МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Сентября 2018 года
14 воскресенье после Дня Св.Троицы
Ин.5, 1-16
1. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по‐еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7. Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи».
12. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»?
13. Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
16. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. (Св. Евангелие от Иоанна 5:1-16)
Сегодня мы прочитали у Иоанна повествование об одном из многочисленных исцелений, совершённых Иисусом на протяжении Его земного служения. Их описания, в изобилии содержащиеся в Евангелиях, очень похожи друг на друга, однако при этом каждое исцеление имеет свои индивидуальные особенности. Так и здесь. В чём же особенность чуда, о котором мы только что прочитали? В конфликте с традицией, в который вступил исцелённый, исполняя слово Господа. «Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели». Налицо парадоксальная ситуация. С одной стороны, по мнению иудеев, исцелённый Иисусом человек нарушает Божью заповедь о субботнем дне. И вроде бы действительно нарушает, но ведь, с другой стороны, он делает это, исполняя Божие повеление. Так что же получается – что Бог противоречит Сам Себе? Для ответа на этот вопрос надо сперва ответить на другой – а действительно ли была нарушена Божия заповедь? В Книге Исход сказано: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…». Смысл совершенно очевиден – седьмой день недели надлежит освободить от всяких житейских дел, дабы посвятить его Богу. Это день молитв и размышлений, которые действительно не могут быть совмещены с обычной повседневной работой. Таков совершенно ясный и понятный смысл этой заповеди. Однако, этот простой и ясный смысл совершенно исчез под раввинскими толкованиями и комментариями, в результате которых соблюдение субботы превратилось из заповеди в фарс. Получился не день для Бога, а день, в который нельзя пошевелиться. Нельзя пройти более определённого количества шагов, нельзя поднять руку, чтобы нажать кнопку в лифте, нельзя разжечь огонь, чтобы приготовить себе пищу и т.д. Иисус исцелил человека, пролежавшего без движения почти 40 лет. Этот человек совершает самое естественное действие – берёт свою подстилку и идёт домой. Но именно этого, как выясняется, он и не должен делать. «Сегодня суббота; не должно тебе брать постели». Почему? Потому что взять что-то в руки и с этим идти – это уже нарушение заповеди. Заповеди ли? Нет, не заповеди, а её вольной интерпретации. Конфликт, в который вступает исцелённый – это конфликт не с Богом, а с человеческим мнением, с общепринятым обычаем.
Ситуация весьма актуальная, потому что и в наше время человек, желающий исполнить повеление Христа, Слово Божие, сплошь и рядом оказывается в противоречии с общепринятым человеческим мнением. В отношении обычной жизни в миру это вполне естественно, ибо ценности мира и ценности Христа различны. Жизнь во Христе, жизнь во Св.Духе невозможно совместить с обманом, служением мамоне и блудливо-пьяным разгулом. Жить можно либо ради процветания здесь, либо ради Царствия Небесного и совместить эти цели невозможно, так что в данном случае противоречие между повелениями Христа и человеческим мнением вполне естественно. Намного удивительнее, что то же самое противоречие возникает внутри Церкви, в церковной жизни. Вот, например: за что хотели отправить на костёр Мартина Лютера? Разве он был безбожником? Нет. Или, может быть, он отрицал Божественность Христа? Тоже нет. Может быть, он отрицал действенность Таинств? Опять нет. Или, может быть, он покушался на авторитет Библии? Никоим образом. Так за что же? Да за то же самое. Следование Слову Христа привело его к конфликту с канонизированной человеческой традицией, которая, при внимательном рассмотрении, оказалась несостоятельной, противоречащей Слову Господа. И так как Лютер предпочёл и дальше следовать за Христом, то его решили устранить. Т.е. случилось примерно то же самое, о чём мы слышали сегодня в Евангелии. «Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить его за то, что Он делал такие дела в субботу» - т.е. за то, что Он нарушал традицию.
