МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Декабря 2009 года
2 воскресенье адвента
Откр.2, 1-7
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
Удивительные чувства охватывают человека, когда он берётся за дело, которым ему уже давно хотелось заняться. Это время большого подъёма, когда чувствуешь необыкновенный прилив сил, и возникающие препятствия не столько пугают, сколько наоборот, вызывают дополнительное рвение. И когда дело начинает двигаться, это движение становится источником великой радости. Блажен тот, кто сохранит такое отношение до конца. Но, как правило, случается иначе. Дело постепенно входит в привычку, изначальный накал ослабевает, твоё отношение становится всё более и более прохладным. В конце концов, доходит до того, что от первоначального энтузиазма не остаётся и следа. И вполне может случиться так, что начатое будет брошено и никогда не будет завершено. Увы, такое непостоянство свойственно не только по отношению к делам. Оно распространяется и на людей. Сегодня человек для тебя близкий друг, завтра потребность в общении именно с этим человеком вытесняется чем-то другим, контакты становятся всё реже и реже, так что в конце концов никакого значения для твоей жизни это общение уже не имеет. Увы, даже любовь преходяща. Вначале ты буквально живёшь от встречи до встречи, живёшь человеком, его нуждами и заботами; а время, проведённое вместе, становится праздником. Но проходит срок, и всё сие девается неведомо куда. И вот, мы либо вообще расстаёмся, либо наши чувства снижаются до уровня обычных бытовых эмоций, не задевающих глубины души. Всё вышесказанное относится и к взаимоотношениям человека и Бога. Как велика радость открытия спасения, сколь удивителен трепет при соприкосновении с божественной реальностью в начале христианского пути! Пребывание в общении народа Божия становится источником благодати, присутствие на богослужении - праздником, и возносимые к престолу Всевышнего молитвы искренни и сильны. Почему через какое-то время всё это уходит? Нет, мы не покидаем церкви, мы по-прежнему приходим на богослужения, но всё это как-то формализуется, становится более холодным и менее искренним, не переживается так, как прежде. И, что самое скверное, дух обмирщения всё сильнее вторгается в нашу христианскую жизнь, низводя её с небесных высот на землю в самом худшем понимании этого слова. Мы начинаем позволять себе то, о чём раньше и подумать не могли. То, что раньше возмущало, отвращало, казалось греховным, теперь становится повседневностью, а служение, бывшее источником духовных сил, превращается в утомительную обязанность. Каждый, кто пережил сие, всегда укажет объективные причины, почему так произошло, дабы оправдать себя в глазах людей. Вопрос лишь в том, будет ли это оправдание убедительным в глазах Бога? Слово Божие отвечает на этот вопрос отрицательно: «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься». Сурово, но вполне логично. Даже человеку нужно не равнодушие, а чувство. Тем паче оно нужно Богу.
Услышанное нами сегодня слово Писания является суровым предупреждением, над которым стоит призадуматься. Ведь каждое наше действие имеет свои последствия и поистине, сеющий ветер пожнёт бурю. Что может получить в качестве плодов тот, кто сеет семена равнодушия? На алтарной стене всемирно известной Сикстинской капеллы в Ватикане находится роспись, изображающая Страшный Суд. В центре этой композиции Христос, отворачивающийся от осужденных грешников, и Его поднятая рука соответствует слову евангельской притчи «отойдите от Меня, ибо не знаю вас». Эта роспись находится в полном соответствии с Писанием, давая возможность увидеть образ того, что предстоит значительной части человечества. Нужно ли нам быть среди этой части? Нужен ли нам такой результат? Думаю, что навряд ли, даже если исходить из чисто житейского прагматизма. Какой человек в здравом уме станет преднамеренно подставлять себя под наказание? Но если страх наказания будет единственным основанием наших отношений с Богом, то как христиане мы не стоим ничего. Даже в пределах этого мира далеко не всё можно оценивать подобным образом – тем паче то, что находится за этими пределами.
Что являет нам Господь? Великую любовь, верность и постоянство. Постоянство, несмотря на всё наше непостоянство и недостоинство. Сия любовь явилась нам в Первом Пришествии, когда во ипостаси Христа Он сошёл к нам, дабы открыть людям путь в вечность, в Своё царство. Эта любовь является нам и сегодня – в период ожидания Второго Пришествия, потому что и сегодня Христос пребывает с нами. Он не оставляет нас. Он по-прежнему являет нам Божественную любовь, и дарует нам благодать, дабы поддержать нас на пути к вратам вечности.
Когда человек приносит нам важный и ценный для нас подарок, мы радуемся. Одной из составляющих этой радости является желание сделать что-то в ответ нечто подобное, дабы одаривший нас также мог возрадоваться. Это называется благодарностью. Вера во Христа, проникнутость Его Святым Духом помогает понять, что сделано Им для нас – понять, возрадоваться и преисполниться к Нему глубокой благодарностью, желанием что-то для Него сделать. Но что мы можем дать Богу, если всё в этом мире и так принадлежит Ему? Как ни странно, кое-что всё-таки можем. Мы можем дать Ему свою любовь…
Мы неоднократно говорили о недопустимости полного поглощения себя делами мира; о необходимости высвобождения времени для общения с Богом. Но это общение никогда не будет полноценным, если не начнётся с осмысления того, что явил нам Господь, с переживания сего явленного, как радостной тайны Господней любви. Потому что только искренне возрадовавшись Господним деяниям, мы сможем обратиться к Нему надлежащим образом, т.е. в порыве ответного чувства. И главное здесь – не дать этому порыву угаснуть или ослабеть. Надо сказать, что при отношениях с человеком угасание чувств происходит не только по нашей вине. Люди сами делают много такого, что способно оттолкнуть или сильно охладить. Но с Богом такого не будет никогда. Он постоянен. И в нашем изменчивом мире это единственное подлинное постоянство. Оно стоит того, чтобы беречь его и, выражаясь словами Писания, не попускать себе оставить свою любовь, но постоянно открывать её заново, удивляясь и радуясь ей. «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.». Радость о Господе есть источник сил, и, если мы будем постоянно черпать из него, то никогда не оскудеет наше служение, никогда оно не будет совершаться с безразличием, по обязанности. Ведь мы призваны совершать деяния не ради себя, но во имя Христа, во славу и похвалу имени Господа. И любое занятие, любой честный труд может стать для нас служением Ему. А когда человек трудится ради того, кого любит, он способен на многое. Самое главное – ни к чему не привыкать, ибо именно привычка низводит даже самое радостное и чудесное в положение обыденности, а обыденность провоцирует безразличие и невнимание. И только лишь внезапная утрата приносит понимание того, сколь много мы лишились. Но вернуть время вспять, переиграть ситуацию уже невозможно и остаётся лишь горько сожалеть об упущенных возможностях. Посему будем жить так, чтобы ничего не упустить, чтобы не испытать ужаса и отчаяния в час Суда, но предстать перед Господом со слезами радости – великой радости от встречи с Тем, Кого любили, Кого ждали и с Кем наконец-то встретились лицом к лицу. Аминь.