МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Февраля 2023 года

Esto Mihi


1 Кор 13:1-13
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11. Когда я был младенцем, то по‐младенчески говорил, по‐младенчески мыслил, по‐младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна́ю, подобно как я познан.
13. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

У детского писателя Виктора Драгунского есть очень примечательный рассказ: "Что любит Мишка". Мальчика Мишку в этом рассказе учитель спрашивает: "Что ты любишь?". И мальчик начинает перечислять: "(Я) люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом..." (и далее в том же духе).

Учитель в ответ намекает ему: "Что ж, Миша, (...) ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь,оно какое-то одинаковое,чересчур съедобное,что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только… А люди? Кого ты любишь? Или из животных?".
Мишка густо краснеет и смущеннно отвечает: "Ой, (...) чуть не забыл! Еще (я люблю) котят! И бабушку!".

Этот юмористический рассказ ставит перед нами очень интересную проблему: слово "любовь" в нашем (русском) языке является очень многозначным. Например, когда об одной и той же женщине мы говорим: "Она любит по утрам выпить кофе на балконе" и "Она любит свою дочь" - мы понимаем, что здесь речь идет о разных видах любви. И у нас слово "любовь" чаще всего ассоциируется с неким чувством. К примеру, когда о двух бывших влюбленных говорят, что у них "прошла любовь" - мы понимаем, что это не та же любовь, которой дети любят своих родителей. Точно так же как мальчик Мишка наверняка любил свою бабушку не такой же любовью, какой он любил пирожки с повидлом.

А вот в греческом языке, на котором был написан Новый Завет, ситуация со словом "любовь" была немного сложнее, но с другой стороны и немного проще. У греков было несколько слов, обозначающих разные виды любви. Например, страстное (сексуальное) влечение мужчины к женщине греки описали бы словом "eros". Дружескую или братскую любовь, при которой людей тянет друг к другу, потому что им нравится проповдить время вместе - они описали бы словом "filia". Слово "stroge" означало семейную любовь - такую, которую чувствуют родители к детям и дети к родителям.

Но было у греков и еще одно слово, обозначающее любвь: слово "agape". И это слово, которое, насколько я знаю, трудно просто так перевести на наш язык. Этим словом - agape - греки обозначали (если можно так выразиться) высший вид любви. Этим словом, например, они описывали любовь человека к Богу и Бога к человеку. Но, наверное, точнее всего передать agape как: снисходящую, бескорыстную, жертвенную любовь, любовь как проявление человечности, милосердия и братства.

Такую любовь проявил, например, добрый самарянин из известной притчи в Евангелии от Луки (Луки 10:25-37). Самарянин спас иудея, раненного и избитого разбойниками, хотя отношения между иудейской и самарянской общинами в то время были враждебными. И самарянин спас его не потому, что испытывал к этому иудею некое эротическое влечение (eros). И не потому, что ему нравилось проводить с этим иудеем время (filia), не потому что иудей был его родственником (stroge). Но просто потому, что самарянин не мог поступить иначе, потому что таким образом он проявил сочувствие, сопереживание, оказал милость другому человеку. Самарянин поступаил с иудеем так, как он сам бы хотел, чтобы в такой ситуации поступили бы с ним самим.

Вот именно о такой любви - agape - и говорит Св. Апостол Павел в отрывке из 1 Послания к Корянфянам, который мы сегодня услышали (если позволите, я процитирую эти слова в современном переводе известного библеиста А. Десницкого):
"Пусть даже я говорю на языках человеческих и ангельских, но нет во мне любви — я лишь грохочущая медь, звенящие тарелки (т.е. фактически - "пустой звук", прим. автора проповеди). Пусть владею пророческим даром, пусть ведомы мне все тайны и всякое знание, и вера моя такова, что могу и горами двигать, но если нет во мне любви — я ничтожен. Пусть раздарю всё свое имущество и даже тело отдам в жертву, чтобы была мне похвала, но если нет во мне любви — не пойдет мне это на пользу. Любовь терпелива, любовь благожелательна. Она не завидует, не хвастается и не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не возмущается, не помнит зла, не радуется неправде, но разделяет радость об истине. Всё она переносит, всему верит, на всё надеется и всё терпит. Любовь никогда не иссякнет, даже если пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знания больше не будет (1 Кор 13:1-8, общедоступный перевод А. Десницого).

Давайте посмотрим на этот отрывок повнимательнее. Прежде всего, о чём говорит Апостол, когда говорит о языках человеческих и анлельских?
Дело в том, что судя по содержанию предыдущих глав этого послания, в коринфской общине были христиане, которые гордились тем, что получили сверхъестественные дары Святого Духа - например, дар исцеления, дар пророчества, или дар говорения на иных языках. Однако, Апостол говорит, что любовь (Agape) - превосходит эти дары по значимости, важнее всех этих даров: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто" (1 Кор 13:3, Синодальный перевод). Апостол говорит: без той самой agape дар говорения на иных языках - просто пустой звук, сотрясания воздуха. И даже вера, способная двигать горы - без agape ничего не значит.

