МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Июля 2009 года
5 воскресенье после Дня Св.Троицы
3 Цар.19, 19-21
Каждому человеку отпущен свой срок бытия. Кому-то дано больше, кому-то меньше, но в любом случае время ограничено и каждому человеку в свой час придётся отойти от мира сего. Даже в том случае, если этот человек – пророк Господень.
Есть люди-пустоцветы, живущие в постыдной праздности. По счастью их мало. Подавляющее большинство занимается всевозможными трудами в соответствии с заповедью, повелевающей человеку добывать хлеб в поте лица своего. Отношение к своему труду может быть различным. Кто-то работает исключительно ради заработка и не имеет особого интереса к своей профессии. Но есть те, кто по-настоящему увлечён своим делом, кто вкладывает в него частицу своей души. Такие люди заинтересованы в том, чтобы их дело после кончины или вследствие нетрудоспособности не пропало, но было продолжено. Поэтому умные люди, осознающие свою недолговечность, стараются позаботиться о преемнике, который мог бы продолжить их начинания. Увы, даже самый умный человек может ошибиться и сделать неудачный выбор, от которого впоследствии пострадает дело. Поэтому в особо важных случаях Господь принимает решения Сам. Так, например, Иисус Навин был поставлен преемником Моисея по непосредственному указанию свыше. Пророки, одним из которых был Илия, поставлялись не людьми - их призывал на служение Сам Господь. Соответственно, и выбор преемника осуществлялся непосредственно Богом. Так происходит и с Илией, который получает повеление помазать Елисея как пророка вместо себя. В соответствии с этим повелением Илия призывает Елисея, который оставляет прежние занятия, следует за пророком и служит ему, тем самым постепенно приобщаясь к своей будущей миссии.
День призыва становится для Елисея началом совершенно нового бытия. Что особенно примечательно в этом начале? – реакция Елисея на призыв Илии. Этот призыв означал прощание с прежним образом жизни, со всеми привычными занятиями. Он означал отнюдь не простую жизнь, исполненную неприятия со стороны соплеменников, конфликтов с ними, а также постоянного риска. Увы, земная участь многих пророков была плачевной и заканчивалась мученической кончиной. Елисей не думает об этом. Он не задаёт никаких вопросов о том, что его ждёт, не требует гарантий, не спрашивает, что он с этого будет иметь. Его единственная просьба – возможность попрощаться с родителями. Таким образом, можно сказать, что Елисей следует за Илией без колебаний. Но почему так? Что даёт ему силы так быстро принять достаточно непростое решение?
Пророк Илия был весьма известной личностью. Именно он бросил вызов 400 жрецам Ваала и Господь даровал ему победу над ними. По его молитвам совершались великие чудеса. Он был истинным служителем Всевышнего, слушал слово Господа и действовал в полном соответствии с ним, не взирая на происходящие от этого опасности. Например, он не боялся обличать царя и его жену Иезавель, отринувших истинного Бога и впавших в идолопоклонство. В те времена, когда ничто не ценилось так дёшево, как человеческая жизнь, для того, чтобы поступать подобно Илии, требовалась огромная внутренняя сила. У Илии она была. Она была дана ему за его верность Всевышнему. И если такой человек призывал на служение, то это была великая честь, да и не только честь, но и счастье, ради которого можно было пожертвовать многим. Если конечно забота о материальном благосостоянии не стала самым насущным делом. Такому человеку, как Илия, можно было всецело довериться, потому что Бог был с ним, и это присутствие Божие было зримым. Если Бог с человеком, который призывает тебя, то он будет и с тобою, если ты откликнешься на призыв. А что может быть лучше, чем пребывание с Богом? Поистине, если ты последуешь за таким человеком, то будешь только в выигрыше. И Елисей последовал. Исполнил то, что должен был исполнить, и последовал. «Он … взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илиею, и стал служить ему.». Нечто схожее происходит в момент, когда Христос призывает учеников. Они откликаются на призыв мгновенно и идут за Господом без лишних вопросов, которые становятся не нужны вследствие соприкосновения с Божественной природой Христа. Да и зачем вопросы? Когда имеешь дело с Богом, можно не бояться обмана – обманывать могут служители Бога, Сам же Господь – никогда.
