МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Августа 2009 года

8 воскресенье после Дня Св.Троицы


Флп.2, 14-16

Мы живём в трудные времена. Трудные во всех отношениях. Экономический кризис продолжается, и никто не может дать однозначного ответа на вопрос, насколько долго он ещё продлится. Безусловно, экономическая нестабильность оказывает на общество отрицательное воздействие, но тем не менее это не самое страшное, что может быть. Когда дух бодр, любые трудности материального свойства преодолеваются. Увы, сегодня наша главная проблема как раз в отсутствии бодрости духа. Мы вяло копошимся в грязи, которая окружает нас со всех сторон, и пытаемся получить от этого копошения некое извращённое удовольствие. Сегодняшнее общество – это классическое общество упадка, существующего на обломках рухнувшей системы. Сегодняшнее общество – это общество безвременья, ибо старое ушло, а новые реалии ещё не осмыслены. Именно поэтому люди пребывают в состоянии некоей потерянности, в которой каждый играет только за себя, ибо помышляет только о себе и озабочен только своими проблемами. На первом месте сугубо личные интересы. Понятие общности сегодня ничего не значит. Сегодняшнее общество – это собрание индивидуалов, ожесточённо грызущихся между собою, чтобы урвать кусок побольше – кусок, которого хватит на возможно более долгое время. Сегодняшнее общество – это общество, лишенное идеалов, не спаянное никакой великой целью. А когда у человека нет ни целей, ни идеалов, он перестаёт быть человеком в полном смысле слова – по крайней мере в том смысле, в котором это понимает Церковь. Кстати, о Церкви. Общее разложение захватывает и её тоже. Сегодняшняя Церковь предельно разобщена. В возрождающемся православии культивируется неприятие всех остальных христиан; радикальные протестанты не приемлют ни православных, ни католиков и т.д. Люди не хотят видеть вселенскости Церкви – они расползаются по своим вероисповедным норам или по приходам и совершенно не интересуются тем, что находится за их пределами. Т.е. уже и Церковь начинает терять общность, превращаясь в собрание индивидуалов. Это противоестественно, и люди сию противоестественность ощущают, если, конечно, ещё не перешли окончательно на животное существование, определяемое исключительно так называемыми естественными потребностями. Отсюда ностальгия по хорошим прошлым временам, в которые всё было иначе. Отсюда идеализация этих прежних времён, попытка смотреть на них, как на образец для подражания. Причём, чем дальше от сегодняшнего дня отстоит та или иная дата, тем более она близка к идеалу. Ну уж а Церковь апостольского времени – это просто предел мечтаний. Не случайно все попытки духовного обновления производились под лозунгом возвращения к простоте и неискажённости апостольской Церкви. Но при всех плюсах, которые имелись в прежние времена, ни один исторический период не может служить идеалом. Чтение церковных документов XVI-XIX столетий, имеющихся в московских архивах, показывает, что и тогда в общинах были серьёзные нестроения. Достаточно вспомнить, что наш приход свв.Петра и Павла возник вследствие конфликта, расколовшего первую московскую общину св.Архангела Михаила. А если внимательно читать Книгу Деяний и апостольские послания, то будет видно, что и в апостольские времена Церковь была далека от благополучия. И, наконец, даже у Христа периодически возникали нестроения с учениками. Так почему же мы столь настойчиво пытаемся найти что-то, достойное подражания, именно в прошлых временах? Может быть потому, что как это обычно бывает, по мере удаления в прошлое, плохое забывается и остаётся только хорошее?

