МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Октября 2009 года
День св.евангелиста Луки (19 тр)
Лк.1, 1-4
На протяжении земного служения Христа Его спутниками были очень разные люди, представители различных возрастов, темперамента, политических убеждений и занятий. Юный Иоанн и зрелый Пётр, рассудительный Фома и бунтовщик Симон, мытарь Матфей и рыбак Андрей – удивительное сообщество совершенно несхожих между собою людей. И, тем не менее, у всех них было нечто общее – национальная принадлежность. Все апостолы Христа были чистокровными евреями. К той же национальности относились и остальные упомянутые в Евангелии ученики Спасителя, которые после Его вознесения встали на путь благовествования. И вот, на этом исключительно однородном национальном фоне появляется человек совершенно иного происхождения – грек Лука. Он – выходец из язычников, т.е. из совершенно иного мира с иным мышлением – мира, который нормальными иудеями почитался обителью зла, лишённой всякого соприкосновения с Божией благодатью. И, тем не менее, именно этого бывшего язычника, не-иудея, Господь вдохновил на составление двух важнейших свидетельств – Евангелия и Книги Деяний. Если бы св.Лука не написал своего Евангелия, то до нас не дошли бы многие притчи и изречения Христа, а равно и история Рождества. Если бы он не написал Книги Деяний, мы не получили бы единственного свидетельства о Вознесении Господнем, а также единственного свидетельства о жизни Церкви апостольского времени и были бы вынуждены довольствоваться мутным и ненадёжным источником позднейшей традиции. Но Господь не попустил, чтобы Его народ остался лишённым столь важных свидетельств и призвал Луку – бывшего язычника и не-иудея. Он призвал бывшего язычника, всем сердцем принявшего Христа. Вернее сказать, св.Лука был настолько восхищен Христом, что почувствовал жгучую потребность сохранить и донести до других как можно больше подробностей Его земного пути – особенно подробностей, упущенных Марком и Матфеем. Кроме того, Луку захватило величие и видимое действие Божественного промысла, посредством которого Церковь из маленькой группы людей постепенно превращалась в новую историческую общность, и он поспешил запечатлеть главные вехи процесса созидания Господом Своего нового избранного народа. Ведь если на момент Пятидесятницы число верных составляет всего 120 человек, то немногим менее 30 лет спустя народ Божий насчитывает уже многие тысячи, и Благая Весть, при жизни Христа проповеданная только лишь в пределах маленькой и незначительной Иудеи, теперь невозбранно проповедуется в Риме – главном городе тогдашнего мира. Благодаря этому свидетельству мы можем видеть, что с самого начала существования Церкви в ней исполнялось обетование Христа о том, что Он будет пребывать со Своими верными до скончания века.
Что являет нам св.евангелист Лука? Прежде всего удивительно трепетное отношение к Слову Спасителя и обстоятельствам Его пребывания среди нас. «…по тщательном исследовании всего» - эти слова, которыми начинается его Евангелие, могут послужить девизом всего свидетельства Луки, соблюдавшего неукоснительную точность как в описании событий, в которых он участвовал лично, так и событий, известных ему только по рассказам Апостолов. Что ещё являет нам евангелист Лука? Великую верность. На протяжении долго времени он был спутником св.Павла, разделяя с ним не только радость благовестия, но и великие лишения и опасности. Лука последовал за своим наставником в римскую тюрьму во время первого заключения и, как свидетельствует нам Второе Послание к Тимофею, пребыл с ним и во время второго заключения или, вернее сказать, во время ожидания св.Павлом смертной казни. Я думаю, что присутствие Луки было для Павла великим утешением. Апостол не боялся приближавшейся кончины, но насколько тяжело быть среди врагов без единомышленника, с которым можно вместе молиться и делиться самым личным и сокровенным. Поистине, бывший язычник, призванный Христом, прожил жизнь, достойную своего призвания.
Как говорит нам Аугсбургское Исповедание, мы должны почитать святых через подражание им в их вере. В чём же мы можем подражать св.Луке? «…рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен.». В наше время широко распространилось пренебрежение к Св.Писанию, причём, говоря сие, я имею в виду не безбожников, которые никогда его не почитали, но людей, считающих себя христианами. Миряне плохо знают его и не считают нужным жить в соответствии с ним. Учёные богословы и пасторы вместо благоговейного возвещения Господнего Откровения занимаются препарированием текстов и высказывают сомнения в их подлинности. Слова Луки, которыми открывается его Евангелие, напоминают нам, что даже если мы услышали о Христе и уверовали в Него не через чтение Писания, а каким-либо иным путём, то именно Писание даёт нашей вере твёрдую основу, даёт знание пути, которым должно шествовать. Именно благодаря Писанию мы знаем, кто мы и откуда и, соответственно, можем возвещать Благую Весть, опираясь не на человеческие измышления, но на подлинное Слово Господа. Следовательно, нам должно не пренебрегать им, но неустанно постигать – постигать с той же тщательностью, с какой Лука собирал материал для своего свидетельства. Ибо посредством Своего Слова Господь говорит с нами и сегодня.
В чём ещё мы можем подражать св.Луке? В верности Господнему делу. Вместе с Апостолом Павлом Лука претерпел многие искушения, но не отступился. На протяжении жизненного пути нам также приходится проходить через различные искушения, и далеко не всегда удаётся устоять перед ними. Но почему? Не потому ли, что в нас мало веры, мало захваченности Христом, Его смертью и воскресением? Когда человек по-настоящему захвачен какой-то идеей или чувством, то порою творит невероятное – то, что в обычном состоянии никогда не сделал бы. Захваченность сообщает удивительные силы и энергию, делающие невозможное возможным. И если уж мы говорим о подражании, то нам стоит проникнуться теми же чувствами, какие имел св.Лука, его захваченностью вестью Христа, которая сделала бывшего язычника столпом Церкви. Простые попытки жить по заповедям не приведут к благому результату – очень скоро оно будут восприниматься, как изнурительная повинность, а такое осознание ведёт только лишь к отпадению. Но захваченность Христом, Его вестью способна по-настоящему изменить сознание и жизнь, делая возможной и верность и радостное погружение в Божье Слово. Пребудем же подобно св.Луке в этой спасительной захваченности до конца своих дней, дабы в конце пути иметь возможность подобно св.Павлу сказать: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». Аминь.