МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Ноября 2008 года

24 воскресенье после Дня Св.Троицы


Эккл.3, 1-14

Только что услышанные слова из книги Экклезиаста говорят нам о мироздании, как о великой тайне. И оно воистину является тайной, потому что Истинный Бог, сотворивший всё видимое и невидимое, есть Бог сокрытый и непостижимый. Соответственно, столь же сокрытым и непостижимым является Его промысел, Его планы. И если Господу не будет угодно открыть Свою волю, то человек будет оставаться в неведении. Он сможет видеть, что именно соделал Господь, но не сможет сказать, почему Он поступил именно так, и ради чего было соделано то или иное. «Всё соделал Он прекрасным в своё время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.». Понять Божий замысел (да и то лишь частично) можно только тогда, когда оглядываешься назад и видишь ход истории. Из него можно получить некоторое представление о пути, которым Господь ведёт нас. Однако, настоящее скорее всего останется непонятным до тех пор, пока не найдёт своего места в ретроспективе, пока не станет прошлым. А если так, то остаётся лишь одно – доверять Богу и радоваться бытию, когда для этого предоставляется хоть какая-то возможность, потому что она существует не всегда. «Время любить и время ненавидеть; время войне и время миру». В этом и в предшествующих стихах Экклезиаст противопоставляет благое не благому, причём показывает, что эти два состояния постоянно сменяют друг друга. Поэтому радуйся, пока есть возможность, потому что никто не знает, сколь долго продлится сменившая радость чёрная полоса. Человек надеется на то, что время неприятностей ограничено, однако ему неведомо, когда окончится время плача и настанет время для радости. Поэтому что есть человек? Он подобен блуждающему в тумане, который не может понять, где находится, куда идёт и где окажется в последующий момент. Сие положение страшно – страшно именно неопределённостью, потому что нет для человека ничего более скверного, чем неясность будущего, неопределённость перспектив, отсутствие ясно выраженной цели. Однако, если ты не знаешь никакого иного состояния, если состояние, в котором ты пребываешь, не с чем сравнить, то оно будет восприниматься, как вполне нормальное. Или вернее сказать, как единственно возможное. Во времена Ветхого Завета, во времена, когда Экклезиаст писал свою книгу, состояние, о котором он говорил, было безальтернативным. Люди рождались в нём и воспринимали его как единственно возможную данность, потому что ничего другого не знали, да и не могли знать. И лишь тогда, когда Господь возвёл нас на следующую ступень Откровения – лишь тогда, уже с позиций Нового Завета, стало возможным в полной мере прочувствовать, насколько жалким было Ветхозаветное состояние человека и от всей души возблагодарить Бога за то, что мы живём в другое время.

Истина одна, и она у Бога. Если она и выглядит по-разному в разные времена, то только лишь потому, что Господь не открывает её сразу. Не открывает по той причине, что человек не всегда в состоянии воспринять её. Когда Христос возвестил Евангелие спасения, Его поняли далеко не все. Если бы Он сделал это раньше, например, во времена Экклезиаста, Его бы не поняли совсем. Бог приноравливается к возможностям человеческого восприятия и потому открывает истину не сразу, а постепенно, шаг за шагом – так, чтобы люди могли усвоить её и жить в соответствии с нею. Именно поэтому в начале был дан более простой для вмещения Ветхий Завет и лишь спустя очень долгий срок пришло время для восхождения на новую ступень Истины..

«Всё соделал Он прекрасным в своё время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.». Мы и сейчас не можем до конца постичь весь Божий замысел в полноте, однако, по сравнению с людьми времён Экклезиаста, знаем намного больше. Мы уже не бродим в тумане и не представляем собою игралища судьбы, потому что обрели перспективу вечности, перспективу Царствия Божия плюс знание того, что надлежит делать для того, чтобы этой вечности достигнуть. Позиция Экклезиаста глубоко пассивна. Согласно его поучениям, если приходит время радости, то надо радоваться; если приходит время скорби, то надеяться на его скорое окончание – но и то и другое состояние воспринимается как данность, на которую нет смысла каким-то образом воздействовать. Впрочем, никакое воздействие и невозможно, потому что «…всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить…». Позиция христианина совершенно иная. Христианин не ждёт, когда в его жизни что-то само собою изменится – он активно созидает своё будущее и свою вечность. Поясню данную мысль на примере из повседневности. Когда наша Церковь в Европейской части России после долгих лет пребывания вне закона начала восстановление своих структур, очень много надежд было возложено на помощь со стороны Германии. Таковая вначале действительно предоставлялась, но со временем стала уменьшаться, а потом и вообще практически прекратилась. Однако за то время, когда она имелась, некоторые общины настолько привыкли жить за чужой счёт, что оказались неспособными к самостоятельной жизни и по сей день пребывают в пассивном ожидании того, что им помогут со стороны. Но другие (в том числе и наш приход), стали изыскивать и развивать свой собственный потенциал. Применительно к Москве результат налицо – собор, в котором мы сейчас находимся. Четыре года назад это были руины. Сегодня это действующий храм, реставрация которого, правда, ещё не завершена, но тем не менее он уже живёт и живёт совсем не плохо. Возможности для его возрождения мы изыскали и продолжаем изыскивать самостоятельно. Может быть, всё совершается не так быстро, как хотелось бы, но всё же совершается – и это главное. Точно так же происходит во всём - от малого до великого. И в малом, и в великом мы либо сами созидаем свою судьбу, либо пассивно влечёмся за обстоятельствами. В пассивности нет ничего хорошего. Активная позиция – вот то, что может и должно быть. Единственное, чего следует здесь остерегаться, так это самоуверенности. Своими силами человек в состоянии достичь многого, однако по-настоящему благой результат может быть достигнут лишь при содействии Бога. Именно поэтому мы призваны всецело доверяться Христу и не предпринимать ничего, не испросив Его благословения и не приобщившись Его благодати. Однако, всегда следует помнить о том, что Бог может благословить, может поддержать, может показать путь, но идти по этому пути надо самому, не надеясь на то, что некая вышняя сила будет переставлять твои ноги. Бог помогает тому, кто идёт, и напрасно будет ожидать помощи неподвижно сидящий. Это относится ко всем сферам бытия – от обычной повседневности до взыскания спасения.

«Всё соделал Он прекрасным в своё время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.». По мере созревания человека Господь возводит его на новые и новые ступени откровения. Сегодня мы знаем намного больше, чем во времена Экклезиаста, но всё же наше знание ограничено. Однако настанет момент, когда мы взойдём на самую высокую ступень, и тогда воля Всевышнего, Его замысел откроются во всей своей полноте. Это произойдёт при вхождении в Царство Божие, в котором Бог будет всё во всём, и мы обретём то полное единство с Творцом, которым обладали до грехопадения. Сравнивая нынешнее и будущее состояния, св.ап.Павел сказал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу». Но даже сейчас, когда наше знание не полно, мы уже не блуждаем в тумане неизвестности. Бог во Христе даровал нам великую благодать, позволив увидеть перспективу вечности и уже здесь и сегодня носить в себе частицу грядущего Царства. Испросим же его благословения для того, чтобы обрести силы для хождения путями Его и тем самым пребыть в числе тех, кому в свой час откроется превосходящая всякое воображение сияющая полнота Божественного замысла! Аминь.