МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Февраля 2010 года

Reminiscere – второе воскресенье Великого Поста


Ин.8, 46-59

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Размышления над Св.Писанием достаточно часто побуждают нас делать иудеев объектом критики. Это вполне естественно. Их отношение ко Христу, неприятие Его слов, отвержение Его самого не могут вызвать положительных эмоций у члена Церкви Божией. Однако, не будем торопиться бросать камни. Попробуем поставить себя на их место и услышать слова Христа не с позиций современного христианина, а с позиции человека, который слышит их впервые. Что же говорит Христос? «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался … Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Итак, человек, которого знают как сына плотника из Назарета, которому совсем недавно исполнилось 30 лет, всерьёз утверждает, что он был прежде Авраама, т.е. утверждает если не свою вечность, то по крайней мере многовековой возраст. Далее. Он уверяет, что последование Его словам избавляет от смерти и, кроме того, упрекает слушающих за неверие, говоря: «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его…». Итак, сын плотника уверяет, что он знает Бога, в то время как все остальные Его не знают. И это говорится не язычникам, но людям, многие из которых практически в буквальном смысле слова проводили над Писанием день и ночь. То, что говорит Иисус, вполне может быть воспринято, как бред, причём оскорбительный и даже кощунственный. Поэтому реакция людей вполне естественна: «Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него». А теперь представим себе, что уже в наше время появился бы человек, который стал говорить примерно то же самое, что Христос. Что бы с ним случилось? Разумеется, камнями побивать не стали, но в психушку упрятали бы однозначно. Как сказал в романе «Мастер и Маргарита» главный врач психиатрической клиники, «если вы пойдёте в милицию и станете рассказывать там, что общались с человеком, который лично знал Понтия Пилата, вас немедленно привезут к нам». Впрочем, средства вторичны. Первично отношение, а оно может быть выражено одним словом: «неприятие». Как уже было сказано, эта реакция вполне естественна. И для того, чтобы отношение изменилось, претендующий на то, на что претендует Иисус, должен представить веские доказательства того, что его слова соответствуют реальности. Во время Реформации в Виттенберг пришли три человека, считавшие себя пророками. Своими речами они вызвали немалое смущение умов. Однако Лютер сказал о них: «Говорят, что они пророки, а не могут исцелить даже хромой лошади». Влияние лжепророков подлилось недолго, потому что слово, не подкреплённое делом, обречено. Иисус понимал необходимость подтверждения истинности Своих слов. Поэтому и сказал: «Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя – ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш». Подтверждением притязаний Христа стали великие чудеса, совершённые Им, а насыщение 5000 человек и воскрешение Лазаря стали причиной Его триумфального въезда в Иерусалим. Однако, многие не уверовали в Него даже несмотря на чудеса. Почему же? Во-первых из-за пребывания в плену определённых стереотипов, а во-вторых из-за контраста между вестью и её носителем. И вот, приходит время для главного знамения, главного свидетельства истинности сказанного Христом - для Смерти, Воскресения и Вознесения. Если до этих событий неверие ещё могло быть хоть как-то оправдано, то после уже нет. Почему и сказано: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет, а кто не будет веровать, осуждён будет».

Многие иудеи не уверовали во Христа даже после Его воскресения из мёртвых и не веруют в Него до сих пор. Современный иудаизм категорически отвергает как мессианство, так и Божественность Господа. Вполне естественно, что это вызывает у нас сильное желание кинуть в сторону синагоги пару-другую камней. Но, как это часто бывает, обвиняя кого-либо в недолжном, человек обвиняет самого себя, ибо видит в ближнем отражение своего собственного греха. Таким образом, бросая в иудеев камни по причине их неверия, мы делаем это именно потому, что наша собственная вера, увы, далека от совершенства.