Пророки в Израиле играли огромную роль, но их было не так уж и много. И если соотнести их число с общей численностью израильского народа, то будет очевидно, что возможность прямого общения с Богом имелась у считанных единиц. Отсюда и соответствующее отношение к призывам таких избранников. Сегодня возможность прямого общения с Богом является массовым достоянием. И, может быть, именно в силу этого она недостаточно ценится. Равным образом и призывы, исходящие от верующих, не воспринимаются так, как воспринимались призывы пророков, хотя в отношении призванности Богом между Новым и Ветхим Заветом различий практически нет. Подобно древним пророкам мы призываемся на служение Всевышнему словом Господним, словом Христа. Мы получаем возможность прямого, без всяких посредников, общения с Господом. Точно также, как и пророки Ветхого Завета, мы становимся в иные отношения с окружающими (если конечно действительно следуем воле Творца). Точно так же, как и пророки Ветхого Завета, мы призваны смотреть на мир глазами Бога, творить Его волю, возвещать Его Слово, обличать грехи и призывать к покаянию, проповедовать благость Господа и спасение, даруемое Им в случае обращения. Точно также, как и пророки Ветхого Завета, мы имеем обетование Бога о том, что Он пребудет с нами. Так в чём же тогда наше отличие от пророков? В том, что они творили чудеса? Но, как свидетельствует история Церкви, по молитвам верных чудеса творились и творятся до сих пор. Единственное, что должно быть для того, чтобы невозможное становилось возможным и невероятное становилось реальностью, так это вера. Кстати, наше духовное достояние даже превосходит ветхозаветных пророков, ибо мы имеем то, чего никогда не имели они – мы имеем обетование воскресения мёртвых и жизни вечной в новом творении, в Царствии Божием, в котором не будет места злу, и в котором Бог будет всё во всём. Таким образом, не существует фундаментальных различий между призванием ветхозаветного пророка и новозаветного христианина. Что же препятствует нам быть такими, как пророки, такими, как Илия?
Призыв на пророческое служение означал неизбежный внутренний конфликт призываемого, ибо каждый из них ставился перед альтернативой – быть верными Богу и в силу этого конфликтовать с ближними, либо идти на компромисс с людьми и тем самым конфликтовать с Богом. Эта альтернатива приводила к весьма тягостным переживаниям, так что порою призываемые делали попытки отказаться от своей миссии, от служения. Сегодня эта альтернатива также имеет место быть. С кем хотим дружить - с миром или с Богом, со святостью или с беззаконием? Отвечать на этот вопрос придётся с учётом того, что служить двум господам в данном случае не получится никак. И Книга Откровения свидетельствует, что состояние компромисса, т.е. не холодность и не горячесть, но тёплость является для Господа мерзостью. Поэтому каждый из нас стоит перед выбором: продвижение в миру или продвижение в служении Богу. Дальнейшее зависит от нашего собственного желания – причём не от официальной версии этого желания, а от его подлинной сущности, которая и определяет последующие действия.
Когда мы читаем Ветхий Завет, то пророки выглядят, как титаны. Но между тем, это были самые обычные люди, которые просто согласились быть призванными Богом, причём согласие было не внешним, а пережитым и принятым всею душою. Но именно вследствие этого абсолютного принятия они искренне, нелицемерно и постоянно укреплялись в вере, благодаря чему и достигали уровня, который нам представляется чем-то непостижимым и недостижимым. Но как раз в данном случае нет ничего недостижимого. Недостижим только Христос, ибо Он был единосущным Отцу Сыном Божиим. Пророки были самыми обычными людьми и то, что было возможно для них, будет возможно и для нас, если так же как они, мы примем призыв Бога и будем служить Ему так же, как служили Илия и Елисей. «И оставил Елисей волов, и побежал за Илией, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад … Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илией, и стал служить ему.». Аминь.