МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Апреля 2024 года

Jubilate


2 Коринфянам 4:11-18
11. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12. так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас.
13. Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим,
14. зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15. Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем бо́льшую во многих произвело благодарность во славу Божию.
16. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
17. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,
18. когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Сегодня, в 3-е Воскресенье после Пасхи, имеющее в Церковном календаре название Jubilate, нам подобает размышлять о нашей Небесной Отчизне. И начать бы я хотел вот с такой истории, вот с такого примера:
Где-то в начале 2000-х гг. мне посчастливилось в студенческой экспедиции работать на археологических раскопках античного греческого города Ольвия. Сейчас он расположен в Николаевской области Украины, в том месте где реки Днепр и Буг впадают в Чёрное море. Когда-то (в V-III вв. до н.э.) Ольвия была мощной торговой колонией, основанная выходцами из Милета, само название которой переводится как "богатая", "счастливая". Этот город вёл обширную торговлю на Чёрном море, имел экономические связи с жившими по соседству в степях племенами скифов. И город этот был настолько важной экономической единицей, что греческий полководец Зопирион (соратник Александра Македонского) в своё время даже пытался завоевать этот город, правда, безуспешно.

Вы спросите: к чему я вспомнил об этом древнем городе? К тому, что, я думаю, именно на руинах Ольвии можно воочию убедиться, насколько непостоянны, насколько временны сила, богатство, слава, процветание и могущество. Ведь когда-то Ольвия была центром, куда стремились попасть. Она была городом, в борьбе за который люди готовы были убивать в бою и сами умирать. А вот теперь, уже в начале XXI в. археологи и их помощники-студенты прилагают огромные усилия чтобы откопать руины этого города и отчистить их от грязи и пыли. Интересно, что бы сказал тот самый Зопирион или кто-то из его солдат, увидев такую картину.

Мировая история полна таких примеров: город, который когда- то был мощным и богатым завтра может стать грудой развалин. Царь или правитель, подчинявший своей воле людей на огромных территориях и командовавший армиями - завтра может стать не более, чем заметкой на полях в учебнике истории, а от его влияния и могущества не останется и следа.

Поэтому, воистину, прав Св. Апостол Павел, слова которого мы услышали сегодня во время чтения из 2-го Послания Коринфянам: "Видимое временно, а невидимое вечно".

Однако, давайте подробнее рассмотрим этот отрывок и поразмышляем над тем, что именно Апостол пытается сказать верным Христовым: "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (...) мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Коринфянам 4:16,18).

Во-первых, давайте зададим вполне резонный вопрос: как вообще можно смотреть на невидимое? Ведь невидимое по определению невидимо, как на него можно "смотреть"? Здесь смысл расшифровать не трудно: слово "смотрим" в данном случае у Апостола означает скорее: сосредотачиваем наше внимание. Апостол говорит о своего рода "видении" духовным взором. Говоря "мы смотрим", Апостол говорит о том, что занимает умы христиан, о чём они ежедневно размышляют.

И вот, Апостол призывает верных: сосредотачивать своё внимание на невидимом. Однако, что же это за невидимое, на котором мы призваны сосредотачивать наше внимание? Говоря о "невидимом" Павел ведёт здесь речь о вещах Божественных.

"Смотреть" на невидимое означает в данном случае: размышлять о Боге, стремиться к Богу; доверять Божьим обетованиям; это значит верить в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя, принявшего на кресте смерть за твои грехи и воскресшего для тебя; это значит укреплять свою душу этой верой и стремиться, чтобы эта вера находила вполощение в жизненных делах.

Если мы таким образом веруем во Христа - то воистину можно сказать, что мы "смотрим на невидимое". Потому что никто из нас с Вами не встречал Христа лично, во плоти. Однако, именно через эту веру во Христа (которого мы принимаем верой как нашего Господа и Спасителя) в сердца Христовых верных начинает вселяться Святой Дух. А Святой Дух укрепляет нашу веру и очищает наши сердца, так что такая вера действительно преобразует души христиан изнутри. Именно об этом Апостол говорит чуть ранее в нашем отрывке: "Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами (...) Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется" (2 Коринфянам 4:13-16).

Вот об этом внутреннем преображении (о котором я сказал чуть ранее) Павел говорит как об обновлении нашего внутреннего человека. Апостол совершенно явно говорит нам о том, что наше тело, наша физическая оболочка - это далеко не всё, что есть в нашей личности. Истинное ядро нашей личности составляет душа, наша подлинная внутренняя сущность, которая нашу личность и составляет. Попутно заметим, именно об этом говорит Господь Христос в Евангелии от Матфея: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матфея 16:26).

Конечно, среди богословов было много дискуссий на тему того, как и в какой форме существует человеческая душа. Но можно сказать одно: душа составляет подлинную сущность нашей личности. И даже хотя наше тело, наша временная внешняя оболочка может приходить в упадок (как приходит в упадок всё в нашем падшем мире!), и может быть стеснённых обстоятельствах в нашем мире полном зла, греха и страданий, наша подлинная внутренняя сущность - наша душа, тот самый "внутренний человек" - способна преображаться и укрепляться именно через веру во Христа благодаря силе Его Святого Духа.