Не надо увлекаться созерцанием прошлого. Знать историю важно и нужно, но главное внимание должно быть уделено настоящему. Не надо искать идеалы непременно в прошлом, равно как не надо искать их непременно снаружи себя. Их надо искать внутри. Звучит парадоксально, но тем не менее это вполне возможно, потому что внутри каждого из нас присутствует Царство Божие. Точно также каждый из нас имеет возможность общения Духа Святого. Мы ищем на стороне свет Господень, свет Его царства, а он, между тем, уже пребывает внутри нас. Следовательно, не надо искать далеко. Надо воззреть на себя самого, заглянуть в собственную душу, дабы увидеть в ней свет Господень. Нам надо заглянуть в собственную душу, дабы во-первых, открыть этот свет для самих себя, а во-вторых, дать ему воссиять. Не надо искать светочи на стороне, дабы приблизиться к ним – мы должны сами стать светочами. И это вполне возможно. Потому и написал нам св.Павел: «…чтобы быть … чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире…». Апостол никогда не написал бы так, если такое состояние не было бы возможным. Мы все, каждый из нас может стать светочем миру, ибо для этого есть все необходимые условия: мы имеем молитву и общение святых, мы имеем Слово и Таинство и, наконец, самое главное – мы имеем веру. Так что если свет Божий не исходит через нас в мир, то только лишь потому, что мы сами не даём ему этого сделать. Не даём, потому что увлечены какими-то другими идеями и целями, уводящими в сторону от Божественной истины. Так что же в этой ситуации делать?

В полной мере реализовывать в повседневности то, что мы получаем здесь, в Церкви. Реализовывать, не стыдясь хорошего и не боясь утверждать и отстаивать идеалы и ценности Царства Божия. Разумеется, каждый может задаться вопросом: а что я могу сделать, если я в меньшинстве, если я нахожусь в чуждом по духу окружении? Но как раз этого бояться не надо. Каждый человек, даже будучи один, может сделать многое. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить историю Реформации. Лютер в полном одиночестве стоял перед рейхстагом в Вормсе, и именно его твёрдость стала причиной того, что за ним последовали сотни тысяч. В день Сошествия Святого Духа всех учеников вместе с апостолами было всего сто двадцать, но они изменили мир. Мы – община и не такая маленькая. Нас втрое больше, чем учеников Христа в день Пятидесятницы. Следовательно, мы в состоянии сделать ещё больше. Мы в состоянии, мы можем – можем очень многое. Мы в состоянии нести миру свет Христа, высшую истину, великую цель и идеалы – всё то, чего сегодня столь катастрофически не хватает; всё то, что будет востребовано именно вследствие острой дефицитности. Только ни в коем случае нельзя терять дух общности, дух единства во Христе, ибо чем сильнее взаимная поддержка, тем проще преодолевать трудности и искушения, тем проще стоять на избранной стезе. Я думаю, что те, кто был в начале мая в «Родничке», прочувствовали сие в полной мере. Всего три неполных дня христианского общения, но уже многое изменилось – не в окружающем мире, а в душах – благодаря чему изменилось видение мира, и проснулась жажда действий, ибо прибавились духовные силы. А когда дух силён, то и физические силы прибавляются тоже. Прямым следствием дней в «Родничке» стало и то, что наш престольный праздник – день свв.Апостолов Петра и Павла - в этом году прошёл намного лучше, чем в прошлом, ибо в этот день главным стало не пища и не питие, но взаимное общение, ощущение единства и сопричастности.

«Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть … чадами Божиими среди строптивого и развращённого мира, в котором вы сияете, как светила … содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.». Мы проводим в церкви достаточно много времени. Чтобы придти сюда и быть здесь, мы тратим драгоценное время нерабочего дня, а время – самое дорогое, что есть у человека, ибо уходит невозвратно. И если уж мы тратим его, то давайте будем делать это не впустую. А что значит потратить время напрасно? В отношении пребывания в Церкви это означает ничего не сделать в отношении продвижения к Царствию Божию. Если к нему не двигаться, то лучше пойти не в церковь, а в какое-нибудь другое место, более соответствующее наклонностям. Однако при этом надлежит помнить о будущем и, выбирая место, в которое хочешь пойти, думать, куда придёшь в конечном счёте.

Братья и сёстры! Царство Божие в силе и славе предлежит нам в будущем. В настоящем оно находится внутри нас. Так дадим ему возможность открыться, чтобы, как говорит св.Павел, «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире…». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Июля 2008 - 8 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)