МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
15 Апреля 2018 года
Misericordias Domini
Мк.6, 30-37а
И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть.
Сегодняшнее воскресенье называется Misericordias Domini по словам 32-го Псалма «Misericordias Domini plena est terra – Милости Господней полна земля». Соответственно, мы призваны к размышлению о милости Божией, о Божьем милосердии. Но что такое Божье милосердие, в чём конкретно оно выражается? Разумеется, величайшим его проявлением для нас является сошествие Божие в этот мир во ипостаси Иисуса Христа, Его служение и Его жертва за наши грехи. По своим делам мы не заслужили ничего хорошего и, тем не менее, получили возможность для оправдания, для прощения; получили возможность обрести участие в Его Царстве, в новом творении, в вечности. Сие дано нам не по заслугам, но как дар, как милость. Что ж, это удивительно и возвышенно, но вот проблема: мы призваны идти путём Христа, поступать так, как Он поступал, в т.ч. являть милость и милосердие. А как это возможно, если никто из нас, просто в силу своей греховности, не может стать искупительной жертвой за грехи другого? Да и необходимости в этом никакой нет, потому что жертва Христа принесена один раз и навсегда – за все грехи. Так что же такое Божья милость в повседневности, на что нам следует ориентироваться, чтобы идти путём Господа?
Т.к. милость является сущностью Бога, то является она во всём – не только в великом, но и в малом. Об этом напоминает нам сегодняшнее Евангелие: «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправля-лись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Ученики вернулись к Иисусу после долгого миссионерского похода, устали так, что Сам Господь повелевает им отдохнуть в уединении, но именно этого и не получается, потому что люди, жаждущие научения, не дают им уединиться. Причём это не несколько человек, а огромная толпа, числом около 5000. Для уставших людей ситуация, когда вместо ожидаемого отдыха вновь приходится приниматься за труды, просто катастрофична, однако ни Иисус, ни ученики, видя, что планы на отдых рухнули, не спешат уплыть в другое место. Они продолжают общаться, учить, а это совсем не просто. Могу на собственном опыте засвидетельствовать, что вести разговор на важные темы, когда устал до того, что думаешь только о сне, предельно тяжело. Ситуация, описанная евангелистом, усложняется ещё и тем, что через какое-то время встаёт проблема насыщения всех пришедших. Вот вам и пример милости – служение Иисуса и учеников не прерывается даже тогда, когда силы их на исходе, когда отдых становится не прихотью, а необходимостью.
Был однажды такой случай. Я изрядно потрудился, сильно проголодался, так что буквально всё сводило – пошёл в столовую. Но не успел далеко отойти от дверей, как подходит человек, у которого имелись проблемы - он нуждался в душепопечительской беседе. Что ж, я повернул обратно, и мы говорили столько, сколько было надо, но, к стыду своему должен сказать, что повёл этого человека в своё бюро с чувством великой досады. Вспоминаю об этом с большим сожалением и смиренно надеюсь, что он ничего не заметил. Самое плохое здесь даже не то, что этот человек мог заметить моё настроение, а в том, что я не использовал дарованную мне возможность пойти по пути Господа. Тут бы возрадоваться надо, а я подосадовал. Этот случай – хороший пример того, что может быть и чего не должно быть в повседневности. Господь являет людям милость через Своё служение. Следовательно, Его ученики, как письма Господа этому миру, как Его свидетели и посланники, призваны к тому же самому. Мы служим Богу через ближних. Служение им есть исполнение воли Божией. Следовательно, оно должно совершаться даже тогда, когда вроде бы препятствует каким-то личным планам. Но сие не должно смущать, потому что ученик Христа в первую очередь творит волю Господню, а свои планы реализует постольку, поскольку они не препятствуют исполнению воли Всевышнего. Это первое. Второе. Служение ближним должно совершаться не с досадой, не со скрежетом зубовным, а в радости, происходящей в т.ч. из осознания того, что ты имеешь реальную возможность уподобиться Христу и Апостолам, поступать так, как поступали они. А они являли милость. Вернее сказать, милость Господня являлась через Апостолов, что в т.ч. было явлено в последующем насыщении 5000. Хлебы умножал Господь, но люди получали их из рук учеников. Точно также, милость Христа может быть явлена и нашим посредством. Ещё одно. У милости нет ограничений. Если мы говорим что-нибудь типа «я служу ближним от 9 до 20 часов, а потом знать их не знаю», то уже нет ни милости, ни служения. Есть только очередной чиновник, аккуратно исполняющий должностные обязанности. Но чиновник делает свою работу, получая за неё вознаграждение в виде жалованья, а то и в виде взяток. В Церкви же совершается не работа, а служение, отличающееся от работы тем, что никакого вознаграждения нет. Христианин совершает служение милосердия, не ожидая никакого воздаяния, ибо стремится не к тому, чтобы подзаработать, а к тому, чтобы быть единым со Христом и Апостолами в их любви, их служении, их образе мыслей, их деяниях. «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного,- ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в пустынное место в лодке одни. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
14 Апреля 2024 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
23 Апреля 2023 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
01 Мая 2022 - Miserecordias Domini (Пастор Е. Романенко)
18 Апреля 2021 - Miserecordias Domini (Пастор Е. Романенко)
26 Апреля 2020 - Miseriсordias Domini (Пастор Д. Лотов)
05 Мая 2019 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
30 Апреля 2017 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
10 Апреля 2016 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
04 Мая 2014 - Misericordias Domini – 2 воскресенье по Пасхе (Пастор Д. Лотов)
14 Апреля 2013 - Misericordias Domini (Пастор Д. Лотов)
22 Апреля 2012 - Мisericordias Domini – 2 воскресенье после Пасхи (Пастор Д. Лотов)