Мало того, такую agape Павел описывает как идеал христианской жизни, как то, к чему нам всем нужно стремиться. Без такой agape - говорит он - все прочие наши добродетели (такие, например, как благотворительность) - бессмысленны: "И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор 13:3, Синодальный перевод). Вот это очень сильные слова! Потому что Апостол говорит: даже если я служу с полной самоотдачей, но не имею той самой agape - все мое служение бессмысленно.

Ну что же, если проявлять agape по отношению к людям для христиан так важно, из этого следует резонный для нас вопрос: каковый характеристики agape, что она предполагает? К счастью, чтобы ответить на этот вопрос, не нужно вникать во всевозможные оттеннки смыслов этого слова, которых в греческом языке существует великое множество. Потому что далее Апостол дает нам характеристики этой любви. Апостол показывает, как должен вести себя человек, проявляющий ту самую agape: "Любовь терпелива, любовь благожелательна. Она не завидует, не хвастается и не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не возмущается, не помнит зла, не радуется неправде, но разделяет радость об истине. Всё она переносит, всему верит, на всё надеется и всё терпит" (1 Кор 13:4-7, Общедоступный перевод А. Десницкого).

Мало того - говорит Павел - agape это не такая любовь, которая может пройти, так что сегодня она, есть, а завтра ее нет. Такая любовь должна быть постоянна: "Любовь никогда не иссякнет, даже если пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знания больше не будет" (1 Кор 13:8 , перевод А. Десницкого).

Не знаю, как у вас, дорогие братья и сестры, но у меня после ознакомления с этим списком характеристик любви agape, возникают три мысли, которыми я хотел бы с Вами поделиться:
Первая: судя по тому, что описывает Апостол, agape это трудно. Это очень трудно. Действительно, Апостол здесь ставит для нас планку очень высоко: нам нужно являть ту самую терпеливую, смиренную, бескорыстную и жертвенную любвь - не только к нашим ближним, не только к нашим братьям и сестрам по вере, но и ко всем людям вообще. И даже к нашим врагам, ведь что именно это слово (agape) использует наш Господь Христос в Нагорной проповеди когда говорит о том, что нам нужно любить даже наших врагов и благословлять даже тех, кто нас проклинает (Матфея 5:44-48). Причем нам следует быть в этой любви постоянными. Лично у меня возникает вопрос: а это вообще возможно? В самом деле, думаю, не каждый из нас может похвастаться тем, что он всегда идеально терпелив и молосерден даже к членам моей семьи - что уж говорить о незнакомых людях. И уж тем более о врагах. Мы все должны понимать, что проявлять agape - это непросто, очень непросто. Однако, это не значит, что к проявлению agape нельзя стремиться, потому что именно к этому призывает нас Господь через своего слугу Апостола Павла.

Кстати, если говорить о любви к врагам, об этом же говорит всё тот же Павел в Послании к Римлянам, развивая мысль о том, что христианам нельзя мстить своим личным врагам: "Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберёшь ему на голову горящие уголья (в одном из современных переводов: "Ты заставишь его гореть от стыда"). Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (Римлянам 12:20-21, Синодальный перевод).

Однако, неужели это возможно - проявлять agape по отношению к своим врагам? При том, что вряд ли кто-то из нас испытывает к врагам какие-то тёплые чувства?

И в этой связи - вторая мысль, которая у меня возникает: судя по тому, что описывает Апостол, agape - не столько чувство, сколько сознательный выбор. Вернемся к тому примеру, с которого мы начали: поскольку слово любовь в нашем языке - слово очень многозначное, нам может показаться, что любовь agape, о которой говорит Апостол - это именно чувство. Чувство может сегодня быть, а завтра пройти. То есть, может сложиться впечатление, что если мы не всегда чувствуем благорасположение к кому бы то ни было - в нас нет той самой любви, и, следовательно, мы не можем называться христианами.

Но те характеристики любви (agape), которые дает нам Апостол - на мой взгляд, связаны не столько с чувствами, сколько с действием, с сознательным выбором. Мы можем стараться проявлять такие качества как терпение, незлопамятность и милосердие - независимо от того, что мы чувствуем по отношению к тому или иному человеку.

Я знал, например, одного нашего прихожанина, который признался мне, что когда нашу с Вами Общину выгнали из собора Св. Петра и Павла, он каждый день в личной молитве молился о тех людях, которые поступили с нами так несправедливо. Молился о том, чтобы Господь даровал им духа покаяния и исправления и в конечном итоге привел их к Спасению. При том что сам он - по собственному признанию - не испытывал к этим людям никакой симпатии, никаких тёплых чувств.

