О празднике Пасхи
Пасха в Ветхом Завете
Последней из так называемых «10 казней египетских» стало поражение первенцев Египта. Для того, чтобы поражение не коснулось израильтян, Бог повелел им в ночь казни заклать агнца и его кровью помазать косяки дверей своих домов. Эта кровь была предупреждающим знаком для Ангела смерти, проходившего мимо таких домов. Собственно говоря, само слово «Пасха» (евр. «песах») образовано от глагола «пасах», т.е. «миновать», «проходить мимо», а также «пощадить», «избавить». Слово же «песах» обозначало жертву. «В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; …и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером.. и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня» (Исх.12, 3-13). После Исхода праздник был установлен Моисеем как ежегодный, причём его название отождествилось с названием жертвы как таковой. «И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши ... И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху (агнца) ... Когда войдете в землю, которую Господь даст вам, как Он говорил, соблюдайте сие служение. И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите: это пасхальная жертва Господу» (Исх.12:14,21,25-27). «Совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью» (Втор. 16:1). После разрушения храма в Иерусалиме ритуальное заклание агнца стало невозможным, поэтому нынешние иудеи в праздник Песах едят только опресноки — «мацу».
Христианская Церковь рассматривает события Пасхальной ночи Ветхого Завета, как прообраз Новозаветных событий. В том числе спасение еврейских первенцев рассматривается, как прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца, закланного за грехи мира.
Пасха и Христос
Пальмовое (вербное) воскресенье. По древнему иудейскому преданию Мессия должен был быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Именно поэтому народ, знавший о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя. Мессия действительно явился, ибо жертва спасения за грехи мира была принесена именно в пасхальные дни. Связанные с этим события выглядят так:
Великий Четверг. Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, т.е. как иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху в день казни Христа, то есть двумя днями позже. Наиболее вероятное объяснение (с учётом кумранских находок), говорит, что календарь Галилеи отставал на два дня от иерусалимского календаря. Таким образом, на Тайной Вечере Пасха ветхозаветная — агнец, вино и опресноки мистически связывается с Пасхой новозаветной — Христом, Его Телом и Кровью.
Страстная Пятница. По традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть переломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличии от других казненных. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя (ср. пасхальный агнец должен быть съеден до начала следующего дня).
Великая Суббота. Первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых.
Воскресение Христово (первый день после субботы). После субботнего покоя ко гробу идут жены-мироносицы. Перед ними на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет пещеру, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее.
Спустя 8 дней Христос через затворённую дверь вновь является ученикам, среди которых Фома. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».
В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пятиста другим людям (1Кор.15:6).
На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.
На пятидесятый день после воскресения апостолы, по обещанию Господа, получают дары Святого Духа.
Эти события легли в основу богослужебного календаря Христианской Церкви.
Новозаветная Пасха в раннем Христианстве
После Пятидесятницы христиане начали совершать первые литургии. Таковые совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий, связанная с Крестной смертью, и воскресением Христа. Таким образом, Пасха становится первым и главным христианским праздником, обуславливая как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную сторону христианства.
Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днем поста и скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - как день радости. Эти празднования справлялись более торжественно в период еврейской Пасхи — годовщины смерти Христа. В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в I век н.э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии. Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейской Пасхи, потому как Иисус Христос был казнён в день Пасхи и воскрес по Евангелиям в день после субботы.
Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из этих сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» (πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis). Она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» (πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis).
В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей, особенно христиан в Ассирии, которые держались собственного календаря. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом, Александрией и церквями Малой Азии. Последние, названные четыренадесятниками или квадродециманами (от 14 числа месяца нисана), строго держались обычая празднования Пасхи с иудеями, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова. От них наименование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии рапространилось. В то же время на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи. При этом последняя вычислялась, как полнолуние после дня равноденствия. В 160 году по Р.Х. Поликарп, епископ Смирны, едет к римскому епископу Аниките, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы «иудействующие» отказались от своего обычая, и требовал так же от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, как и прежде, смягчает отношения между Востоком и Западом, убеждая всех, что не следует ради обычаев нарушать братское единство.
В это же время иудеи переходят на празднование Пасхи по лунному календарю, так как «агрономический» ориентир (в виде созревания колосьев для определения месяца нисана) оказался утерян вследствие разрушения Иерусалима и рассеяния народа. Реформирование еврейской пасхалии не могло не сказаться на христианах Малой Азии, празднующих Пасху строго 14 нисана.
В итоге для решения проблемы составления новой Пасхалии для всей христианской ойкумены император Константин Великий созывает в 325г. собор епископов в Никее, впоследствии названный Первым Вселенским. На этом Соборе было запрещено совершать Пасху «прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями». В это же время в Риме создают Пасхалию, отличную от Александрийской, но менее точную. Евсевий в «Церковной истории» отмечает, что некоторая часть малоазийских церквей все же не переменили древний обычай. Поместный Собор в Антиохии вовсе отлучил «иудействовавших» от церкви как еретиков.
Свидетельства IV в. говорят, что «крестная» Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование crucificationis предшествовало resurrectionis, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V в., название «Пасха» стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии, день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздника праздников».
Средние века и Новое время
Спустя 500 лет, в VIII веке, Рим принимает восточную Пасхалию. В течение этих 500 лет Пасха праздновалась по договоренности между Церквями Востока и Запада.
В 1583 году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате перехода к более точным астрономическим датам, западная Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день, и опережает православную (восточную) Пасху (в некоторые года более чем на месяц!).
Современность
В 1923 г. Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провел т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителей Греческой, Румынской и Сербской Православных Церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные Церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что в введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской Церквях, после попытки перемены календаря, оставили прежний из-за возможной смуты в народе.
В марте 1924 на новый стиль перешли Константинопольская и Элладская Церкви. Румынская Церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924.
Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 г. 20 мая 1926 г. Мелетий становится Папой и патриархом Александрийской Церкви, где вопреки преждепринятому соборному решению, вводит новый календарь. На Московском Совещании 1948 было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по Александрийской Пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, которым живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская Православная Церковь.
Сегодня юлианским календарем всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные православные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и др. непереходящие праздники по новому стилю.
В Великобритании Пасхальным Актом 1928 г. установлена дата Пасхи на фиксированную дату: первое воскресение после второй субботы апреля. Однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 г. на саммите в Алеппо, Сирия, Всемирный Совет Церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресение апреля), либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 г., но не была принята всеми членами Совета.
Даты пасхального воскресенья
|
год
|
Зап.
|
Вост.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|