МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Июня 2009 года
В четверг на первой неделе после Дня Св.Троицы
Исх.34, 6-7
И прошёл Господь перед лицом <Моисея> и возгласил: Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей, до третьего и четвёртого рода.
Иногда в Писании попадаются места, которые могут поставить в тупик. Например те слова книги Исход, которые мы только что услышали. Каким образом можно прощать и в то же время наказывать? Каким образом переплетаются в грядущих поколениях благословения и наказания? Для того, чтобы понять, что имел в виду Господь, нам нужно вспомнить, кому и когда было дано сие слово.
Что представлял собою народ Израиля времени Исхода? Ничего такого, чем можно было бы восхищаться. Люди с весьма примитивным сознанием, не склонные задумываться о последствиях своих деяний, и о глубинных причинах происходящего – именно такими они предстают перед нами на страницах Пятикнижия. Достаточно вспомнить, что они вытворяли во время Исхода и непосредственно после него. Поистине, они жили исключительно сегодняшним днём, и всё происходящее оценивали с одной-единственной позиции: хорошо ли нам сегодня. Между тем, любое деяние человека имеет свои последствия, и тот, кто не хочет отягощать своё бытие, должен заранее продумать последствия реализации своих намерений, причём не только близкие, но и дальние. Господь желает научить Свой народ именно такому ответственному отношению, дабы в будущем тот смог исполнить своё предназначение – быть народом-миссионером, несущим весть об Едином Истинном Боге народам, погрязшим во тьме язычества. Люди должны понимать, что от того, что они сделают сегодня, зависит завтра. В момент Исхода евреи были лишены именно этого понимания и, так как сознание их было достаточно примитивным, то для того, чтобы они хоть что-то поняли, требовалось очень ясное и чёткое слово. А может быть даже и грубое. Именно поэтому Господь и говорит им одновременно о милости и наказании, длящихся на протяжении поколений и исходящих от Него Самого. Он говорит так, потому что люди того времени были не в состоянии понять, что наказание за грехи исходит не от Бога, а от самих людей. Простой пример: ты чем-то всерьёз обидел ближнего, который вследствие этого прекратил с тобой общение. В результате рухнули какие-то совместные планы, имевшие большое значение – соответственно не удались дела, сопряжённые с этими планами, и ты понёс большие убытки как материальные, так и моральные. Кто наказал тебя – Господь? Нет, ты сам. Но люди не любят признавать свою вину. Разве что только уж в самых крайних и явных обстоятельствах. Поэтому они предпочитают найти виновника своих бед не внутри себя, а извне. И говорят «Господь наказал», вместо того, чтобы сказать «какой же я идиот».
Увы, мы и сегодня не всегда думаем, что творим, и тем самым ввергаем себя во всевозможные бедствия и неприятности. Что же до Господа, то бывают, конечно, случаи Его прямого вмешательства, но, тем не менее, по преимуществу Он просто даёт человеку ощутить последствия своих действий. А они бывают такими, что могут пострадать и последующие поколения. Если ты употребляешь наркотики, твои дети будут калеками (если вообще будут). Если ты отрёкся от Бога и воспитал своих детей в русле атеизма, то они, а скорее всего и их потомки, не смогут воспользоваться дарами Господней благодати. И виновен во всём этом будет отнюдь не Всевышний.
Господь говорит Моисею не только о наказании, Он говорит также о благости и милости, пребывание в которой также сказывается как на самом пребывающем, так и на его потомках. В этом опять-таки нет ничего удивительного. Верность Господу сохраняет человека среди многих бед. И если ты сумеешь передать своим потомкам благоговение перед Всевышним, то и они пребудут под покровом Его благодати.
Господь любит нас, несмотря на всё наше несовершенство, и эта любовь открывает перед нами возможность быть с Ним как в этом мире, так и в вечности. Господь наделил нас свободой воли. Воспользуемся ей для пребывание в единстве с Ним, ибо быть с Ним намного лучше, нежели чем без Него. Аминь.