У евреев была такая поговорка: "Если не можешь быить праведником, то хотя бы поступай как праведник". Мне кажется, это вполне неплохой принцип, который можно взять на вооружение. Во всяком случае, мне кажется, именно этот принцип взял на вооружение тот самый самарянин, который помог израненному иудею. Мы не знаем, что именно он чувствовал к этоу избитому человеку, но он явно сделал выбор ему помочь не потому, что был "в настроении" и не потому что испытываю к иудею какие-то теплые чувства. Он сделал выбор: помочь, потому что не мог поступить иначе, потому что таким образом проявил любовь как милосердие и сострадание - ту самую agape. В отличие от священника и левита, которые сделали другой выбор: пройти мимо. Точно так же и мы можем выбрать простить наших врагов и не мстить им - независимо от того, какие чувства по отношению к нашим врагам мы испытываем. Потому что чувства проходят. А любовь - по слову Апостола - должна быть всегда.

И, наконец, третье. Даже при том, что постоянно проявлять такую agape очень трудно - думаю, вот что нам должно существенно помочь на этом пути: практически все эти характеристики, которые перечислил Павел - описывают Божью любовь к падшему человечеству, которая была явлена нам в Крестной Жертве Иисуса Христа. Потому что с момента грехопадения Бог не забросил свое мятежное творение. Бог был терпелив и милосерден к человеку даже после того, как человек решил разорвать свою связь с Богом и пойти своим гибельным путем.

И Христос - царь, стоящий выше всего Творения - не стал превозноситься над грешниками. Он не просто общался с грешниками, ел и пил с ними (что было делом неслыханным по тем временам!), Он ради этих грешников пошёл на Голгофу и принял за их грехи страшную мучительную смерть. И теперь всякий грешник - а это относится и к нам с Вами - который уверует во Христа не погибнет, но будет иметь вечную жизнь (Иоанна 3:14-16).

Именно о том, чтобы в проявлении любви (agape) мы следовали примеру Христа и говорит в своём Первом Послании Апостол Иоанн: "Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга" (1 Иоанна 4:9-11, Синодальный перевод).

Бог любит нас, своих грешных и спотыкающихся детей именно такой любовью - agape. И Крестная Жертва Иисуса Христа - лучшее тому доказательство. И если нам кажется, что любить несимпатичных нам людей любовью agape очень трудно, нам нужно вспомнить, что и за грехи этих людей Христос умер на кресте. И хотя не все принимают Крестную Жертву Христа, Он пролил свою кровь за то, чтобы каждый человек мог обрести Спасение и через Него прийти к Богу.

Итак, давайте подведём итоги. Слово "любовь" в нашем языке является очень многозначным. И в отрывке из 1 Послания Коринфянам, который мы с Вами сегодня услышали, Павел описывает особый вид любви - agape. Это милосердная, терпеливая, бескорыстная и жертвенная любовь. Именно к проявлению такого рода любви по отношению к окружающим нас людям мы - христиане - должны всегда стремиться, даже если это трудно. Потому что - как говорит Апостол - без такой agape даже сверхъестественные дары бесполезны.

При этом, судя по тому, что описывает Апостол, agape - это не столько чувство, сколько сознательный выбор. И независимо от того, что мы чувствуем к тем или иным людям (даже, например, к нашим врагам) - мы должны всегда стараться являть такую agape - прощать, быть терпеливыми и милосердными, не искать своего. И пусть нам поможет в этом пример нашего Господа Христа, потому что именно в Его Крестной Жертве была явлена Божья agape к нашем грешному у миру.

"Любовь - говорит Апостол - никогда не иссякнет, даже если пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знания больше не будет". Аминь


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 19.02.2023




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Февраля 2022 - Esto mihi (Пастор  Е. Романенко)
14 Февраля 2021 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
23 Февраля 2020 - Esto mihi (Пастор  Д. Лотов)
03 Марта 2019 - Воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Е. Романенко)
11 Февраля 2018 - ESTOMICHI / Quinquagesima (Пастор  Г. Азиков)
26 Февраля 2017 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
07 Февраля 2016 - Quinquagesimae (Пастор  Д. Лотов)
15 Февраля 2015 - Будь мне надёжной скалой! Проповедь на Воскресенье Quinquagesimae / Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
02 Марта 2014 - Estomihi (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2013 - Estomihi (Пастор  Г. Азиков)
14 Февраля 2010 - Estomihi – воскресенье перед Великим Постом (Пастор  Д. Лотов)
14 Февраля 2010 - ПРОПОВЕДЬ НА ВОСКРЕСЕНЬЕ ESTOMIHI (Пастор  Д. Бюлов-Штернбек)