Как повествуют Евангелия, после Воскресения Иисус пробыл на земле ещё сорок дней. На сороковой день Он повел Своих учеников из Иерусалима по направлению к Вифании, на Елеонскую гору. Когда они поднялись на гору, Иисус объяснил ученикам истинный смысл Своего Воскресения и дал им последнее благословение. Затем, пообещав послать им вскоре Святого Духа, Он стал отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако закрыло Иисуса и ученики услышали голос небесных вестников: "Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Мк. 16:15-20; Лк. 24:42-53; Деян. 1:4-12).
Можно ли считать Вознесение именно праздником? Ведь в этот день вроде бы совершилось расставание Христа с учениками. Более того. Им было дано понять, что с этого момента Христос уже не будет видим на земле в телесном виде, как это было до и после Его Воскресения. Однако слова Спасителя, содержащиеся в Евангелии, наполнены не плачем разлуки и не прощальными словами. Скорее Христос отрицает Свой уход, предупреждает, чтобы Его не считали отсутствующим: "Се, Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28, 20).
Книга Деяний свидетельствует, что ученики отнюдь не были опечалены, ибо, поклонившись Вознесшемуся, "возвратились в Иерусалим с радостью великою". В последующие дни они единодушно пребывали в молитве в храме, прославляя и благодаря Бога. В это же время происходит избрание по жребию из других учеников Христовых Матфия, сопричисленного двенадцати Апостолам вместо предавшего Христа Иуды.
В принятом на Первом и Втором Вселенских соборах Символе Веры, содержащем все основные постулаты христианского учения, содержатся следующие слова: «Верую в Господа Иисуса Христа ... вознесшегося на небеса и сидящего одесную (т.е. на первом месте в Его славе) Отца». Это утверждение свидетельствует о чрезвычайной важности Вознесения Господня, а также выражает веру в Вознесение Христа, как данную Богом возможность причастности человека Божеству, т.е. возведение падшего человеческого естества от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе.
Вознесшись на небо и воссев одесную Отца, Господь не оставил землю Своим Божественным присутствием. Он невидим телесными очами верующих, но, обретя вездесущие пребывает с нами во все дни до скончания века. В честь праздника Вознесения на Руси часто воздвигались храмы. Одним из уникальных произведений архитектуры является храм Вознесения в Коломенском, едва ли не единственный сохранившийся в Москве «шатровый храм», воздвигнутый Петроком Малым в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).
Самое раннее документальное свидетельство об этом празднике, относящееся к V в., указывает на то, что обычай празднования Вознесения утвердился задолго до этого времени. Иконографическое отображение этого события можно обнаружить уже V в. на диптихах (складнях) и фресках Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день (в четверг шестой недели)после Пасхи. Св. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит к разряду праздников, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном чествовании праздника, также усваивает ему апостольское установление. В Средние века существовал обычай для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо совершать поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождая сие действо разными церемониями и песнопениями.
Вознесение Господне являлось сюжетом алтарной картины лютеранской церкви св.Архангела Михаила в Москве. В настоящее время эта картина, датированная 1764 годом, как и алтарь, частью которого она является, хранится в нашем соборе. После ожидающейся в недалёком будущем реставрации, алтарь будет установлен в капелле, которую планируется обустроить на галерее южного нефа.