МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
18 Января 2009 года
2 воскресенье после праздника Богоявления
Мф.17, 24-27
Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у неё рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
В настоящее время в Германии люди, зарегистрированные в качестве членов той или иной церковной общины, платят так называемый «церковный налог», составляющий 7% от суммы заработка. Эти деньги идут на содержание многочисленных исторических церковных зданий и на выплаты пасторам, которые получают жалованье не от общин, как у нас, а от государства. Этот налог не является чем-то новым. Во времена Христа, равно как, впрочем, и в предшествующие и последующие, все иудеи в обязательном порядке платили храмовый налог. На эти деньги содержалось колоссальное храмовое хозяйство, шли выплаты многочисленным священникам и ещё более многочисленным левитам. Сумма налога составляла две греческих драхмы, т.е. ту самую дидрахму, которую попросили у Христа сборщики. Петр отвечает утвердительно, т.к. ему и в голову не приходит, что можно поступить иначе. Однако Господь мыслит иначе. Слова, сказанные Им Петру, показывают, что Спаситель ни в коей мере не считал для Себя данный налог обязательным. «Как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны.». Этим уподоблением Господь напоминает о положении, типичном для больших империй того времени. Коренной народ, являвшийся государствообразующим, при налогообложении пользовался большими преимуществами, чем иные народы, составлявшие население национальных окраин. Иисус – единосущный Сын Божий, а точнее Бог Истинный. Следовательно, взимание с Него налога наравне со всеми остальными – налога, предназначенного на содержание Его же дома, т.е. Храма, выглядит по меньшей мере комично. Соответственно, ученики, как Его избранные, тоже могут не платить. И, тем не менее, Господь платит за Себя и за Петра. Почему Он поступает так, хотя имеет все основания поступить иначе? Ответ на этот вопрос находим в Евангелии: «Иисус сказал…: Итак, сыны свободны; но чтобы нам не соблазнить их…». Христос платит налог, чтобы не соблазнить, т.е. не совершить поступок, могущий стать преткновением, соблазном для других.
Люди по большей части мыслят очень прямолинейно и, видя какое-то действие, воспринимают его как данность, не давая себе труда разобраться в причинах и подумать о последствиях. Если же речь идёт о деньгах, а тем более о налогах, то здесь всё воспринимаются с особенной обострённостью, ибо, как известно, платить налоги не любит никто. Иисус – заметная фигура, Он на виду, к Его словам прислушиваются, Его почитают за пророка. И если Он не заплатил, если не заплатили Его ученики, то почему должны платить другие? Далее события могли развиваться, как цепная реакция. Вдохновившись примером Христа и апостолов, не заплатил другой, третий, процесс приобретает массовый характер. А массовый отказ от уплаты налога - это уже бунт со всеми вытекающими последствиями. Христос имеет право и возможность не платить, но не делает этого, тем самым подавая пример повиновения установленному порядку. Сей пример актуален не только для Апостолов, но для всех нас.
Человеческое общество во все времена (в том числе и сегодня) очень похоже на группу так называемых «трудных подростков». Общеизвестно, что ввести таковых в рамки закона весьма непросто. Точно также и любое общество явно или неявно, но обязательно будет сопротивляться закону и искать обходные пути. Есть страны, где законность вроде бы стоит на высоком уровне, но даже там очень многие люди заняты выискиванием возможности обойти закон. И если находят хоть малейшую лазейку, то незамедлительно пользуются ею. Причём это отнюдь не считается чем-то недостойным. Скорее наоборот – это своего рода спорт, азартная игра и, если ты вышел победителем, то на тебя будут взирать с восхищением или по крайней мере с уважением. Можно ввести общество в какие-то разумные пределы, однако состояние порядка неустойчиво, оно нуждается в постоянном поддержании, и самый незначительный на первый взгляд момент может оказаться достаточным для того, чтобы порядок нарушился и воцарился хаос. На этом фоне христиане призваны являть пример соблюдения установленных нормативов, ибо они призваны подражать Богу, Который есть Бог не неустройства, но порядка. Следовательно мы должны быть особенно щепетильны и аккуратны в отношениях с государством, ибо призваны подражать Христу, а Христос явил нам подчинение закону. Однако, вполне уместен такой вопрос: а до какой степени должно простираться наше повиновение? Должны ли мы исполнять любое распоряжение власти? Нет, не любое. В том случае, если нас принуждают поступать в противоречии со Словом Божиим, мы имеем полное право отказаться, ибо, как сказано в Писании, «Богу надлежит повиноваться более, нежели человекам». Для нас, как для членов народа Божия, Слово Творца имеет абсолютный приоритет и мы исполняем человеческие установления лишь в той мере, в какой они не противоречат воле Всевышнего. Однако и не более того. Если человеческий закон не противоречит божественному, он должен исполняться. Разумеется, поступающий так входит в противоречие с духом времени, с общепринятыми умонастроениями, потому что люди сегодня, хотя и говорят о законности и правовом государстве, но тем не менее всегда ищут, где бы или не доплатить и недодать или наоборот, взять лишнего. Причём это происходит на всех уровнях и чем выше, тем больше размер беззакония.
Зачастую наше государство по отношению к гражданам ведёт себя непорядочно. Впрочем, сие происходит не только у нас. Думаю, что нет ни одной страны, где было бы иначе. Это поведение ставит нас перед выбором – ответить беззаконием на беззаконие, т.е. повести себя в ответ не менее непорядочно, либо исполнить закон и воздать кесарю кесарево. Второй вариант намного менее привлекателен. Нам самим не хватает, а тут ещё этот кесарь! Однако воздать кесарю кесарево можно по-разному. Можно сделать это, исходя только лишь из собственных возможностей, а можно воздать, целиком и полностью положившись на Бога. И если положиться на Небесного Отца, то отданное вернётся. А может быть даже и с прибылью. Бог действует различными путями и способы, которыми Он помогает нам, бывают порою удивительны и даже невероятны. Рассказывают, что когда Себастьян Бах отправился в Любек, чтобы услышать тамошнего органиста Букстехуде и поучиться у него, то за отсутствием средств ему пришлось пройти всю дорогу до Любека пешком. И вот, совершая свой путь, он подошёл к придорожному трактиру, но не решился войти, так как совершенно издержался. И пока он пребывал в тягостных размышлениях, в верхнем этаже распахнулось окно и рядом с Бахом упало несколько селёдочных голов. Он обрадовался, что получит хоть такое пропитание. Но когда он поднял эти головы и начал разламывать их, то обнаружил внутри каждой по монете. Господь видит нашу нужду и помогает нам. Однако для того, чтобы получить что-то от Бога, надо не бояться отдать. В Писании сказано: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его» (Эккл.11,1). Не бойтесь отдавать. Уповайте на Бога и отдавайте смело, подражая Христу, который имел право и возможность не отдавать, но тем не менее отдал. А также Петру, который согласился отдать и не потерял ничего. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Иисус сказал ему: … пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у неё рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.». Аминь.