Это возможно!

заметки о летнем собрании Общества Миролюбия Финляндии

Огромное поле где-то в 130 километрах от границы Финляндии. Посреди поля возведен очень большой шатёр, в котором оборудованы места для сидения и трибуна для выступлений. По окраине поля выстроены хозяйственные постройки, где можно поесть, попить кофе, воспользоваться услугами почты, купить литературу, помыть малышей и даже сходить в небольшой универсам. Около поля проложены временные трубопроводы, подводящие воду. Таков антураж ежегодного летнего собрания Общества Миролюбия Финляндии. Окрестные поля превращены в гигантские стоянки для тысяч автомобилей с прицепами, в которых на собрание приехали его участники. Мы, российские гости, живём в нескольких километрах от поля в небольшой частной гостинице и каждое утро приезжаем на автобусе.

Общество Миролюбия Финляндии – это лютеранская общественная организация, которая может послужить примером самоорганизации христиан, удивительным и наглядным примером того, что может дать обществу вера во Христа и следование Его заповедям. Участники этого общества – верующие - очень существенно отличаются от неверующих граждан Финляндии. Апологетика материального успеха и власть золотого тельца столь же характерны для Финляндии, как и для всей Европы. Бóльшая часть населения Финляндии – неверующие. Но сравнительно небольшая часть верующих, руководствуясь заветами Христа, создала совершенно уникальное общество и явление общественной жизни – Общество Миролюбия.

Каждый год в летнее время Общество проводит собрание, на котором присутствуют несколько десятков тысяч человек. Если верить сообщениям в интернете, в этом году, количество участников составило около 70.000 человек. Особенность собрания - огромное количество молодежи и детей. Внешнее проявление особенности устройства внутреннего мира верующих – необыкновенно многодетные семьи, отсутствие пьяных папаш. Верующие не употребляют алкоголь. Для них это не запрет, а свободный выбор. 

Создать такую семью и вырастить десять детей – настоящий подвиг даже в благоустроенной Финляндии. Это требует настоящей веры в то, что Господь хранит тебя в пути. Люди, создающие подобные большие семьи, совершенно обыкновенные, не располагающие какими-то необыкновенными доходами. Помощь государства не избавляет их от естественных материальных трудностей. В многодетных семьях верующих с раннего возраста воспитывается скромность, любовь к ближнему, самостоятельность и другие необходимые в современном обществе качества человека, определяющие качество человеческого капитала страны. Молодежь, выросшая в семьях верующих, не обязательно становится верующими, но, с детства проникается уважением к христианским заповедям и моральным ценностям, вырастает законопослушными и чадолюбивыми гражданами своей страны. Как происходит воспитание молодёжи, можно было наблюдать на собрании.

Дети от 6 до 8 лет перемещаются по полю с пластиковыми пакетами, в которые они собирают мусор. Заполнив пакет собранными бумажками и обертками, ребёнок заслуженно получает за эту работу мороженое. Дети возраста 10-12 лет выполняют множество хозяйственных работ. Они обслуживают посетителей кафе, раздают пищу, моют разносы, вытирают столы, убирают мешки с мусором на тракторные тележки и вывозят мусор на тракторе.

Собрание продолжалось 3 дня со 2 по 5 июля. Проповеди переводились на основные европейские языки, включая русский. Закончилось оно отлично организованным Причащением, не затянувшимся надолго, несмотря на огромное количество приобщавшихся.

Глядя на участников собрания, я часто думал: «Господь благословил этих людей». И когда мы возвращались домой, я размышлял о том, насколько возможно у нас создание общины, хотя бы отдалённо напоминающую то, что я увидел на собрании Общества Миролюбия? Может быть это несбыточные мечты?

В нашей стране в течение нескольких десятилетий истреблялась религия, уничтожалась мораль, истреблялась совесть. Теперь мы пожинаем плоды. Аморальные ученые не могут развивать науку. Бессовестные врачи – конец медицине. Бессовестные чиновники – разгул коррупции и крах управления. На примере Финляндии видно, что религия необходима современному обществу не только как мощнейшее средство воспитания молодежи, но и как носитель незыблемых моральных ценностей, основы качества человеческого капитала.

Остаётся надеяться, что вместе с надеждой на спасение собственной души в нас всё-таки проснется необходимая энергия, нужная для активной христианской жизни. Жизни в согласии со своей совестью и с надеждой на лучшее будущее.

В.М.Фишкис



Титульная страница газеты № 36. Лютеровская Реформация и Православие