МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Сентября 2018 года
15 воскресенье после Дня Св.Троицы
Лк.10, 38-42
В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Как мы знаем из Писания, Иисус странствовал по Святой земле не в одиночестве. Ему сопутствовало довольно значительное число людей – прежде всего 12 апостолов, а также и другие ученики, так что общее число приближалось к сотне. Это действительно много. Представьте, что такая толпа пришла бы к вам в дом – тут поневоле будешь метаться, как угорелый. Впрочем, принять даже 12 человек тоже не так просто. В былые годы в нашем доме собирались большие компании и право же, процесс приготовления всего необходимого был весьма хлопотным. И это с учётом того, что эти встречи были заранее согласованы. Иисус же с учениками, как можно заключить из текста, пришёл в дом Марфы и Марии неожиданно. Поэтому не приходится удивляться, что Марфа заботилась, как сказано в Евангелии, «о большом угощении» и совершенно сбилась с ног. Равным образом неудивительно, что её сестра, совершенно не принимавшая участия в хлопотах, вызвала у Марфы изрядное раздражение. «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Могу сказать на основании личного опыта, что когда пребываешь в активном действии, ничто так не раздражает, как вид бездельничающего ближнего. Поведение Марфы вполне логично – принять в своём доме раввина было большой честью, а уж такого прославленного Учителя, как Иисус, и подавно. Но вот ведь какая штука – заботясь об угощении, Марфа не могла услышать назидания Спасителя. И тем самым упустила нечто бесконечно важное, абсолютно уникальное, неповторимое – возможность услышать Слово Божие лично, без каких-либо посредников. Не сомневаюсь, что для сестры Марфы – Марии - принимать в доме Иисуса также была великой честью, но она поняла, что самое главное – это возможность услышать Его поучения. Вот почему и сказал Господь: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Так что же, Марфа была совершенно и абсолютно неправа – ей следовало пренебречь всеми правилами гостеприимства и оставить Иисуса и учеников голодными? Нет конечно. Но, как следует из слов Господа, размах её деятельности мог быть поменьше. В конце концов, ученики не принадлежали к категории избалованных снобов и за время странствований с Иисусом привыкли к трудностям и лишениям. Впрочем, вспомним, из чего состояла трапеза при насыщении 5000. Хлеб и рыба. Всё. Так что, может быть, и не было необходимости в большом угощении? Может быть, Иисуса и учеников удовлетворила бы и более простая трапеза? Наверное так, потому и сказал Господь: «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно».
Рассказ св.Луки чрезвычайно важен и актуален для каждого, почитающего себя христианином. Что такое христианин? Это ученик Христа. И когда совершается крещение взрослого, то священник спрашивает его, желает ли он через это святое таинство соделаться учеником Иисуса Христа? А кто такой ученик? Очевидно, что это тот, кто учится, кто постигает знания, даваемые учителем. Не менее очевидно и то, что для постижения знаний, для научения нужно время. И вот тут сплошь и рядом получается, что мы оказываемся в положении Марфы, т.е. заботимся и суетимся о многом – так заботимся, что на научение просто не хватает времени.
У всех нас очень непростое бытие, в которое мы, увы, поставлены государством, для которого забота о гражданах находится совсем не на первом месте. Я бы сказал, что мы стараемся не жить, а выживать в постоянно ужесточающихся условиях. Причём никогда не знаешь, каким образом они ужесточатся в самом ближайшем будущем. Достаточно вспомнить то беззастенчивое ограбление, которое наши с позволения сказать законодатели вместе с правительством и президентом пытаются провести под видом пенсионной реформы. Ведь очевидно, что с возрастом силы только убывают, а количество немощей и болезней прибавляется. Надеешься на какое-то облегчение, ан нет! – иди и работай дальше. А кому ты нужен в 60, когда даже молодые не всегда могут найти работу? Соответственно, вот ещё одна задача на выживание. Да и мало ли их – задач, проблем, которые нужно решать каждый день, и которые успешно забирают время и силы? Много. Даже больше чем нужно. И вот, оказывается, что за заботой о многом времени для Господа не остаётся. Причём не то что для ежедневной молитвы, но даже для воскресной мессы, на которой многие из вас бывают то через раз, то через два, а то и больше. Ну конечно, в будние дни столько всего, что времени на себя не хватает, и воскресенье – самый лучший день для того, чтобы заняться, наконец, собой. Но не получается ли то самое, о чём Господь сказал Марфе: «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно». Марфа вне сомнения была хорошей хозяйкой, но благую часть выбрала её сестра Мария, которая, как сказано в Евангелии, «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Итак, одно только нужно. А что именно?
У каждого из нас много дел, много задач, которые мы решаем. Но к чему ведёт это решание? Способно ли оно избавить от тяжести грехов, от смерти? Нет. Способно ли оно открыть врата вечности? Тоже нет. Т.е. всё то, чем мы обычно занимаемся, позволяет решать проблемы только в масштабе нынешнего бытия, да и то не все. Таким образом, вся наша возня в общем и целом не имеет никакого отношения к Царству Божию, которое можно достичь только через доверие Христу, через открытие себя для Его Слова, Его благодати. Т.е. через уподобление Марии, которая «села у ног Иисуса и слушала слово Его». У меня есть знакомый – очень хороший инженер, занимающийся наладкой медицинского оборудования. Можно сказать, что он не вылезает из командировок, так что дома бывает пробегом. Я спросил его: а для чего такое количество дел? Ответ был что-то вроде: для того, чтобы себя уважать. Интересно, может ли уважение к себе хоть как-нибудь помочь на Божьем Суде? Впрочем, это дело Господа, а наше дело помнить то, что было сказано Марфе о ней самой и о Марии. Дел много. Всех не переделаешь – это совершенно однозначно. Поэтому очень важно не потеряться в этом множестве: не потеряться и не потерять своё будущее, несоизмеримо более важное, чем важнейшее из дел этого мира. А не потеряться и не потерять можно только тогда, когда ты пребываешь со Христом: когда слушаешь Его Слово, общаешься с Ним в молитве, воссоединяешься с Ним в Таинстве Пресв.Евхаристии. Поэтому в первую очередь нужно, подобно Марии, быть у ног Христа. А что касается угощения, о котором столь заботилась Марфа, то оно, конечно, тоже должно быть, но не надо, чтобы оно было большое. Если бы Марфа приготовила более скромную трапезу, позволяющую послушать Христа, то для неё это было бы куда полезнее. Да и Господь не был бы в претензии, поскольку всегда подчёркивал, что пришёл для не для того, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить Самому для спасения многих… Поэтому на первом месте – Христос. Всё остальное лишь постольку, поскольку не препятствует пребыванию с Ним и в Нём. Ибо так говорит Господь: «Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Аминь.