МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Августа 2020 года

Преображение Господне


Мф.17, 1-9
1. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2. и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Сегодня мы празднуем Преображение Господне – день, в который произошло самое значительное явление Божественной природы Спасителя. Церковная живопись часто обращается к теме Преображения, однако все попытки выразить случившееся в этот день, выглядят достаточно беспомощно. Это вполне естественно, потому что средствами видимого мира невозможно выразить то, что превосходит его реалии. Так, на картинах Иисуса изображают в белых одеяниях, но они не были белыми – они были светоносными, излучающими сияние. Точно также и лицо Спасителя в момент Преображения уже не было обычным человеческим лицом – оно также стало источником света, на который было трудно взирать, потому что лик Господень сиял, как солнце – именно так написал св.Матфей. В день Преображения апостолы увидели Истинного Бога – увидели настолько близко, насколько это возможно для обычного человека. Можно сказать, что они вплотную приблизились к границе того, что может увидеть человек. Ведь узреть Бога-Отца невозможно: вернее сказать, нельзя увидеть Его и остаться живым. Тем не менее, возможность созерцания Божества существует, потому что Отца можно увидеть в Сыне. И вот, апостолы взирают на Иисуса, пребывающего в ореоле Божественного величия. Какие же чувства внушает им это созерцание? Св.Матфей пишет о двух, очень контрастных эмоциях. С одной стороны, Пётр сказал Иисусу: «Господи, хорошо нам здесь быть…», а с другой, когда из облака раздаётся глас Отца, «ученики пали на лица и очень испугались». Итак, с одной стороны благость, с другой страх. И то, и другое чувство пробуждается пребыванием в присутствии Божием. Сей контраст побуждает задаться вопросом, кто же такой Бог в отношении нас и каким образом Его следует воспринимать, как относиться к Нему?

Символ веры говорит нам о Боге в первую очередь, как о Творце и Вседержителе. Окружающая нас неизмеримая грандиозность творения свидетельствует о выходящей за рамки всех человеческих представлений мощи и силе Божией. Эта мощь подобна стихии, перед которой человек обращается в ничто; которая может в одночасье смести с лица земли все достижения цивилизации, как это бывает при извержении вулканов, землетрясениях, торнадо или цунами. Перед лицом подобного рода катастроф человек со всеми его достижениями беспомощен, как новорожденный младенец. Сила Божия несоизмеримо превосходит любую стихию – ею сотворено всё и она же, если пожелает, может обратить всё созданное в изначальный хаос. Сила Творца настолько велика, что там, где она являет себя, человек не может находиться, как это было при освящении Иерусалимского храма. Даже незначительное соприкосновение с мощью Отца для человека либо труднопереносимо, либо непереносимо вообще. Именно поэтому Его голос, прозвучавший из облака в момент Преображения, в буквальном смысле сбил апостолов с ног и вызвал у них страх. Таков Отец. Но при всей Своей немыслимой силе Он именно Отец, и при том любящий. Эту удивительную весть приносит нам Иисус, Своей личностью раскрывающий для нас другую сторону Бога – не стихийную мощь, но совершенную любовь, милость, прощение и мир.

Бог обитает не в пустоте, но в той невидимой для нас части творения, которую мы именуем Царствием небесным. Иисус приходит к нам, как посланец этого невидимого мира и в момент Преображения позволяет апостолам увидеть частицу его реальности. Каково же их впечатление? «Господи! Хорошо нам здесь быть…», - так реагирует на увиденное апостол Пётр. Знаете, бывают такие дома, пребывание в которых царит ни с чем не сравнимое ощущение радостного мира. Их не хочется покидать. Я бы даже сказал, что для того, чтобы уйти, надо совершить над собой определённое насилие. Так вот, мир, который можно обрести в подобном доме – ничто по сравнению с миром Царствия небесного. Реальность небес неизмеримо превосходит любую земную реальность и, что самое удивительное, сия реальность высшей благодати предназначена нам – такова ещё одна грань Благой вести, принесенной нам Спасителем.

А теперь такой вопрос: зачем Иисус явил апостолам небесную реальность и, если уж явил, то почему запретил рассказывать о ней, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых»? Ответ, как мне представляется, будет следующим. После Вознесения Господня и ниспослания Святого Духа апостолы должны были идти и проповедовать. Что проповедовать? – приблизившееся Царствие небесное. Но очень трудно говорить о том, чего ты сам не видел. И потому Господь являет им малую частицу небесной реальности, дабы потом они смогли рассказать о ней другим. И не просто рассказать, но рассказать убедительно. В конце концов, ничто не может сравниться по силе с личным свидетельством. После дня Преображения апостолы могут не просто сказать, что приблизилось Царствие небесное – они могут рассказать, что именно приблизилось. Но благодать вышнего Царствия не абстрактна и не существует сама по себе. Её источник – всё тот же Бог. Она исходит от Отца и является через Сына, представшего перед апостолами в Своей небесной сущности, дабы они смогли увидеть и уразуметь сущность Евангельского благовествования.

Итак, две реальности. С одной стороны, повергающий на землю и вызывающий страх глас Отца; с другой, невероятная благость присутствия Сына. И обе эти стороны принадлежат одному и тому же Богу. Так кто же Он для нас – источник страха или благости? Как относиться к Нему: бояться или любить, скрываться или жаждать встречи?

Мартин Лютер в Малом Катехизисе объединяет оба чувства. Толкование каждой из 10 Заповедей он начинает со слов «мы должны бояться и любить Бога». Что это значит? Прежде всего то, что никакая фамильярность с Богом невозможна. Недопустимо легкомысленное относиться к Нему, недопустимо поминать Его всуе, идти против Него. Псалом 13 начинается со слов «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Поистине надо быть безумным, чтобы восстать против силы Божией, которая может обратить в прах не то что человека, но и всю Вселенную. Бояться Бога – означает помнить об этой силе, относиться к Богу с благоговейным трепетом и не превозноситься, но со смирением и благоговением принимать даваемое Им. В то же время не следует забывать, что от этой силы исходит величайшая любовь, явленная нам во Иисусе Христе. Непредставимая, но любящая нас мощь, Отец и Сын, две ипостаси единого Бога – вот то, что явилось апостолам в День Преображения и засвидетельствовано евангелистом для нашего назидания.

И ещё одна реалия, явившаяся в День Преображения – Царствие небесное. Ничто на земле не даёт окончательной радости. В любой бочке мёда, сколь бы велика она ни была, всегда найдётся ложка-другая дёгтя, портящего весь вкус. В самом хорошем коллективе обязательно найдётся негодяй, среди святых фарисей и ханжа, среди друзей предатель, и даже самая лучшая жизнь изобилует болезнями и заканчивается смертью. Есть лишь одно место, где нет и намёка на порчу – Царство небесное, царство Божие. И если мы доберёмся до него, то переживём удивительное чувство освобождения от всего недостойного и ненужного, от всего лишнего. Когда мы войдём во врата вечности, перед нами откроются превосходящие всякое разумение перспективы небес. Когда мы войдём во врата вечности, мы поймём, что со смертью и грехом покончено навсегда, и что в нашем бытии более не будет ни плача, ни вопля, ни болезни. Когда мы войдём во врата вечности, всё наше существо проникнется миром Божиим, и в слезах неизреченной радости мы, подобно апостолу Петру, скажем: «Господи! Хорошо нам здесь быть». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 06.08.2020