Не надо думать, что такой подход остался в прошлом. Может быть не в столь резкой форме, но всё это продолжается и сегодня. Некоторое время назад были приняты снискавшие печальную известность «законы Яровой». На основании этих законов подверглось преследованиям изрядное число протестантских общин, зачастую по совершенно надуманным причинам. Почему же именно протестанты? Да потому что они не придерживаются традиций, принятых исповеданием большинства. Неважно, что они веруют во Христа и исповедуют Никейский символ веры. Они не соблюдают традиций, поэтому они отщепенцы, которых надо гнать чем сильнее, тем лучше.
Но вот вопрос: почему же несоблюдение человеческих традиций вызывает такое недовольство и злобу? Ну, прежде всего, человеческая масса вообще не любит тех, кто от неё отличается, но главная причина - в человеческой косности. Причина в том, что большинство не склонно к самостоятельному поиску, к самостоятельному мышлению. Достаточно ссылки на авторитеты. Раз какой-то авторитетный деятель что-то сказал, значит так и должно быть. И покушение на этот авторитет рассматривается как преступление, подлежащее наказанию. Попробовали бы вы в 30-40-х года прошлого века выразить сомнение в каком-нибудь утверждении товарища Сталина. Несколько лет исправительно-трудовых лагерей было бы гарантировано. Между тем любой человек – это только человек. И сколь бы велик ни был его авторитет, он может заблуждаться и ошибаться. Поэтому тупое, бездумное следование за человеческими авторитетами не приводит ни к чему хорошему. Достаточно вспомнить, тот кровавый кошмар, к которому привела «канонизация» идей Маркса. Жизнь стоила меньше, чем непогрешимость авторитета. В сегодняшнем Евангелии сказано, что Единосущного Сына Божия хотели убить. Можешь кормить хоть 4, хоть 5 тысяч, можешь воскрешать кого угодно, но покушаться на авторитеты ни-ни. Авторитет раввинов-талмудистов оказался выше авторитета Слова Божия.
Если не думать самому, довольствуясь исключительно чьими-то авторитетными решениями, то жить, конечно проще. Не случайно в наши дни существует изрядное число политологов, которые вбивают в умы граждан угодные режиму концепции. Однако, Господь вложил в нас способность к мышлению для того, чтобы ею пользовались. Он дал нам Св.Писание для того, чтобы мы могли познавать Его волю, изложенную в этом Писании. Он дал нам разум для того, чтобы мы могли осмыслять познанное и строить жизнь в соответствии с ЕГО волей, а не с человеческими измышлениями, от кого бы таковые ни исходили.
Мы живём в мире, насыщенном различными традициями, концепциями, идеями. И, если считаем себя христианами, т.е. учениками Христа, то не можем, не имеем права просто принимать их как должное и безоговорочно следовать им. Мы должны исследовать их, дабы выяснить – от Бога ли они и не противоречат ли они Его воле? А для этого надлежит вникать в Писание, постигать Слово Господа. И если выяснится, что та или иная традиция или вообще какое-либо человеческое установление находится в противоречии с волей Божией, то надлежит не подчиняться ему. Причём не надо бояться неподчинения, потому что Богу надлежит повиноваться более, нежели человекам. Присоединяясь к Церкви, мы принимаем на себя обязанность быть свидетелями не человеческих авторитетов, а Христа. И надо ими действительно быть, а не казаться. Наше предназначение в том, чтобы нести миру Божью правду и творить дела Господни. Творить то, что повелевает Небесный отец, а не люди, ибо так говорит Господь: «Я – Господь, это Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Сентября 2023 - 14 воскресенье после Торжества Пресвятой Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Сентября 2021 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
13 Сентября 2020 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
22 Сентября 2019 - За всё благодарите Господа! (Пастор Г. Азиков)
17 Сентября 2017 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
28 Августа 2016 - 14 воскресенье после дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
06 Сентября 2015 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
21 Сентября 2014 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
01 Сентября 2013 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
09 Сентября 2012 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
25 Сентября 2011 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)
05 Сентября 2010 - В 14-е воскресенье после Троицы (Пастор Д. Бюлов-Штернбек)
05 Сентября 2010 - 14 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор Д. Лотов)