(Лк. 2: 25 – 38)
Знаете ли вы, когда пожилые люди впервые праздновали Рождество? Это было в Иерусалимском храме – Иисусу как раз исполнилось 8 дней. В этот день двое пожилых людей отпраздновали Его рождение. Вы наверняка слышали эту историю. Она записана в Евангелии от Луки 2: 25 – 38. Симеон и Анна, как пишет Лука, были уже стары. Может быть, они сами бы с радостью пошли бы в Вифлеем, чтобы увидеть младенца в яслях и поклониться Ему. Но они были уже далеко не первой молодости и вряд ли осилили бы такой далёкий путь. Пастухи, эти грубоватые сыны природы, пришли к яслям. Три волхва с востока, привыкшие к дальним странствованиям, тоже. Но Симеон и Анна – нет. Они проводили большую часть времени в Иерусалимском храме.
Не удивлены.
Симеону и Анне вовсе не нужно идти в Вифлеем, чтобы посмотреть на Иисуса – Иисус приходит к ним. И что самое интересное: несмотря на то, что они очень рады видеть Иисуса, Его появление для них не является неожиданностью. Ибо Симеон и Анна относятся к тем израильтянам, которые верили древним пророчествам о Мессии и ожидали Его. Они были готовы к тому, что Бог в Своё время и Своим способом выполнит Своё обещание. У Симеона к тому же было особое обетование от Бога: Бог сказал ему, что он не умрёт, прежде чем не увидит Мессию. Симеон твёрдо верил в это, и его доверие и терпение были вознаграждены. Спустя многие годы ожидания он, наконец-то, держит на руках Младенца Иисуса. А поскольку Симеон близок к Богу, он узнаёт в маленьком ребёнке Спасителя мира. Дух Божий абсолютно точно указал ему: «Вот Он! Больше тебе не нужно ждать.» Симеон у цели своей жизни: он видел Спасителя!
А Анна? Ей уже 84 и наверное она тоже могла ожидать от жизни немногого. Но многого она и не ждала: ей было достаточно пребывать в близости Божией. Эта близость обострила её чувства и держала их в бодрствовании – Анна тоже смогла узнать в маленьком мальчике Освободителя Израиля и Спасителя мира. Её бодрствующий дух и верность Богу сделали её свидетельницей Иисуса уже в самом начале Его жизненного пути.
Симеон и Анна жили жизнью, устремлённой к Богу. Они пребывали в Его близости, уповая на Него во всём. Они ожидали от Него и будничного и удивительного, и обычного и грандиозного. Бог одарил их. Им не нужно было, как другим, идти к Иисусу: Он пришёл к ним.
Не ослеплены ложными ожиданиями.
Иисус приходит к тем, кто Его ждёт – к молодым и старым. Так говорит нам Слово Божье. Иисус приходит к людям, которые не составляют представление о Нём, но целиком открыты для Него. Тогда в Израиле многие уже составили себе представление о том, каким будет Мессия: борец, сильный герой, политический деятель, революционер-патриот. Поэтому-то столь многие и не узнали Его - ведь Он не отвечал уже сформированному образу.
Но не таковы Симеон и Анна. Они знали, что Мессия придёт – а каким образом, это они оставили Богу. Поэтому-то они и узнали Его даже в запелёнутом младенце. Поэтому-то они и увидели в этом беспомощном ребёнке исполнение древних обетований, говорящих о Царе и могущественном Герое, Чьё Царство не от мира сего.
Чему мы можем научиться у Симеона и Анны? Их уверенности, их доверию Богу – это великое свидетельство. Много лет пришлось им ждать исполнения обетования Божьего, и их ожидание было вознаграждено, их доверие было оправдано.
Бог был и остаётся Тем же. Может быть, мы ещё питаем старые надежды: обещания, которые Бог однажды дал нам, и исполнения которых мы всё ещё ждём. Деяниям Господним не присуще понятие «слишком поздно». Симеон и Анна не были «слишком стары» для того, чтобы увидеть действие Божественного промысла. Мы тоже не можем быть «слишком старыми» - для Бога этого понятия не существует.
Открытость в старости
Когда я смотрю на Симеона и Анну, меня ободряет их открытость даже в преклонном возрасте. Только она помогла им узнать в новорождённом младенце обещанного Спасителя. Многие люди как раз во время Рождества остаются у яслей и оставляют Иисуса лежать в них. Но только тот, кто открыт для всего Иисуса – для младенца в яслях и взрослого на кресте – только тот знает Его истинного.
Симеон и Анна – это особое ободрение для пожилых людей. В нашем современном обществе, подверженном всевозможным иллюзиям и заблуждениям юности, старые люди считаются людьми «вчерашнего дня». У Бога по-другому – Он призывает людей всякого возраста для свидетельства Своей Славы: самых молодых и самых старых (и конечно же, всех, кто между ними).
Во Христе единая с вами,
ваша сестра Марен