МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Апреля 2021 года
Воскресение Христово
1 Кор.15, 12-21(22)
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то ка́к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
13 Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают;
16 ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Один из наших хоралов начинается со слов: Alle Menschen müßen sterben, т.е. все люди должны умереть. Это очевидность, не требующая доказательств. Ещё одна очевидность, столь же явная – мёртвые не воскресают. Бывали случаи, когда хоронили людей, пребывавших в состоянии летаргического сна и потом успевали их спасти. Однако, они не были мёртвыми. Есть весьма многочисленные случаи извлечения людей из состояния клинической смерти – правда, для этого есть всего несколько минут, потом процесс становится необратимым. Вернуть же к жизни человека, с момента кончины которого прошло несколько часов, а то и дней, решительно невозможно. Итак, все люди должны умереть и никто из умерших не возвращается к жизни – это один из фундаментальных законов бытия, установленных Богом для видимого мира. Но тот, кто установил закон, может его и изменить, а то и вообще отменить. Иногда Он это действительно делал. Писание повествует нам о случаях воскрешения. И не просто о случаях, как таковых, но и о том ошеломляющем впечатлении, которое они производили. В этом нет ничего удивительного: чем более непреложным выглядит закон, тем более невероятным выглядит его изменение или отмена. Одно из самых впечатляющих событий Нового Завета – воскрешение Лазаря, пролежавшего в гробнице несколько дней, причём было очевидно, что разложение идёт полным ходом. Именно сие воскрешение было одной из главных причин триумфальной встречи Христа во время Его входа в Иерусалим. И вот, сегодня мы празднуем ещё более ошеломляющее событие, нежели воскрешение Лазаря - Воскресение Христово. Смерть Господа на кресте воистину совершилась, причём Он был не только распят, но и пронзён копьём. Но ведь Он не просто Иисус, а Христос, Единосущный Отцу, Бог Истинный. А Богу, в отличие от человека, возможно всё. И Господь воскрес. Воскрес, явился ученикам и ел перед ними, чтобы они убедились в реальности совершившегося чуда. Случившееся было столь невозможно, столь невероятно, что Фома, отсутствовавший во время первого явления Господа ученикам, категорически отказался верить их рассказу. И не верил, пока не увидел и не убедился самолично в том, что Богу нет ничего невозможного, и что воскресение – реальность, а не вымысел и не плод коллективной галлюцинации.
Что было бы, если бы Христос не воскрес? В этом случае не было бы Церкви, потому что вместе со смертью Христа на Голгофе умерла вера учеников в Него, как в Мессию. Мессия не мог умереть, да ещё так позорно. Если такое случилось, значит, Он был не Мессией, а обманщиком. И никогда бы они не вышли на проповедь. Ибо что они могли возвещать? Моральные поучения человека, распятого на виду у всего Иерусалима? Да их просто никто не стал бы слушать. И зачем им нужно было претерпевать всяческие лишения, а потом ещё принимать мученическую кончину? Абсолютно справедливо написал ап.Павел в услышанном сегодня чтении из Первого Послания к Коринфянам: «14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Действительно, а в кого бы мы в таком случае веровали? В распятого проповедника? Максимум, что мы могли бы, так это с уважением относиться к его памяти – и не более того. И каким образом мы могли бы связывать с Ним какие-то надежды на будущее, возлагать на Него какие-либо упования? Да никак. С таким же успехом можно надеяться на уличный булыжник. Поэтому прав Павел, когда говорит: «17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна …». Но Апостолы вышли на проповедь. И проповедовали они не моральные поучения Христа, а Самого Христа. Это стало возможным только потому, что Он воистину воскрес! И именно поэтому возможна наша вера, наша надежда на Него. Он воскрес, Он жив. Но, позвольте. Он воскрес, да. Но мы-то как умирали, так и умираем. Поэтому что нам в Его воскресении?
