МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Ноября 2009 года

22 воскресенье после Дня Св.Троицы


3 Цар.17, 2-3.7-16

И было к Илии слово Господне: пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана … По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю. И было к нему слово Господне: встань и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя. И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он её и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрём. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после; ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. И пошла она и сделала так, как сказал Илия; и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он изрек чрез Илию.

Восточная мудрость гласит: «Ничто не тянется столь долго, как день, и ничто не проходит столь быстро, как жизнь». Воистину, это так. Иногда мне кажется, что многие события совершились только вчера, а на самом деле они отделены от нынешнего дня многими годами. Например, иногда просто не верится, что с момента окончания школы прошло уже 27 лет... Как много всего случилось с тех пор, и как прихотливо жизнь разбросала по свету моих одноклассников. В том числе, один из них попал в Англию, где пребывает и до сих пор. Однажды, когда мы с ним общались, он сказал мне, что после России его больше всего удивила и произвела наиболее тягостное впечатление человеческая замкнутость. После окончания рабочего дня каждый шмыгает в свою нору и на этом сообщение с миром прерывается. Мой дом – моя крепость, и этим всё сказано. И уж пустить туда кого-то незнакомого – об этом не может быть и речи. Существуют народы, у которых положение выглядит совершенно иначе. Гость – даже совершенно нежданный - почитается священной персоной, поэтому ему предлагается всё самое лучшее вплоть до жены хозяина дома. В принципе, и то и другое положение являются крайностями, а истина, как всегда, лежит где-то посередине. Я заговорил сейчас о гостеприимстве, потому что таковое в значительной степени отражает готовность человека во-первых, принять своего ближнего, а во-вторых, проникнуться его заботами, т.е. оно отражает степень открытости человеческим нуждам. Изменения, произошедшие в России на протяжении последнего десятилетия, существенно сдвинули нас в сторону замкнутости, отгороженности от происходящего вокруг, в сторону отсутствия интереса как к ближним, так и вообще к происходящим вокруг нас событиям. Не имеющее прямого отношения к тебе лично, по возможности не замечается, игнорируется. Простой пример. На улице лежит человек. Возможно, он пьян, но возможно, у него сердечный приступ. Однако, выяснять, в чём дело, никто не собирается – люди идут мимо. Что именно происходит с ближним, им неинтересно, потому что они сосредоточены на себе, а так как проблемы этого человека напрямую их не касаются, они не проявляют ни малейшего интереса к тому, что с ним случилось. Это, конечно, крайность – я не думаю, что мы настолько эгоистичны, что можем проигнорировать терпящего бедствие, но всё же проблемы людей, не принадлежащих к ближнему кругу общения, нас не сильно волнуют. В общем, это можно понять. Человек стремится к какому-то душевному комфорту, в то время как отягощение себя чужими проблемами комфорта однозначно не добавляет. Однако, выигрыш в малом может обернуться проигрышем в великом. Охрана своей комфортности и спокойствия может привести к тому, что мы потеряем намного больше, нежели обретём. Посмотрим на ситуацию, о которой поведала нам 3 Книга Царств.

