МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Декабря 2021 года
Святая Ночь
In der Stille
За последние полтора года жизнь не только в России, но и в мире в целом претерпела существенные перемены. Эпидемия короны разрушила многое из того, к чему мы привыкли, и, кто бы что ни говорил, конца этому пока не предвидится. Очередная волна этой заразы уже начала своё шествие по миру, и некоторые страны снова начали вводить локдауны. События на политической арене также не обнадёживают – угроза новой войны сейчас вполне реальна. Так что очень трудно сказать, каким образом будет выглядеть празднование Рождества в следующем году. Но пока что он ещё не наступил, пока что мы ещё находимся в лете Господнем 2021-ом, а потому можем беспрепятственно собраться вокруг Слова и Таинства, можем в совместном песнопении и молитве возрадоваться о приходе в мир нашего Господа и Спасителя.
И, пока у нас есть такая возможность, давайте вспомним, как выглядит традиционное Рождественское время в христианских странах. Это праздник яркий и шумный. Ярмарки, распродажи, иллюминации, уличная трансляция рождественских гимнов, особо торжественные богослужения и т.д. Всё сие создаёт совершенно особенную атмосферу праздничных дней. Но насколько мало этот шум соотносится с той обстановкой, в которой совершился приход Господа в этот мир... Один из самых извест-ных Рождественских хоралов называется Stille Nacht – Тихая ночь. Сие название напоминает нам о том, что Спаситель пришёл в этот мир в тишине. Нам, живущим в Москве, не так просто представить себе, что такое настоящая тишина, потому что шум огромного города не прекращается ни на минуту. В ночное время он, конечно, снижается, но, тем не менее, остаётся. Что неудивительно, ибо тут даже в час ночи можно застрять в автомобильной пробке. Но представьте себе маленькое местечко – я видел немало таких во время своих поездок по Белоруссии. Св.Писание называет Вифлеем городом, и мы привычно называем его так же. Однако, в современном понимании города данное слово совершенно неуместно. На момент Первого Пришествия Вифлеем был именно местечком с населением от 300 до 1000 человек. По сути дела просто большая деревня. В таких поселениях ночью стоит реальная тишина. И если кто-то вздумает громко говорить на улице, его голос будет слышен издалека. Тишина столь велика, что, если нет ветра, то от неё может зазвенеть в ушах. Рождество Христово совершилось не просто в Вифлееме, оно совершилось в ночном Вифлееме. В таких местах и до сих пор ложатся спать рано, так что вокруг действительно стояла глубокая тишина, нарушаемая разве что сопением животных в хлеву, где, за неимением места в гостинице, приютилось Святое Семейство. Потом конечно всё было иначе - уж чем-чем, а тишиной время служения Христа не отличалось, но начало Его земного бытия совершилось именно в тишине, о которой очень полезно поразмышлять и в которую стоит погрузиться хотя бы ненадолго. Почему? Потому что, как было сказано ещё пророку Илии, Бог не в громе и не буре, но в дуновении тихого ветра.
Выражаясь словами Евангелия, проповедь Христа в жизни того или иного человека подобна посеянному семени. Мы можем видеть, как оно брошено, но мы не можем видеть как оно прорастает. Человек встречается со Словом Божиим при разных обстоятельствах. Ну, например, при чтении проповедного текста во время мессы. Сколько таковой звучит? Очень мало. Полторы-две минуты, не больше. Ну, потом ещё длящаяся 15-20 минут проповедь, в которой данный текст снова цитируется. И это всё. Месса окончилась, люди разошлись и вроде бы обо всём услышанном забыли. Но нет. Если услышанное зацепило душу, то не во время мессы, а именно потом, в долгой внутренней тишине происходит осмысление услышанного, постепенно подвигающее на какие-то перемены в повседеневном бытии. Если помните, когда Христос наставлял учеников о том, как нужно молиться, Он говорил о том, что нужно войти в комнату, закрыть дверь и молиться втайне. Что это значит? Что самое личное, самое сокровенное общение с Богом совершается опять-таки именно в тишине. Поэтому даже в мессе после завершения Причащения мы на какое-то время погружаемся в тишину. Шум отвлекает. Только в тишине, только оставшись в одиночестве перед лицом Бога и перед самим собой, можно что-то понять. Понять Божью волю и свой путь в свете этой воли. Поэтому каждому из нас нужна тишина, подобная той, в которой совершилось пришествие в мир его Спасителя.
