МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Января 2009 года

Третье воскресение после праздника Богоявления


Ис.45, 18-24

Мы уже неоднократно говорили о том, что знамением нашего времени является атеизм, ставший массовым явлением. Причём приход к нему совершился в разных местах по-разному. В России на протяжении нескольких десятилетий его насаждали насильно, истребляя и репрессируя всех, кто был хоть в чём-то не согласен с насаждавшими. В Европе безбожие воцарилось без всякого насилия. Люди погрязли в нём постепенно, по мере привыкания к стабильному образу жизни и постоянной сытости. Таким образом, с одной стороны насильственно, с другой тихо и мирно, в Старом Свете воцарилось безбожие в размерах, доселе невиданных. Однако, можем ли мы сказать, что это подлинное безбожие, что это полное безверие, истинный атеизм? Да и возможно ли полное и абсолютное безверие? Нет. Связь между Творцом и творением настолько глубока и сильна, что её невозможно вытравить до конца. Любой человек стремится к Богу. Разница только в том, что верующий делает это сознательно, а материалист неосознанно. Последний вариант порождает удивительное положение: люди ищут Бога, ищут истину, но не знают, кого именно ищут и где нужно искать. А бывает и так, что в силу каких-либо предубеждений не хотят искать именно в том месте, где найти проще всего. Но жизнь без Бога, вне веры, невозможна, и потому, не сумев найти Истинного Бога, люди создают себе ложных богов. Когда Моисей, выведя народ из Египта, взошёл на гору Синай, дабы получить Скрижали Завета, народ, оставшийся без надзора, сотворил себе идола – золотого тельца - и с увлечением начал ему поклоняться. То же самое происходит и сегодня: люди сами, по собственной воле и инициативе творят себе ложных богов и затем с увлечением поклоняются им. На языке Церкви это называется идолопоклонством. Когда мы слышим это слово, то перед внутренним взором возникают статуи богов древних народов. Впрочем, почему древних? В некоторых странах язычество существует и сегодня, а в некоторых происходит попытка реанимации древних культов, в числе которых находится и русское язычество. Однако, идолопоклонством занимаются отнюдь не только адепты старых или новых языческих культов. В него впадают всякий раз, когда кто-то или что-то поставляется впереди Бога. В него впадают всякий раз, когда приносят жертвы не Богу, а кому-либо ещё; когда в первую очередь думают не о Боге, а о ком-то или о чём-то. Почему так происходит? Потому что, как уже было сказано, люди подсознательно ищут, но не знают где искать, и те чувства, которые должны отдаваться Богу, отдаются другим – людям, любимой работе и т.п. Впрочем, есть и другие идолопоклонники – те, кто поклоняется ложным богам не по неведению, а волне сознательно. Они знают, где нужно искать, но принципиально не ищут, потому что не хотят пребывать в истине. Вернее сказать, они хотят пребывать в истине, ими самими и для себя созданной. Почему так? Потому что пребывание в истине Божией непросто. Ведь она говорит не столько о твоих достоинствах, сколько обличает недостатки. Многим ли такое понравится? Чтобы приблизиться к соответствию Божественной истине, надо немало трудиться, надо менять себя, а это не просто. Намного проще изобрести истину, для которой не надо менять ничего. Пусть это самообман, но насколько проще становится бытие! Евреям, вышедшим из Египта, было очень трудно представить себе невидимого Бога. Намного проще было поклоняться видимому идолу, который, хотя и не имел ничего общего с Божественной силой, но, тем не менее, в отличие от Бога его можно было потрогать. Современных идолов также можно потрогать, поэтому идолопоклонство во многих отношениях удобнее и практичнее. Однако практичность не всегда полезна. В одном стаде была овца, которая открыла, что щипать траву, вставши на колени, намного удобнее, чем наклонять голову с высоты всего роста. Так она и стала поступать. Это было практично. Но однажды на стадо напали волки, и она не смогла убежать, потому что поднятие с колен требовало времени. Идолопоклонство удобнее и практичнее, но тем не менее является безумием, потому что никакой идол – ни человек, ни статуя и не дело – не обладают спасающей силой – силой, способной спасти от вечной смерти. Именно об этом и возвещает нам Господь устами пророка: «Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает».

Когда начинаешь размышлять о взаимоотношениях Бога и людей, то поражаешься силе любви нашего Небесного Отца – той самой любви, что рождает Его долготерпение и милость. Он видит наши недостоинства, Он видит наши отпадения, наше хождение вослед ложных богов, наше пренебрежение Его Словом. И тем не менее Он не отвергает нас, но терпеливо призывает и ждёт. Если провести аналогию с земными сущностями, то скажем так: Он мог бы накричать и ударить кулаком по столу (причём для этого у Него были бы все основания). Но Он предпочитает убеждение: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное…». Поистине, удивительное впечатление производит это сочетание всемогущества и мягкости. Причём мягкости к существам, которые означенной мягкости заслуживают меньше всего. Что из всего этого следует?

Прежде всего, давайте воспринимать Бога всерьёз, в соответствии с речённым через Исайю: «Только у Господа, будут говорить обо Мне, правда и сила; к Нему придут и устыдятся все враждовавшие против Него». Восприятие Бога всерьёз – это осознание и принятие Его в качестве единственного источника истины. Подчёркиваю: не только осознание, но и принятие, потому что осознание какого-то факта ещё не значит, что он принят. Даже очевидности можно сопротивляться, что многие делали и делают. А если мы принимаем Бога в качестве единственного источника истины, то это означает, что мы ищем правды в первую очередь у Него и именно к Нему обращаемся за поддержкой в первую очередь. Если будем поступать так, то Господь обязательно ответит. Только не надо думать, что этот ответ всенепременно будет выглядеть в виде гласа с небес или перед нами предстанет Ангел Господень. По большей части Всевышний действует через людей, превращая их в орудия Своего промысла. В этом качестве люди могут творить удивительные деяния, однако подлинно верующий, видя сие, восторгается не людьми, а направляющей их Силой. «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное…». И ещё… Давайте попробуем должным образом оценить любовь Творца к нам. Кстати, наверное это самое сложное. Не сложно сделать конкретное дело, не очень сложно расставить приоритеты и понять, что первично, а что вторично. Но безумно сложно оценить чью-то любовь, если это чувство не взаимно. Отсутствие взаимности провоцирует на пренебрежение, на нахождение каких-то других, более важных с твоей точки зрения дел. Однако, надо попытаться, потому что иначе ничего не получится в принципе. Я призываю вас почаще обращаться к Писанию, которое, раскрывая нам историю отношений Бога с Его избранным народом – как прежним, так и нынешним – показывает то удивительное чувство, которое питает к нам наш Небесный Отец – оставляемый, пренебрегаемый, предаваемый, и, тем не менее, любящий. Давайте всмотримся внимательнее в эту любовь – любовь, не имеющую аналогов в видимом мире; всмотримся и постараемся достойно оценить её, дабы в нас пробудилась если не ответная любовь, то, по крайней мере, искренняя благодарность. И то и другое в конечном счёте пойдет нам исключительно на пользу. Так говорит Господь: «Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо Я Бог, и нет иного.». Аминь.