МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Марта 2020 года

Благовещенье


Лк.1, 26-38
26. В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33. и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
34. Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?
35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Сегодня, в среду четвёртой недели Великого Поста, мы празднуем Торжество Благовещенья, т.е. вспоминаем событие, о котором поведал нам евангелист Лука: возвещение Ангелом Гавриилом Пресвятой Деве вести о том, что она станет матерью Иисуса Христа – Спасителя мира. Можно было бы в связи с этим поразмышлять о силе веры Марии, о её доверии Богу, благодаря которому она смогла принять весть может быть и благую, но лично для неё весьма страшную - ведь по Закону девушка, забеременевшая до замужества, должна была быть побита камнями. Можно было бы, но об этом уже было говорено и, возможно, даже не раз. Поэтому зададимся иным вопросом: а почему, а, самое главное, как мы празднуем Благовещенье?

Мы празднуем Благовещенье, потому что это событие без сомнения является одним из важнейших в Священной истории. Как мы отмечаем его? Как память о чём-то давно совершившемся? Как музейный экспонат, не имеющий лично к нам никакого отношения кроме исторической памяти? Если так, то это большая ошибка. Ошибка, потому что Благовещенье продолжается. Благая Весть о рождении Мессии звучит и сегодня – просто в ней изменилось грамматическое время. Спаситель не родится, а уже родился. Это не грядущее событие, а совершившийся факт. И если 2000 лет назад весть о Его рождении была возвещена только Марии, то сегодня она возвещается каждому человеку. Так вот, как мы относимся к этой вести, как воспринимаем её? Мария, услышав сказанное Гавриилом, сильно смутилась, но, в конечном счёте, полностью поверила его слову и доверилась Богу. Теперь эта весть – весть о том, что к нам пришёл Иисус-Мессия, спаситель мира, владычеству Которого нет пределов - перед нами. Так вот, первое: верим ли мы ей и второе: доверяемся ли Богу так, как это сделала Мария? Ответ на эти вопросы определяется повседневностью. Некоторые отвергают её в корне, потому что вообще не признают бытия Божия. Другие вроде бы не отрицают, но при этом живут так, как будто лично к ним она не имеет никакого отношения. Наконец, третьи реально принимают и стараются жить в соответствии с нею. Да, это не очень получается, потому что люди всегда остаются грешниками, но, суть в том, что, падая, такие люди не остаются лежать, но встают, очищаются и идут дальше. К какой группе относимся мы, здесь собравшиеся?

Когда читаешь новости о жизни Церкви, высказывания её служителей, узнаёшь о делах мирян, то приходишь в сильное недоумение. Вот, люди считают себя христианами, а живут, как безбожники. И дело здесь не в посещении богослужений, а в том, что происходит, когда богослужения заканчиваются. А происходит нечто странное. Бесчестный бизнес, подсиживание конкурентов, рейдерские захваты, устранение неугодных и т.д. – т.е. всё то, что можно в изобилии найти в среде, предельно далёкой от Бога. Так где же в жизни таких, с позволения сказать, «верующих» Благая Весть? По всей видимости, где-то на задворках сознания. Но в таком случае всё их христианство фальшивое, ложное. Вот весть о рождении Мессии: если ты действительно поверил этой вести, то будешь действовать, исходя именно из неё, т.е. из того, что Иисус – спаситель мира и твой собственный. Понятие «спаситель» - не абстрактное. Оно предполагает гибель, от которой нужно спасаться. Так что если Иисус наш Спаситель, то надо довериться Ему, потому что без Него нет спасения. Но от чего спасаться? Слово Божие возвещает обречённость этого мира. Вполне логично, что если обречён весь мир в целом, то и мы обречены вместе с ним. Благая Весть о рождении Иисуса блага именно тем, что показывает, как избежать обречённости. Для этого есть только одна возможность – нужно довериться Иисусу, потому что больше доверяться некому. Но доверие означает жизнь в соответствии со словами Христа, потому что это не просто cлова, а инструкция по выживанию. Вот и всё. А если ты читаешь, что спасение тебе не нужно, потому что тебе решительно ничего не грозит, еcли живёшь, как тебе угодно, то никакой веры в тебе нет. Или, точнее, нет веры спасающей.

Итак, Благая Весть о рождении Иисуса-Спасителя возвещается. Нужна нам эта Весть или нет? Ели проще, то нужен ли нам Иисус? Каждый из нас даёт ответ на этот вопрос в каждый день бытия. Наша повседневность является ответом. Весть о пришедшем в мир Христе-спасителе есть Благая Весть. Она говорит, что Иисус пришёл к нам, потому что мы Ему нужны. Осталось ответить на неё: сказать Ему, что и Он нам до чрезвычайности нужен и принять волю Божию так же, как приняла её Пресв.Мария, сказавшая: «се, раба Господня. Да будет мне по cлову твоему». Аминь.