И вот, резюмируя основную мысль Апостола: "Внешний наш человек (...) тлеет" - как тлеет всё в нашем "видимом" мире, пораженном грехом. Но наш внутренний человек может обновляться - именно через веру в "невидимое", через веру во Христа и через доверие Божьим обетованиям. Именно поэтому "видимое временно, а невидимое вечно".

Почему эти слова Апостола так важны и так актуальны для нас, дорогие братья и сёстры? Потому что каждому из нас каждодневно приходится выбирать, во что мы будем вкладывать наши ограниченные ресурсы на этой земле: наши силы, наши средства и самое главное - наше время, наш единственный и невосполнимый на этой земле ресурс. В наших силах выбирать, к чему мы в этом мире будем стремиться: к временному или к вечному. В наших силах выбирать, на что мы будем смотреть нашим духовным взором: на земное, или на небесное. Будем ли мы стремиться к преображению нашего внутреннего человека через веру во Христа? Или мы будем - как тот же Зопирион - гнаться за земным: за богатствами, славой, влиянием в этом мире?

Вспомним, что Господь Христос сказал в своей Нагороной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Матфея 6:18-21). Так вот, в наших силах выбирать, где будет наше сокровище. Если наше сокровище будет на этой грешной земле - там, где мощные империи, богатые царства, мощь и процветание и т.д. - то в конце нашего жизненного пути нас ждёт большое разочарование. Потому что в могилу с собой все эти богатства мы унести не сможем, а в жизни будущего века они уже не будут иметь никакого значения.

Если мы выберем земное - то, на что мы потратим наше время и силы рано или поздно придет в упадок, как пришла в упадок та же греческая колония Ольвия, да и многие другие земные царства. От былого величия не останется и следа, будут только груды развалин. Мало того, Священное Писание говорит нам о том, что не просто всё на нашей грешной земле конечно, но что конечен и сам этот грешный мир. Как сказано у Св. Ап. Петра: "Придет (...) день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петра 3:10).

К счастью, Господь дал нам обетование о Новом Небе и Новой Земле (Откровение 21:1-4) - о новой реальности, в которой сам Бог будет обитать со спасёнными им людьми. Это и будет та самая Небесная Отчизна, о которой я говорил в самом начале. Мы пока не в состоянии даже представить, как будет выглядеть эта новая реальность, в которой нет места злу, греху и смерти. Но вот что точно можно сказать: если наше с Вами сердце останется там же, где осталось "сокровище" этого мира - на этой грешной земле - у него есть все шансы погибнуть вместе с этой грешной землей.

Я не думаю, что в день Последнего Суда Господь повелит нам дать отчёт о том, сколько империй мы построили, сколько земель завоевали, скольких людей себе подчинили и сколько богатств накопили. Думаю, главные вопросы, на которые каждому из нас в это Последний День земного бытия придется ответить: веровал ли я в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя? И если да - жил ли я сообразно с этой верой? Стремился ли я следовать Христу, жить так, как Христос заповедал? Иными словами, смотрел ли я в этой жизни на временное (на богатства, славу, могущество - на всё, что кормит моё большое эго) или я смотрел на вечное? Где во время моего земного пути было моё сердце - на небесах? Или оно было на земле, привязанное к сокровищам этого мира?

И вот поэтому, дорогие братья и сёстры (подводя своеобразный итог нашим с Вами размышлениям) для всех людей, а особенно для Христовых верных актуальны услышанные нами сегодня слова Св.Ап. Павла: "Видимое временно, а невидимое вечно". Не вечен наш падший грешный мир, в котором люди накапливают материальные блага, будучи готовы за них убивать и сами умирать. Не вечен наш "внешний человек" - наша физическая оболочка, которая раньше или позже придет в упадок.

Поэтому нам с Вами - как и говорит Апостол - нужно прежде всего сосредоточить наш внутренний взор на том, что невидимо, потому что именно "невидимое вечно". Вечен Христос через веру в Которого мы с Вами становимся причастникам Вечной Жизни. Вечны Божьи обетования о прощении грехов ради Имени Иисуса Христа. Вечны Божьи обетования о Новом Небе и Новой Земле, на которых обитает Правда (2 Петра 3:13). И Господь призвал нас стать частью этой Небесной Отчизны, а потому давайте не будем увлекаться видимым. Пусть наше сердце стремится к Небесам, к Господу Иисусу Христу, пролившему за нас Свою Кровь на Голгофе.

"...если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. (...) Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

30 Апреля 2023 - Jubilate (Пастор  Е. Романенко)
08 Мая 2022 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2021 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
03 Мая 2020 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
12 Мая 2019 - 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Е. Романенко)
22 Апреля 2018 - Jubilate (Пастор  Г. Азиков)
07 Мая 2017 - JUBILATE (Пастор  Г. Азиков)
17 Апреля 2016 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
26 Апреля 2015 - «ТЫ помощь моя и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62,8) (Пастор  Г. Азиков)
11 Мая 2014 - Jubilate - 3 воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
21 Апреля 2013 - Jubilate (Пастор  Д. Лотов)
29 Апреля 2012 - JUBILATE DEO! Проповедь на 3-е Воскресенье после Пасхи (Пастор  Г. Азиков)
25 Апреля 2010 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)
25 Апреля 2010 - 3-е воскресенье после Пасхи (Jubilate) (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)
03 Мая 2009 - Jubilate – третье воскресенье после Пасхи (Пастор  Д. Лотов)