. Однако, как показывает практика, переживания малого народа могут быть куда более обострёнными, чем большого. И для иудеев эпохи Рождества, живших под римской оккупацией, а до того под оккупацией сирийской, персидской, вавилонской и т.д., сравнение с эпохой Моисея было горьким, вызывавшем стремление освободиться любой ценой. Именно поэтому столь великие чаяния возлагались на Мессию, который должен был стать новым Моисеем, и в котором должны были исполниться слова Книги Второзакония: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему». Разумеется, мессианское толкование данного пророчества лишь одно из возможных, но невозможно отрицать, что именно во Христе оно обрело стопроцентное исполнение.

Можно сказать, что к началу новозаветного периода Священной Истории пророческое служение изрядно измельчало. Пророки были, но после VI столетия до Рождества Христова уже не возникали личности, сравнимые с Исайей или Иеремией. После недолгого периода духовного подъёма эпохи Иуды Маккавея усилилось духовное разложение, усиление языческого влияния, а при Ироде Великом язычество вообще перешло в активное наступление. И вот, на фоне этого упадка раздаётся обличительная проповедь последнего пророка Ветхозаветной эпохи - Иоанна Крестителя, цель которой – пробуждение людей от духовной спячки, привидение их к покаянию, которое очистило бы людей и сделало их пригодными для служения Богу, пригодными для слышания Слова Божия, для восприятия Нового Завета. И когда его проповедь всколыхнула Иудею, пришёл Тот, о Ком было возвещено: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему». Обетование исполнилось. Господь воздвиг пророка, причём исполнил даже больше чем обещал изначально, потому что пришедший пророк намного больше Моисея. Моисей при всей своей исключительности только лишь передаёт слово Господа. Слово же Христа есть прямое слово Всевышнего, сказанное нам без посредников, напрямую, лицом к лицу. Обетование исполнено, и это повод для великой радости, потому что отныне мы знаем, куда идём, зачем идём и что нас ожидает. И потому нет больше места для сомнений, для неопределённости или недоговорённости.

В каких случаях люди обращались к пророку? В случае затруднений, в случаях, когда, попав в неблагоприятную ситуацию, они не знали, что им делать. Пророк вопрошал Бога и, в соответствии с полученным ответом, указывал, что делать и куда идти. В нашей жизни ситуация незнания возникает весьма регулярно. Но, в отличие от древних иудеев, нам не надо никуда идти и никого спрашивать. У нас есть великий пророк, чьё слово способно указать нам путь истины; чьё слово способно помочь нам отличить истину от заблуждения; чьё слово способно вывести нас из тьмы к свету. Время, в которое мы сейчас живём, очень непросто. Та относительная стабильность, которая была в Советскую эпоху, исчезла, и любой момент может принести нам разрушение всех планов, как это, например, случилось в тот день, когда в течение нескольких часов обвалился курс рубля, и наши зарплаты и сбережения превратились в ничто. После недавних взрывов в метро мы даже не можем иметь уверенности в том, что, выйдя из дома утром, вернёмся туда вечером. Сия нестабильность, отсутствие не только уверенности в завтрашнем дне, но и ощущения безопасности в день текущий влияет на людей самым негативным образом. И не случайно именно сейчас расплодилось невиданное количество всевозможных предсказателей. Люди, запутавшиеся в своей собственной жизни, кидаются к ним и платят немалые деньги для того, чтобы услышать слово о том, как им жить дальше. Но что они могут услышать?... У нас нет необходимости идти к этим проходимцам-предсказателям даже тогда, когда мы пребываем в затруднительном положении. У нас есть наш великий Пророк – Христос, Который пребывает среди нас, и Который никогда не оставляет без внимания наши нужды. И нет такой нужды, с которой мы не могли бы придти к Нему, ибо, как сказано в Послании к Евреям, «…как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь». Господь исполнил Своё обещание. Остаётся лишь благодарить Его за это и пользоваться открывающимися через сие исполнение возможностями.

В то же время следует помнить, что обещание о поставлении пророка Господь сопровождает следующим комментарием: «А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу». Если быть более точным, человек, не слушающий Слова Господня, наказывает сам себя. Христос говорит: «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь». Соответственно, вне Христа, вне Его Слова нет ни пути, ни истины, ни жизни. И можно только удивляться количеству тех, кто не задумывается о своём будущем, о своих перспективах и, пренебрегая Господней истиной, предпочитает обходиться своей. Таковые не только грабят сами себя, но ещё и убивают, потому что отход от Бога, пребывание вне Его истины не ведёт никуда кроме гибели. Однако вышеуказанное удивление не может быть снобистски-отрешённым. Наш великий пророк и первосвященник Иисус возвестил нам Слово Бога Всевышнего не для того, чтобы сделать его достоянием замкнутой касты посвящённых, но для того, чтобы мы передали его как можно большему числу людей ради их избавления от смерти и обретения жизни. Однако, возвещая Господню истину другим, не будем забывать и о себе, дабы, как сказал апостол Павел, «самим не остаться недостойными». Ответственность заключается не только в том, чтобы говорить истину другим, но и в том, чтобы помнить о ней самому. Помнить, не отступаться от неё, но пребывать в ней, радуясь возможности следования путём Христа, путём Бога, путём спасения и жизни. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

21 Апреля 2024 - Jubilate (Пастор  Е. Романенко)
30 Апреля 2023 - Jubilate (Пастор  Е. Романенко)
08 Мая 2022 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2021 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)