С Пепельной среды, которая в этом году приходится на 17 февраля, начинается Великий пост, продолжающийся 40 дней и заканчивающийся субботним вечером на Страстной неделе (3 апреля). Уже само число 40 знаменательно для поста. В истории Божественного Откровения оно, по большей части, связано с покаянием и искуплением. 40 дней и ночей продолжался ливень, приведший к очистительному потопу; 40 лет странствовали по пустыне израильтяне, прежде чем вошли в землю обетованную; 40 дней постился Моисей, прежде чем принять от Бога на Синае скрижали с заповедями; соблюдая 40-дневный пост, пророк Илия совершил паломничество к горе Хориву. Сам Христос, прежде чем приступить к общественному служению, постился 40 дней в пустыне.
Спаситель заповедал нам соблюдать посты, сказав «..когда поститесь..» (Мф.6,16), т.е. говоря о посте как о чём-то само собой разумеющемся. Ученики, верные заповеди Господа, постились, причем пост часто предшествовал Божественному Откровению – так было с Корнилием (Деян.10,30) с пророками и учителями в Антиохийской церкви (Деян.13,2); пост предшествовал рукоположению во пресвитеры (Деян.14,23), присутствовал в семейных отношениях супругов (1Кор.7,5), был непременной составляющей духовной жизни как самого св. Апостола Павла (2 Кор.11,27), так и вообще священнослужителей (2 Кор.6,5, Деян.27,9). Литургически Великий пост – время подготовки к Торжеству Воскресения Господня. Эта подготовка заключает в себе основные мысли, без осознания которых едва ли возможно истинное празднование главного Торжества года.
1. Страдания Христовы. Уже в чтениях воскресений после Торжества Богоявления встречается тема борьбы Христа с сатаной и Страстей Господних. Эта борьба между светом и тьмой не является делом одного Христа; мы тоже – будучи членами Церкви, мистического Тела Христова – непосредственно в ней участвуем. Христос борется с сатаной, с грехом. Арена этой борьбы – мы сами. Мы можем быть союзниками Христа в этой борьбе.
2. Св. таинство Крещения. Начиная с воскресенья Septuagesima богослужебные чтения углубляют наше понимание Крещения, как утопления в нас ветхого человека и погребения в смерть со Христом (Рим.6,4-13) ради грядущего славного Воскресения. Не случайно во многих общинах время Великого поста – время принятия экзаменов для готовящихся принять таинство Крещения и конфирмацию. Для всех крещёных же – это время вспомнить о дорогой цене своего искупления (1 Кор.7,23) и обетах, данных ими при Крещении.
3. Покаяние. Таковое является логичным ответом верных на дар искупления. Именно поэтому они добровольно совершают подвиг поста. Отказываясь от соблазнов мира – увеселений, некоторых видов пищи и т.п. – они, глубже осознавая свою греховность, освободившееся время употребляют для молитвы, размышлений и трудов милосердия.
4. Молитва. Без молитвы пост лишается важной свой составляющей, превращаясь в безполезную для души диету. Всё вышеперечисленное необходимо, но для настоящего поста недостаточно, ибо направлено на самого постящегося. Отвечая на вопрос о главной заповеди (Мф.22,36), Христос говорит о любви к Богу и ближнему. Именно поэтому ещё одной составляющей поста наряду с самоограничением и молитвой являются
5. Труды милосердия. Тогда делается понятно, что христианская аскеза – не самоцель, а средство, позволяющее обратить высвободившиеся средства на пользу нуждающихся ближних.
Молитва с постом, милостынею и справедливостью - достойное дело. (Тов. 12,8). Особая благодатная сила поста явилась Ученикам Христовым при изгнании бесов (Мф.17,21; Мк.9,29) Весьма полезным оказывается во время поста уединение. Сам Господь удалялся даже от ближайших Учеников для молитвы (Мф.14,13; Лк.5,16; 9,10). Нам необязательно отправляться в паломничество в пустыню. Блаженный Августин говорит в этой связи о «пустыне», уединении внутри каждого из нас. Святоотеческая традиция предостерегает нас также от практики слишком суровой аскезы, т.к. невыполнение намерения порождает разочарование в себе, самообвинения и охлаждение в молитве. Господь призывает нас к посту, исполненному тихой истинной радости, которой чужда как «постная мина», так и пустая весёлость. Мы постимся, уподобляясь Самому Спасителю – есть ли большая радость для христианина?
Во время Великого поста по средам и пятницам по окончании встреч молодёжи и встреч женщин по благословению нашего епископа Эдмунда Ратца в соборе будет совершаться вечерняя молитва в соответствии с распорядком «литургии часов».