МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Июня 2009 года

День Аугсбургского Исповедания


Неемия 8, 1-8 (выборочно)

Сегодняшнее чтение завершается словами «..весь народ плакал, слушая слова закона». Собственно говоря, а почему такая реакция? Разве читается что-то очень грустное и лирическое? Никоим образом. Формулировки Закона Моисеева отнюдь не лиричны. Так в чём же дело? Всё очень просто. В течение долгого времени люди жили, вполне довольные как собою, так и своими отношениями с небесами. И вдруг на свет является давно забытая Книга Закона, из которой следует, что люди не исполняли воли Божией, что они жили в противоречии с ней. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Бог разгневался и лишил народ своей защиты, предоставив им изведать все ужасы Вавилонского нашествия и 70 лет жизни на чужбине. Книга Закона читается в тот момент, когда люди вернулись из плена, во многом переосмыслив своё бытие, как систему взаимоотношений с Богом. Они поняли, что были наказаны за грехи, и Книга Закона показывает, в чём именно они согрешили. Слёзы являются знаком покаяния, и именно это покаяние даёт людям возможность изменить свою жизнь и жить в соответствии с волей Божией, а не в противоречии с ней.

Почему этот текст из Книги Неемии предписан на отмечаемый сегодня День Аугсбургского Исповедания? Потому что Реформация в христианском мире стала событием, встряхнувшим духовное сознание христиан не меньше, чем Вавилонский плен – иудеев. Аугсбургское Исповедание ни в коей мере не может быть приравнено к Св.Писанию, но в нём ясно и чётко сформулированы те идеи, на которых строилось дело Реформации – дело, целью которого было переосмысление общепринятых церковных ценностей, отделение пшеницы от плевелов и восстановление авторитета Слова Божия. В течение длительного времени люди, считавшие себя добрыми христианами, точно также, как и древние иудеи, жили и были довольны собою и своими отношениями с Богом. Но Реформация показала, что быть довольным не с чего, ибо придание слишком большого значения обрядам, традициям и богословским измышлениям точно так же, как и у иудеев, привело к жизни отнюдь не по Слову Божию. И, подобно древним иудеям, христиане получили возможность вернуться к истокам, к подлинной воле Божией, источником познания которой является Писание и только Писание! Аугсбургское Исповедание, ставшее основным вероисповедным документом лютеровской реформации, помогает нам принять Писание, как единственный и абсолютный источник Божественного Откровения. Опираясь на сей источник, оно говорит нам о таких основополагающих понятиях, как спасение через веру, Церковь, как народ Божий, и многое другое, что ко времени Реформации было до предела извращено, забыто или попросту игнорировалось.

Писание говорит нам, что Христос всегда и вовеки один и тот же. Это значит, что Его воля в отношении нас, а равно Его отношение к нам остаются неизменными. Но наше отношение к Нему таковым не остаётся. Любое искажение, любое перетолкование может изменить человеческое мнение и направить его в неправильную сторону. Так уже было. Именно поэтому именем Христа освящались и благословлялись войны, истребление язычников, работорговля, бесстыдная нажива, казни людей и многое другое. Мнения, не имеющие ничего общего с подлинной волей Бога, в ходу и сегодня. Именно поэтому нам надо вновь и вновь действовать в духе Аугсбургского Исповедания, в духе Реформации, т.е. вновь и вновь обращаться к подлинному Слову Божию, каяться в несоответствии ему и через сие покаяние открывать для себя возможность духовного очищения, обновления и жизни во Христе и со Христом. Аминь.