Нам с самого начала дано намного больше, чем иудеям, которые становились свидетелями Божественности Спасителя постепенно. Мы же имеем возможность познать историю земного служения Христа во всей её полноте. Каждый из нас знает историю деяний Апостолов, в том числе такое невероятное по своей сути событие, как обращение Павла. Каждый из нас знаком с многовековой историей Церкви, изобилующей свидетельствами исполнения Господних обетований. И, тем не менее, полного доверия Богу у нас нет. Нельзя сказать, что мы вообще не веруем: мы не встаём в оппозицию, мы не оспариваем слова Христа так, как это делали иудеи, но полноты веры у нас нет. Простейший пример. Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек». Для верующего человека смерть не является концом жизни. Это не более чем изменение её формы, причём этот шаг ведёт ко благу, ибо является преддверием встречи со Христом, преддверием воскресения мёртвых и жизни вечной. Почему же мы тогда боимся смерти и трагически переживаем её? Для неверующих, для которых смерть действительно конец всего, такие переживания вполне естественны и оправданы. Но если наши переживания такие же как и у них, то это свидетельствует не в нашу пользу. Христос говорит: «Кто от Бога, тот исполняет слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Мы слушаем. Слушаем очень внимательно как минимум каждое воскресенье. Но исполняем ли? Между тем из слов Христа однозначно следует, что слушание и исполнение связаны неразрывно. И если этого нет, то нет и должного доверия Спасителю. Но почему нет? Что является препятствием для доверия, т.е. для веры?

Мы живём в скверную эпоху. Воинствующий материализм перестал быть государственной идеологией, но несколько десятилетий его господства не прошли даром. И наши изрядно отравленные им души утратили некую внутреннюю сакральность. В нас слишком много рационализма. Я не беру его крайние проявления, когда Св.Писание пытаются вывернуть наизнанку под тем предлогом, что так оно становится понятнее или попытки уподобить христианское богослужение тусовке в рок-клубе под тем предлогом, что так оно становится ближе к массам. Наш рационализм в том, что в центре нашего сознания находится именно человек с его нуждами. Причём совершенно неважно, кто именно этот человек – твой ближний или ты сам. Важно, что это именно человек, а не Бог. И именно на себя, а не на Бога мы ориентируемся в первую очередь. Люди Средневековья были во многом ограниченнее, грубее и примитивнее нас. Но при этом у них было колоссальное преимущество перед нами. В отличие от нас они не мыслили себя вне Божьего благословения. Мы совершили грандиозный технический прорыв, но о благословении Всевышнего вспоминаем не так часто, предпочитая обходиться своими силами. Поэтому с одной стороны, от иудеев первого века мы находимся очень далеко, но с другой стоим к ним намного ближе, чем это может показаться на первый взгляд.

Мы находимся во времени Великого поста. Что такое пост? Не диета, но духовное делание, направленное в первую очередь на очищение самого себя. Пост – это время осмысления себя и своего места перед Богом. Для нас это самое подходящее время для того, чтобы задуматься о своей внутренней сакральности, о своей внутренней освящённости. Настало время посмотреть, насколько она повреждена и что именно препятствует полноте нашей веры. Господь хочет, чтобы мы веровали. Собственно, ради пробуждения в нас этой веры Он и пришёл. Соответственно, то, что препятствует нам в вере, является грехом – как впрочем и всё, что так или иначе нарушает волю Божию. Грех же должен быть осознан, исповедан и погребён у подножия креста Голгофы. Поэтому посвятим время Поста размышлению о величии Божием, осознанию своих перед Ним грехов, исповеди и особо благоговейному приобщению Св.Тайн, к также молитве и общению святых, дабы через эти средства благодати восстановить внутреннюю сакральность души, ощущение Божественного присутствия в мире и в нашей жизни.

Христос, говоря с иудеями, раскрывает им Своё вечное бытие, но они не могут этого принять. Нам должно эту вечность ощутить и принять. Не рассуждать о ней, а соприкоснуться с ней, и раскрыться навстречу ей до конца, дабы наполниться присутствием Божиим. «Кто от Бога, тот исполняет слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». Спаситель сказал это иудеям. Да не скажет Он этого о нас в день Страшного Суда. Аминь.