МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Июня 2009 года
1 воскресенье после Дня Св.Троицы
Ин.10, 1-10
Как известно из Писания и истории, народ Израиля, получив обетования о Мессии, с нетерпением ожидал его прихода. Однако, под влиянием различных факторов (в первую очередь политической ситуации), изменилось отношение к ожидаемому. Чем больше чувства иудеев страдали от оккупации сирийцев, а затем римлян; чем больше они ностальгировали по временам Давида и Соломона, тем более неправильным было их представление о задачах грядущего Искупителя. Понятие спасения всё больше и больше переводилось в чисто политическую сферу. Под ним стало пониматься восстановление Израиля, как суверенного государства, а также распространение его господства на окружающие территории. Когда широкие массы пронизаны каким-либо настроением, всегда найдётся тот, кто претворит данное настроение в практическое действие. Так было и в Иудее, где стали появляться личности, претендовавшие на мессианство именно в его искажённом понимании. Как повествует нам Книга Деяний, когда апостолов допрашивали в Синедрионе, учитель Гамалиил вспомнил Февду и Иуду Галилеянина, увлекших, как он сказал, «немало народа». Упомянутые Гамалиилом лжемессии были отнюдь не единственными. Несколько лет спустя после событий, описанных в Новом Завете, Иудея была потрясена восстанием Бар-Кохбы, который также претендовал на мессианский титул. Это восстание было, пожалуй, наиболее крупным по своим масштабам, но, несмотря на свой размах, оно также закончилось поражением. Лжемессии выступали как выразители народных чаяний, как спасители - но что они принесли народу, от чего и кого спасли? Плодами их деяний стали обманутые надежды, насилие, разорение, репрессии и усиление оккупационного режима. Таким образом, мнимые спасители принесли тем, кто доверился им, однозначное зло. История не знает сослагательного наклонения, но всё же попробуем представить себе, что какое-то из вышеуказанных восстаний закончилось не поражением, а победой. Может быть, в этом случае всё было бы иначе? Предположим, что победы добился Бар-Кохба. А что дальше? К каким изменениям в жизни людей это привело бы? Как показывает история, если исключить смену фигур на важных административных постах, то изменения были бы весьма незначительны, ибо, как правило, смена правителя мало что меняет в жизни народа. А бывает, что и вообще ничего не меняется. И даже если какие-то изменения всё-таки происходят, то они касаются чисто внешнего, каких-то материальных сущностей, но не состояния души. Между тем человеческое бытие определяется именно состоянием души. Недавно один из моих знакомых побывал в Азербайджане и увидел там не очень радостную картину, которую, не вдаваясь в подробности, можно сформулировать так: несмотря на несколько десятилетий советской власти и многочисленные программы по подъёму и развитию окраин, эта страна, будучи предоставлена сама себе, тут же стала возвращаться в феодализм. Правда, значительно обогащённый вполне современным криминалом. В течение нескольких десятилетий советский режим занимался преобразованием этой республики, внедряя социалистические понятия о жизни, труде, человеческих взаимоотношениях – понятия, в которых содержалось много хорошего и правильного. В прессе и на телевидении подавались репортажи об успешном течении этого процесса. Но сегодняшняя практика показывает, что все произведенные там изменения были чисто поверхностными – изменившись внешне, люди не изменились внутренне, оставшись такими же, какими были раньше. И как только исчезли факторы, принуждавшие их к иному образу жизни, они тут же вернулись к более естественному для них состоянию. А тем самым явили делом, что все жертвы, понесённые ради них, были напрасными, не нужными…
В отличие от Бар-Кохбы, Февды, Иуды Галилеянина, а также всех остальных, Иисус был подлинным Мессией. Именно поэтому Он не преследовал никаких политических целей и не пытался изменять повседневность соответствующими средствами. Его интересует главное, т.е. состояние человеческой души. Поэтому Он говорит не о царстве земном, а о Царстве Небесном, и открывает не перспективу независимого Израиля, но перспективу спасения от смерти, перспективу жизни вечной, жизни в новом творении, в котором Бог будет всё во всём, и в котором уже не будет места злу, греху и смерти. Эта перспектива обладает удивительной способностью. Хотя она относится к отдалённому будущему, но, тем не менее, обладает силой влиять на настоящее и менять его. Причём менять намного фундаментальнее, чем меры политического свойства, ибо перспектива спасения для жизни вечной изменяет не внешние условия быта, но сущность человека. Что приносит Христос верующим во имя Его? Подлинную свободу. Как показывает опыт того же Азербайджана, при внешней свободе, которую вроде бы принёс победивший социализм, люди по сути своей всё равно остались рабами. Внутренняя свобода, которую дарует Христос, в состоянии сокрушить рабство даже если оно официально существует, потому что внутренне свободный человек уже не раб и никогда им не будет.
«Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком». Что это за жизнь с избытком? Это полноценная жизнь в вечности и, как следствие, полноценная жизнь уже сегодня. Полноценная, т.е. избавленная грядущей перспективой от всевозможных страхов и тем самым дарующая человеку внутреннюю независимость. Перспектива, открытая Христом, даёт верующим возможность смотреть на мир глазами Бога и тем самым совершенно иначе оценивать происходящие в нём события, а также участвующих в этих событиях личностей. Например, сиюминутная выгода нынешнего дня с точки зрения вечности бессмысленна, а человеческая высокопоставленность означает не больше, чем холмики кротовых нор на поле. Поэтому перспектива грядущей вечности освобождает нашу душу от внутреннего рабства. Она освобождает нас от почитания людей, направляя все силы только лишь к Богу. Она освобождает нас от абсолютизации человеческих законов, ибо повиновение таковым возможно лишь постольку, поскольку они не противоречат Божественным установлениям. Она освобождает нас от боязни перед обстоятельствами, она освобождает нас от страха перед общественным мнением, ибо, во-первых, отчёт в своих деяниях мы дадим не людям, а Господу; а во-вторых, что бы ни случилось, никто и ничто в этом мире не в состоянии лишить верующего участия в Господних обетованиях. И всё сие мы обретаем через Христа – нашего пастыря, принесшего нам свободу, принесшего нам спасение и жизнь, взявшего на Себя наши грехи и примирившего нас с Богом. Есть ли ещё кто-нибудь, кто мог бы дать нам всё это? Нет. Таковых не было, нет, и не будет, ибо только Христос – Бог истинный, Единосущный Отцу Сын Божий. Именно поэтому мы слушаем Его голос и идём за Ним, ибо доверяем Его обетованию: «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт и выйдет, и пажить найдёт.»
Сегодня возвещается великое множество всевозможных идей, каждая из которых претендует на звание истины. Их много, они противоречат друг другу, в них трудно разобраться. Поэтому именно сегодня нам как никогда нужен голос нашего доброго Пастыря, который помогает понять, что может послужить к пользе, а что во вред; что правильно, а что неправильно. А понимать надо. Уж слишком много сегодня голосов, может быть очень красивых и убедительных, но зовущих нас в сторону от пути Господня, т.е. к смерти. К таковым голосам относятся призывы лжерелигий, ложные учения внутри самого христианства, попытки так или иначе прикрыть христианством своё непотребство или политические устремления и, наконец, попытки свести бытие к чисто материальным благам, к потребительскому изобилию. Ложные религии призывают нас к поклонению ложным богам, являющимся продуктом человеческой фантазии; ложные учения внутри христианства провоцируют на пренебрежение Христовой и апостольской проповедью, ибо настаивают на принятии сущностей, не заповеданных Спасителем; прикрывание мирских целей христианской атрибутикой является кощунством, отторгающим от Бога; а сведение понятия благого к потребительскому изобилию низводит человека до уровня животного. Голоса, стремящиеся увлечь нас в сторону от Божьего пути, исходят от дьявола, от мира и от собственной похоти, которые никогда не удаляются на отдых, но действуют постоянно, стремясь отторгнуть нас от Истинного Бога, от спасения, от жизни. А так как они умеют быть весьма убедительными, нужно постоянно слушать Христа – Его подлинное Слово – нужно постоянно встречаться с Ним посредством Св.Писания, молитвы, Таинств. Ложных идей и ложных пастырей много. Истинный Пастырь один. И Он единственный, кто пришёл не для того, чтобы втянуть людей в какую либо авантюру, но для того, чтобы каждый из верующих во имя Его, имел жизнь и имел её с избытком!
Аминь.