Как ни странно, сегодняшние люди боятся тишины, боятся остаться наедине с собой. Я слышал немало высказываний тех, кто по причине локдауна в прошлом году оказался вырванным из привычного ритма бытия. И знаете, ни одного положительного отзыва об этом времени не было. Впрочем, даже без таких крайностей многие и раньше жаловались на слишком длинные праздничные дни в январе. А, между тем, такое время, разрывающее паутину привычной суеты, в которой мы все основательно увязли, является возможностью остаться в тишине один на один с Богом, возможностью осмыслить своё бытие, возможностью понять, что хочет от тебя Господь и как следует жить дальше. Поэтому не надо бояться, не надо впадать в раздражение – нужно возблагодарить Бога за данную Им возможность и в полной мере воспользоваться ей.
События в Иудее, начавшиеся в Святую ночь, вся история земного служения Христа, столь важная сегодня для нас и для многих миллионов христиан во всём мире, для современников такового служения прошли совершенно незаметно. Не только для каких-то отдалённых стран, но даже для Римской империи, частью которой была Иудея. Все события, связанные с жизнью, смертью и воскресением Христа, удостоились всего нескольких строчек в больших хрониках Тацита и Иосифа Флавия. Да и на протяжении первых десятилетий христиан вообще мало замечали. Можно сказать, что Слово Божие, равно как и сама Церковь входили в мир незаметно, в тишине. Только потом, в начале IV века христианство благодаря эдиктам императора Константина вышло на поверхность, а Церковь стала значимым фактором общественной и политической жизни. Правда, это не пошло на пользу Церкви. Она деградировала, утратив чистоту и превратившись в один из узлов государственной машины. Даже сегодня, в условиях отделения Церкви от государства, ситуация очень далека от идеала. И потому так важен для нас один из лозунгов Реформации - «ad fontes!», т.е. «к источникам!». В XVI столетии этот лозунг призывал к тому, чтобы очиститься от человеческого словоблудия и обратиться непосредственно к Слову Христа. Но если пройти по этому пути чуть дальше, то мы придём к тишине Святой Ночи, в которой тихо и неприметно в мир явился его Спаситель. Не такого Мессию ожидали иудеи, и совсем не так виделось им Его Пришествие. Что ж, это неудивительно. Люди, знаете ли, прыткие. Каждый по-своему стремится к тем или иным жизненным высотам и очень торопиться их достичь. Иудеи жаждали мирового господства, кому-то из наших сограждан мерещится доминирование в Европе, людям попроще свойственно мечтать о хорошей должности и большом окладе и так далее до бесконечности – сколько людей, столько желаний, которые так хорошо подстёгивает шум и блеск этого мира. Но в этом шуме так просто забыть о куда более важных сущностях – о Боге, о Его Царстве, о собственной честности и порядочности. В шуме мира очень просто вообще утратить все ориентиры и начать кидаться туда-сюда подобно ищущей след охотничьей собаке. И вот, мы тратим свой единственный невосполнимый резерв – время – на всякую ерунду, упуская то, что по-настоящему важно. Поэтому для того, чтобы не утратить подлинный смысл и цель своего существования, нужно почаще возвращаться к источникам, т.е. погружаться в тишину Святой Ночи.
Попробуем представить себе тихую ночь в Вифлееме. В кормушке для скота лежит Бог во плоти, Иосиф и Мария пребывают пред лицом Его. Спаситель пришёл в мир не в облике победоносного вождя, но в облике беспомощного младенца, в Котором, как говорил пророк Исайя, не было ни вида, ни величия. Но, благодаря сему воплощению, люди получили такой доступ к Богу, какого не имели никогда. И до сих пор каждый из нас может придти пред лицо Его, дабы открыться перед Ним, исполниться Его Духом, обрести Его мир и благословение, обрести самого себя, как дитя Небесного Отца. Для этого не нужно ни публичности, ни многословия, ибо до времени Второго Пришествия Бог говорит с нами не в громе и не в буре, но в дуновении тихого ветра, in der Stille, в тишине. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
24 Декабря 2020 - Святой Вечер (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2019 - Рождественский Сочельник (Пастор Е. Романенко)
24 Декабря 2018 - Рождественский Сочельник (Пастор Е. Романенко)
24 Декабря 2017 - Рождественская вигилия (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2014 - Канун Рождества (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2013 - Рождественская вигилия (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2012 - Рождественская вигилия (Пастор Д. Лотов)
24 Декабря 2011 - Рождественская вечерня (Пастор Д. Лотов)