Суть в том, что Христос не просто явил нам преодолимость смерти, возможность её отмены. Он дал ясное и однозначное обетование в том, что отменит смерть и для нас, если будем веровать в Него. Об этом напоминает Павел, когда говорит: «20 Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. 21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. 22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Правда, это реалия уже иной ступени бытия, но суть не в том, когда именно совершится наше воскресение, а в том, что оно совершится. Именно поэтому мы глядим не во тьму, не в абсолютную пустоту небытия, а в пронизанное светом сущности Бога Небесное Царство! Имея такую перспективу, можно совершенно иначе смотреть на повседневность. Сознание предстоящего будущего укрепляет нас в настоящем. Мы знаем, что, хотя видимая реальность и стремится выглядеть единственно возможной и даже вечной, на самом деле она преходяща и потому значительная часть её принципов, её требований не стоит ничего. Перспектива будущего помогает это понять, а осознание своей сопричастности этому будущему даёт возможность освободиться из рабства у настоящего, без страха и сомнения отвергнув его претензии на абсолютность. Да, мы находимся в видимой повседневности, но принадлежим ей только отчасти, ибо одной ногой уже стоим в вечности. В каком-то отношении мы похожи на сотрудников посольства или дипломатической миссии. Эти люди живут в государстве, в котором аккредитованы, но не принадлежат к числу его подданных.
Воскресение Христа и Его обетования освобождают нас от рабства видимой реальности, дают нам перспективу будущего и смысл бытия, благодаря чему мы больше не блуждаем в потёмках. Что может быть радостнее ясности и свободы? И нет никакой необходимости скрывать сию радость. Наоборот, мы призваны делиться ею, призваны возвещать Воскресение Христово и всё то, что оно открывает для нас. Люди сегодня очень странные. По большей части они не хотят знать Христа. По всей видимости, они полагают что главная задача христианства – воздвигать преграды, мешающие в следовании порокам, которые им так нравятся. Но Христос – это не преграды, а воскресение и жизнь! В первую очередь Он есть воскресение и жизнь! И мы призваны возвещать именно ту вечную жизнь, которая явилась нам через Христа и Его воскресение! Возвещать, чтобы и другие могли приобщиться к ней. А что касается всякой мерзости, к которой люди, увы, столь склонны, то у рабов и свободных совершенно разные точки зрения. Пока ты в рабстве, то видишь всё одним образом, а когда освобождаешься, всё начинает выглядеть иначе. Так вот, по мере освобождения, по мере того, как ты наполняешься светом Воскресшего Христа, понимаешь, что бывшего прежде уже не хочется. Не хочется, потому что в свете Христа видно, что это не просто мерзость, но мерзость губительная, не ведущая никуда, кроме смерти. Но зачем, имея обетование о воскресении и жизни, стремиться к смерти?
Христос не хочет, чтобы мы были рабами тьмы. Он пришёл, чтобы освободить нас, и Он придёт снова, чтобы воскресить нас и ввести в Своё Царство. Но тьма не хочет нашего освобождения. Павел пишет: «12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то ка́к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?». Когда евреи восхотели выйти из Египта, фараон не хотел отпускать их, ибо не желал лишиться столь значительного числа рабов. Точно также и мир не хочет отпускать нас. Не хочет, и потому будет прилагать все усилия для того, чтобы сбить нас с пути, чтобы сохранить нас в рабстве. Он будет уверять нас, что Христос не воскрес, что никакого воскресения вообще нет и не может быть, что видимая реальность единственно возможная, поэтому надо сидеть тихо-смирно, с благодарностью принимая подачки вышестоящих. Но мир лжёт, и мы призваны опровергать эту ложь, потому что Христос воскрес раз и навсегда! В воскресении Господа наша сила, которой преодолеваем искушения, дабы участвовать в Его победе и пребыть вместе с Ним как здесь, так и в Его Царстве, в котором Он с Отцом и Святым Духом живёт и владычествует во веки веков! Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
31 Марта 2024 - Воскресение Христово (Пастор Д. Лотов)
09 Апреля 2023 - Пасха (Пастор Д. Лотов)
17 Апреля 2022 - Воскресение Христово (Пастор Д. Лотов)
12 Апреля 2020 - Воскресение Христово (Пастор Д. Лотов)
21 Апреля 2019 - Пасха (Пастор Д. Лотов)
01 Апреля 2018 - Воскресение Христово (Пастор Д. Лотов)
16 Апреля 2017 - Светлое Воскресенье Христово (Пастор Г. Азиков)
27 Марта 2016 - Пасха (Пастор Д. Лотов)
05 Апреля 2015 - Воскресение Христово – чудо и радость для всего человечества (Пастор Г. Азиков)
20 Апреля 2014 - ХРИСТОС ВОСКРЕС, первенец из мёртвых! (Пастор Г. Азиков)
31 Марта 2013 - ХРИСТОС ВОСКРЕС! (Пастор Г. Азиков)
24 Апреля 2011 - ПАСХА (Пастор Д. Лотов)