Пророк Илия приходит к вдове, с которой ранее не был знаком и, соответственно, которой совершенно не знает. Причём не просто приходит, но и поселяется у неё на достаточно длительный срок. Указанная вдова не просто даёт Илии пристанище, но ещё поит и кормит его на протяжении всего времени, пока он у неё находится. Эта ситуация являет нам пример умения отдавать. Сегодняшнее общество имеет совершенно обратную ориентацию. Оно настроено не на то, чтобы отдавать, а на то, чтобы брать, почему и называется обществом потребления. Если же кому-то что-то и даётся, то не просто так, а с возвратом и хорошо ещё, если возврат не будет обложен процентами! Другой вариант того же умонастроения: принимая от человека нечто, ты становишься обязанным ему и должен быть готов к тому, что в какой-то момент он потребует от тебя тех или иных услуг. «Почему ты оказываешь протекцию сыну Иванова? – Потому, что Иванов помог мне получить нынешнюю должность». И неважно, что указанный сын может оказаться на месте, совершенно не соответствующем его способностям. Для тебя что-то сделали и ты стал должен, а долги надо отдавать. Точка. Поистине, это тот самый случай, к которому вполне можно применить слова Христа «Какою мерою мерите, такою отмерится и вам». Это логично. Остаётся только понять, хороша ли мера? Наверное, не очень, потому что за ней стоит голый расчёт. Господь же хочет от нас явно не расчета. Ситуация с Илией говорит нам о другом принципе отношений – отношений, при которых человек может отдать, не требуя за это возмещения. Причём не только не требуя, но и не надеясь на него. Вдова, к которой пришёл Илия, сказала: «У меня нет ничего печёного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрём». Она была готова отдать последнее, что имела, причём в тот момент ещё не знала, что Илия – пророк и великий чудотворец, могущий возместить всё затраченное. Что из этого следует? Что мы должны раздавать направо и налево своё имущество? Нет. Речь идёт о готовности - когда это действительно надо - поддержать человека. Причём совершенно необязательно материально. Очень часто наши ближние нуждаются именно в моральной, в духовной поддержке. Но и в том и в другом случае главное – помощь, не ожидающая воздаяния. Самое удивительно здесь в том, что тому, кто умеет давать так – т.е. без ожидания какого-либо возмещения – возмещение всё-таки приходит. Но уже не от людей, а от Бога. Речь конечно не идёт о том, что Бог возместить тебе все расходы, да ещё и с процентами, но то, что тебе действительно надо, будет дано. «И сказал ей Илия: не бойся … ибо так говорит Господь, Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.». И, если уж мы заговорили о воздаянии Божием, то не следует сводить это воздаяние, возмещение в чисто материальную плоскость. Наше действие может быть чисто духовным и таким же чисто духовным может быть и ответ нашего Небесного Отца. Господь любит нас бескорыстно, и тот, кто откликается на нужду ближнего не потому, что ожидает воздаяния, а по любви, тот уподобляется Богу и возрастает в Духе Святом. А такое возрастание намного важнее всех благ мира сего, ибо это и есть то сокровище, которое, по слову Христа, мы призваны собирать на небесах.

В нашем приходе был человек, который действительно умел отдавать. Это инициатор строительства нынешнего собора пастор Генрих Дикгоф. Получая достаточно большое содержание, он отдавал практически всё что имел, реально заботясь об обездоленных, в первую очередь слепых и глухонемых детях. Эта помощь выражалась отнюдь не только в пожертвованиях. Пожертвования делали многие. Намного важнее было то, что пастор Дикгоф вникал в нужды этих детей. Он помогал им во время обучения в специальных школах и позже, после окончания школы, помогал им найти место в жизни. За всё содеянное им он не получил никакого материального возмещения, но его душа воссияла как яркий светоч, который и сегодня может послужить нам путеводным огнём. Я бы даже сказал, в особенности сегодня – в эпоху торжествующего индвидуализма.

Разумеется, не каждый человек располагает такими возможностями, как пастор Дикгоф, однако, большие материальные возможности не являются непременными условиями для того, чтобы творить дела Божии. Вдова, принявшая пророка Илию, была очень бедна, но это не стало для неё препятствием. У каждого свои возможности, свои масштабы, в пределах которых может быть осуществляемо служение. Нет необходимости в том, чтобы замахиваться непременно на какие-то грандиозные проекты – служить Богу через ближнего можно не только в большом, но и в малом, тем более, что сказал Господь словами притчи: «в малом ты был верен – над многим тебя поставлю». Главное, чтобы служение совершалось, а в большом или в малом – это уже второстепенно. И не менее важно, чтобы сие служение не совершалось в расчёте на воздаяние. Ибо Господь воздаёт не тем, совершает преднамеренные действия в расчёте на небесное воздаяние, но тем, кто не может остаться равнодушным, видя ближнего в нужде. В своё время меня глубоко впечатлила надпись на стене в подъезде, где когда-то жил писатель Михаил Булгаков. Ею я и заканчиваю сегодняшнее размышление. «Что может дать один человек другому, кроме капли своего тепла – и что может быть больше этого?» Аминь.