МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Января 2013 года
Богоявление
Ин.1, 15-18
Иоанн свидетельствует о Нём и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
С древнейших времён человек стремится к познанию мира, в котором живёт, к осмыслению того, что видит в нём. Однако, далеко не всё из того, что мы видим, поддаётся реальному осмыслению. Например, масштаб Вселенной. В любую ясную ночь мы можем видеть это немыслимое, наполненное светилами пространство. Но никто из нас не в состоянии вместить его. Можно говорить о нём, можно писать цифры с колоссальным количеством нулей, но вместить его невозможно, потому что размеры Вселенной превосходят всё, что мы знаем. Это пространство имеет настолько невероятный объём, что попытки осмыслить эту бездну вызывают холодный ужас. Вселенная подавляет своей грандиозностью. Тем не менее, мы зачастую рассуждаем о проблемах мироздания очень легкомысленно по причине того, что не всегда понимаем, что именно стоит за словами, которыми столь неосторожно бросаемся. А теперь поразмыслим о том, что Вселенная, при всей своей грандиозности, только творение Создателя, творение Бога, Который, соответственно, ещё более грандиозен. Ни в одном языке нет слов, которые могли бы описать Бога во всей Его полноте – любая попытка такого рода никогда не будет исчерпывающей. Тем не менее, люди позволяют себе поминать Его всуе по несколько раз в день, причём это поминание либо граничит с непочтительностью, либо является ею. Почему сыны человеческие позволяют себе так поступать? Потому что не представляют, о Ком говорят. В своё время я имел возможность соприкоснуться с дуновением Божией силы и свидетельствую вам: эта сила ужасна в своей мощи. По сравнению с нею мы все – ничто. Если бы эта сила явилась здесь, то нас бы просто вымело отсюда и горе тому, кто не успел бы убежать! Благодаря интернету мы можем увидеть, как выглядит торнадо, который походя разметает все достижения человеческой цивилизации, как пучок соломы. Этот торнадо может в ничтожной степени дать представление о силе Бога. Не случайно при освящении Иерусалимского храма, когда слава Господа наполнила Храм, священники не смогли находиться в нём, а Моисею было сказано, что человек не может увидеть лик Божий и остаться живым. Никто и никогда не видел Бога. Именно поэтому самое удивительное событие в истории человечества – это Богоявление, явление миру Бога во ипостаси Иисуса Христа – событие, которое Иоанн выразил словами «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Бог совершает поразительное деяние – Он умаляется до образа Своего творения. Для чего Он делает это? «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать. Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа». Итак, Бог пришёл к нам, чтобы явить милость, потому что благодать – это и есть ни что иное как милость.
Люди склонны гоняться за сенсациями. Вернее сказать, за громкими событиями. Именно поэтому такой популярностью пользуются всевозможные скандалы. Взять хотя бы ситуацию с нашим органом. Когда мы произвели изъятие педальной клавиатуры, корреспондент «Московского Комсомольца» не поленился разыскать мой телефонный номер и добрых полчаса мучал меня всевозможными вопросами, но мгновенно скис, когда я предложил ему сделать материал о недавно законченной реставрации органа XIX в. в баптисткой церкви. Ну зачем писать о реставрации? – ведь это тихо и, соответственно, совершенно неинтересно. Если судить о событиях с такой точки зрения, но явление Бога в мир принадлежит к разряду совершенно неинтересных событий. Оно было слишком тихим и незаметным. Но надо уметь отделять истинное сокровище, которое может быть тусклым, как старое золото, от ярко блестящих фантиков, ценность которых равна нулю. Не надо уподобляться сорокам, которые тащат всё блестящее, не разбирая, обладает украденная вещь ценностью или нет. Каковы результаты шумных дел? Шум и ничего более. Шум, который отвлекает внимание от куда более важных событий, и который, как только дело теряет новизну, быстро затихает, оканчивается ничем. Шум вокруг нашего органа длился две-три недели, а потом об этом все забыли. Не удостоенная же вниманием прессы реставрация, о которой я упоминал, продлила срок жизни исторического инструмента по крайней мере на 70 лет. Богоявление не было шумным. Оно было незаметным. Пастухи, ставшие свидетелями явления Ангелов, не кричали об этом на всех перекрёстках. Точно также поступили и волхвы. Евангелист говорит, что Иоанн на Иордане свидетельствовал об Иисусе. Но разве его свидетельство стало предметом широко обсуждения, волнения умов? Нет. Когда Иисус пришёл к Иоанну на Иордан, тот сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Что произошло после этого свидетельства? Ничего. Разве что двое из Иоанновых учеников решили последовать за Ним. Но незаметное, тихое и неинтересное явление Бога в мир открыло человеку милость Божию, открыло путь в бессмертие, путь в вечность. Мы взволнованно обсуждаем дешёвки и спокойно взираем на Богоявление, хотя именно оно заслуживает изумления, трепета и обсуждения. Что мы в сравнении с Богом? Ничто. Мы ничто даже в сравнении с Его творением, а тем паче в сравнении с Ним Самим. А Он пришёл к нам. Пришёл, чтобы говорить с нами на нашем языке, чтобы явить милость, чтобы даровать нам жизнь, а нашему бытию здесь – цель и смысл. Разве это не повод для интереса? Разве это не повод для радости? Повод. Только не для экстатического ликования, а для тихой радости, или, вернее сказать, просветлённости, идущей от переживания Божественной любви. Ведь Господь явил нам милость именно потому, что любит нас, несмотря на всю нашу малость или, вернее сказать, ничтожество. Вот то, о чём следует размышлять и говорить, потому что это – главное. По сравнению с Богоявлением все новости мира второстепенны.
На протяжении жизненного пути нам приходится претерпевать немало скорбей, приходящих со всех сторон. Поистине, мир умеет портить настроение, ибо стремится согнуть, сломать, стремится заставить плясать именно под свою дудку. Но, сколь бы силен ни был приходящий к нам негатив, у нас есть что противопоставить ему. Мы можем противопоставить ему радость Богоявления. Бог пришёл к нам, пришёл с милостью, и это уже невозможно отменить или изменить. Его любовь, Его милость всегда с нами – с теми, кто поверил Ему и доверил свою жизнь Его водительству. Пока мы с Ним, нас никому и никогда не одолеть. У нас могут многое забрать, в том числе и самую земную жизнь, но это не имеет никакого значения, потому что, как поётся в хорале Лютера “Ein feste Burg ist unser Gott”, Царство Божие остаётся с нами, и воплотившийся Бог во ипостаси Иисуса Христа ведёт нас к его вратам. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
07 Января 2024 - День Богоявления (Пастор Е. Романенко)
05 Января 2020 - Богоявление (Пастор Д. Лотов)
06 Января 2019 - Богоявление (Пастор Д. Лотов)
07 Января 2018 - Богоявление (Пастор Д. Лотов)
04 Января 2015 - Богоявление (Пастор Д. Лотов)
05 Января 2014 - Богоявление (Пастор Д. Лотов)