МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
20 Февраля 2022 года
Sexagesimae
Лк.9, 1-6
1. Созвав же Двенадцать, дал им силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2. и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
3. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4. и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
5. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Сегодня в Евангелии от Луки мы услышали о том, как в жизни Христовых учеников совершилось чрезвычайно важное событие – Господь послал их на проповедь. Чем сие интересно и даже удивительно? Тем, что всё это произошло задолго до Сошествия Св.Духа. А, как свидетельствует нам Писание, без Св.Духа ученики не отличались ни ораторскими способностями, ни даже адекватным пониманием смысла земного служения Христа. Тем не менее, «…и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных». Исцеления больных и изгнание бесов из одержимых было нужно для подтверждения того, что они не пустословят, а действительно обладают Божией силой и, следовательно, их проповедь – не плод досужей фантазии, а нечто, требующее внимания и серьёзного отношения. Скорее всего, поручение Христа было для них изрядным шоком – по причине ответственности, которая на них возлагалась. Да ещё власть творения чудес – от такого у кого угодно голова закружится. И вот, они «пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Благовествуя… а о чём они, собственно, благовествовали? «…и послал их проповедовать Царствие Божие…». Что же они проповедовали? – некую непостижимую запредельную реальность? Не думаю. Тем более, их вопрос Христу перед Его Вознесением показывает, что даже в тот момент они ещё не понимали, что Царство Божие – это отнюдь не политическое возвышение Израиля. Так что же в таком случае они проповедовали? По всей видимости, они говорили о личности Христа. Мы свидетельствуем вам, что пришёл Мессия, которого ждали вы и отцы ваши. С ним и в Нём к людям приблизилось Божье Царство. Вот, смотрите, мы исцеляем больных и изгоняем бесов. Но делаем это не сами по себе – Он дал нам власть совершать такие деяния. Поэтому веруйте в Него. Вот примерно такой должна была быть их проповедь. Была ли она успешной? Исходя из сказанного в евангелиях, вполне, хотя и то сказать, что власть творить чудеса впечатляла учеников куда больше, нежели благовествование как таковое. Но вот вопрос – как они решились на исполнение столь важной задачи? За исключением Матфея это отнюдь не блещущие образованностью люди самых простых занятий. Как они решились идти и благовествовать, не имея не только сумы и посоха, но, что куда важнее, дара общения Св.Духа? А всё просто. Они были со Христом, они видели Его дела, слышали Его Слово, веровали в Него и доверяли Ему. А что такое доверие? Если Он сказал, что надо идти, значит полагает, что ты можешь пойти и сделать повеленное. Именно этим важно для нас повествование Луки. Именно этим – доверием, побуждающим исполнить волю Господа вопреки собственной малости.
Поручение благовествовать относится не только к будущим апостолам. Оно распространяется на всех учеников вплоть до сего дня. Подумайте, на что было бы похожа история Церкви, если бы не благовествовал никто, кроме 120 человек, бывших в доме Иоанна Марка в День Сошествия Св.Духа? Думаю, что результат был бы мизерный. Тот факт, что Церковь росла совершенно невероятным образом, объясняется тем, что люди, принявшие весть о Христе, сами становились благовестниками. Подтверждения сему мы можем найти в посланиях Апостола Павла. А какие тогда был условия? С точки зрения современного обывательского сознания скверные. Ни тебе благолепных зданий, не раскатов органа, ни красивых облачений – ничего. Собирались, где только возможно: частные дома, кладбища, катакомбы. И никого такая скудость внешних условий не останавливала. Равно как и подозрительность властей, позже сменившаяся прямыми репрессиями. А почему всё сие не было препятствием для благовестия? Потому что люди через веру соприкоснулись с приблизившимся во Христе Царством Божиим. Открылись совершенно новые горизонты, о которых просто невозможно было НЕ рассказать. Вот и рассказывали. Да, Апостолы шли впереди, но к ним всё время присоединялись новые благовестники, поверившие Христу и доверившиеся Ему. В результате прошло совсем немного времени, а Церковь стала великой силой, менявшей мир. Потому что мир меняется тогда, когда меняются люди.
Но если так, то почему же сегодня мир практически такой же, как и во времена античности: жестокий, исполненный злобы? Да потому, что в Церкви произошло очень прискорбное разделение на клир и мир. Благовестие становится делом ксендза, пресвитера, пастора, в то время как дело мирян – внимать. И вот они уже не делатели, а потребители. Люди приходят на богослужение, чтобы получить некую порцию духовности – и не более того. К сожалению, и наша община от этого не свободна. О чём это свидетельствует? Скорее всего о том, что нет восхИщенности личностью Христа и Его Словом, Царством Божиим, которое в Нём приблизилось. Т.е. да, конечно, всё это существует, я этого не отрицаю. Более того: я уверовал во Христа и Его Царство. А если я уверовал, то чего ещё надо? У меня теперь уверенность в спасении, даже, как утверждают некоторые богословы, в предопределённости ко спасению. Ах, как сие согревает душу! Но вы только представьте, как ученики взяли бы и сказали Христу: Господи, а зачем нам куда-то ходить, когда нам уже и так хорошо? Или сказали бы так: Господи, как мы можем идти и благовествовать, если мы совершенно необразованные, семинариев не кончали – где уж нам благовествовать о Царствии Твоём? Глупо звучит, но ведь примерно так и рассуждают сегодняшние христиане. Что я скажу? Кому я скажу? Я необучен, не умею, боюсь и т.д. И вообще проповедь – это дело пастора, а моё дело сидеть и внимать. А что, Двенадцать были обучены? Хорошо разбирались в богословии, до тонкостей знали Писание и понимали его? Да ничего подобного. Ничего они не понимали. Христа они толком не понимали – Он то и дело ставил им это на вид. И, тем не менее, пошли. Причём Господь не сказал им: пока не обратите каждый минимум по 50 человек, не возвращайтесь. Он сделал иначе: «…и послал их проповедовать Царствие Божие». Каждому из нас стоит подумать об этом. Господь не будет требовать от нас статистических отчётов с фотографиями. Важно возвещать. Что возвещать, кого возвещать? Иисуса Христа, в котором приблизились Царство Божие, вечность и бессмертие. Мы живём не в раю, наша повседневность достаточно серая и унылая – но тем ярче сияет свет приблизившегося Царства, в котором всё будет совершенно иначе. Оно приблизилось к нам, и, присоединившись к народу Божию, мы получили возможность соприкоснуться с ним. Это соприкосновение надо прочувствовать. Это надо очень хорошо прочувствовать, чтобы душа была воистину захвачена светом вечности и надежды. Потому что когда она будет понастоящему захвачена, восхИщена, тогда появится желание рассказать об этом как можно большему числу людей. Причем поведать им не абстрактные отвлечённые истины, а совершенно конкретные, лично мною пережитые сущности. Что Христос сделал для меня? Как изменилась моя жизнь, когда её озарил свет грядущего Царства? Что приходит ко мне при соприкосновении с ним? Вот о чём нужно говорить. Нужно ли? Нужно. Нужно для того, чтобы осиявший нас свет надежды, свет Царства, стал достоянием наших ближних, открыл им путь к сияющей вечности и помог обрести ту вели-кую свободу, которую даёт Своим верным Иисус Христос. «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Аминь.